Статья

О государственном контроле: становление, развитие, роль - 2

окончание. Начало здесь.

Непосредственное регулирование основных положений, связанных с бухгалтерским учетом и финансовым контролем началось в средние века и эпоху Возрождения. Значительный прогресс был связан с введением арабских цифр.

Впервые это было сделано в Испании, где в 1263 г. при царствовании Альфонса Мудрого в Кастилии был издан специальный закон об обязательном ежегодном составлении отчетности управляющими государственными предприятиями.

В англоязычных странах самое древнее упоминание об аудите датируется 1130 г. (документ архива казначейства Англии и Шотландии).

Лондонское Сити подвергалось аудиту уже в 20 гг. XI в., а в начале ХIV в. в числе выборных должностных лиц значились и аудиторы.
С тех пор в архивах хранится множество документов, свидетельствующих о широком признании значения аудита и регулярном осуществлении аудита муниципалитетов, частных землевладений и ремесленных гильдий.

24 марта 1324 г. король Эдуард II подписал указ о назначении трех государственных аудиторов, которые должны испрашивать, проверять и «брать все счета, которые были введены и которые будут введены в провинциях Оксфорде, Беркенхенде, Саутхемптоне, Уэльсе, Соммерсетшире и Дорсете, делать и обозначать все, что аудиторы со счетами делать должны».

Аудит в Великобритании того периода подразделялся на два типа. Публичный аудит - это в буквальном смысле заслушивание аудиторских отчетов в присутствии должностных лиц и граждан. Аудиторские отчеты читал вслух казначей. Такая практика велась с учетом того, что грамотой владели далеко не многие. К середине XVI в. в отчетах аудиторов указывалось: «Выслушано нижеподписавшимися аудиторами».

Детальная проверка счетов уплат управляющих финансами крупных поместий заканчивалась устным отчетом аудитора перед владельцем и советом управляющих поместья. При этом аудитор обычно являлся членом совета, и этот вид аудита являлся прообразом современного внутреннего аудита.

При этом оба вида аудита были направлены на обеспечение подотчетности государственных и частных должностных лиц в отношении вверенных им средств.

Таким образом, аудит зародился как форма государственного финансового контроля. С развитием государственных организаций в той или иной форме были образованы контрольные структуры, которые осуществляли в основном последующий контроль. Контрольные функции были возложены на специальных чиновников.

Возникновение двойной бухгалтерии относится к XIII в., но ее первое и наиболее полное описание было дано замечательным итальянским математиком Лукой Пачоли в 1494 г. в работе «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях» в трактате «О счетах и записях». В ней он приводил версию проведения первой аудиторской проверки в Америке как факт, явно отражавший интерес государства. Речь шла о том, что в 1631 г. из Голландии в Плимут (штат Массачусетс) был послан бухгалтер для выяснения причин возрастающей задолженности колонии.

Дальнейшее совершенствование учета происходило благодаря введению принципов бухгалтерского учета, основанных на двойной записи, которые Л.Пачоли сумел изложить в своем труде. Ясные и понятные стиль и логика изложения, а также необходимость систематизации, назревшая в бухгалтерской практике, способствовали тому, что методы ведения учета путем применения двойной записи получили широкое распространение в мире, что было вызвано бурным ростом торговли и промышленности, широким развитием рынком заемного капитала, сложностью ведения расчетов с таможенными и акцизными чиновниками, увеличением объема учетных работ, а также необходимостью проведения контроля за процессом ведения учета и за его правильностью и достоверностью.

Усложнение системы учета требовало специальных знаний для его проверки. Однако проверяющее лицо должно было быть не только хорошо подготовленным в области бухгалтерского учета, но и уважаемым членом общества, потому что именно в этом случае его мнение о том или ином предприятии могло иметь вес. Основными чертами личности аудитора были его безупречная порядочность, честность и независимость, но кроме того, он должен был уметь выслушать всех участников конфликта и, рассмотрев все бухгалтерские документы, высказать свое независимое мнение.

Слово «аудит» в разных переводах означает «он слышит» или «слушающий». Это подчеркивает особую доверительность во взаимоотношениях аудитора со своими клиентами, внимательность, доброжелательность, участливость, заинтересованность в делах клиента, обратившегося за услугами к аудитору.

Последователи Л. Пачоли публиковали методики ведения учетных регистров, Главной книги, кассовых книг и других документов, а следствием развития и формализации методик учета, очевидно, явились и методики контроля и ревизий, зарождавшиеся в то время и основывавшиеся на детальной проверке правильности ведения записей и арифметических подсчетов.

Исторической родиной аудита считается Англия, где в связи с мощным развитием рыночных отношений в 1844 г. была принята серия законов о компаниях, согласно которым их правления обязаны были приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.

Становление рыночной экономики сопровождалось массовым банкротством компаний, которое часто было вызвано недобросовестностью и злоупотреблениями их управляющих.

С середины XIX в. в Европе стало возникать множество акционерных обществ. Однако среди инициаторов новых форм хозяйствования было немало «нечистых на руку» дельцов, которые, формируя общества, показывали высокую прибыльность и обещали хорошие дивиденды, поднимая тем самым биржевой курс акций, а затем продавали свои акции по вздутому курсу, разоряя доверчивых покупателей.

Поэтому возникла объективная потребность в независимой оценке компаний аудиторами - специалистами, имеющими соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания таких услуг. Разоренным акционерам была необходима защита, а потенциальным инвесторам и существующим акционерам - достоверная информация о состоянии дел в компаниях.

С этой целью группа бухгалтеров создала в Эдинбурге в 1854 г. (Шотландия) профессиональное объединение бухгалтеров и аудиторов, цель деятельности которого заключалась в проверке любых предоставленных ей финансовых отчетов. Задача аудита состояла в детальной проверке финансово-хозяйственной деятельности и правильности счетов компаний. В настоящее время в Великобритании аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в т.ч. и работающие в государственных органах.

В 1862 г. в Англии был принят закон, регулирующий аудиторскую деятельность. Позднее законы об обязательном аудите вступили в действие и в других странах (во Франции, США. Германии и др.). Например, Институт аудиторов Германии (1954) за время своей деятельности завоевал высокий авторитет и по существу являлся общегерманской организацией. В настоящее время в него входят более 6 тыс. аудиторов и 700 аудиторских организаций.

С начала XX в. аудиторские проверки и судебная экспертиза аудиторских фирм становятся обычным явлением в экономически развитых странах. А два известных специалиста - Л.Р. Дикси (1864-1932) в Великобритании и Р.Х. Монтгомери (1872-1953) в США - создали теорию аудита, которая в настоящее время получила существенное развитие.

Рыночная экономика не может существовать без бухгалтеров и общественной гарантии объективности их труда и опыт Европы убедительно доказал это.

Таким образом, становление и развитие аудита в новое и новейшее время было связано с развитием крупного производства, транспорта, зарождением капиталистических отношений, разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация и менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, инвесторы и акционеры). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Акционеры хотели быть уверенными в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия.

В настоящее время в странах мира в аудите существуют различные научные направления, наблюдаются различные темпы экономического развития, особенности национальной системы счетов и финансового законодательства оказывают существенное влияние на развитие научных направлений в области разработки теории и методов аудита.

Однако проблемы связанные с активизацией процесса глобализации и интеграции и как следствие этого, унификацией бухгалтерской отчетности, все большее и большее взаимопроникновение экономик и финансов более развитых стран в менее развитые, развитие транснациональных корпораций, широкое применение компьютерных технологий в бизнесе и финансах, создание единой Европы (ЕC) приводит к необходимости унификации и стандартизации финансовой отчетности и, соответственно, выделяют в качестве особенно важных проблем унификацию стандартов аудита, теоретических аспектов и методов подготовки аудиторов. Происходит процесс унификации бухгалтерского учета и аудита. Все квалифицированные требования должны быть едины, и аудиторы, выдержавшие экзамен и получившие право работать в своей стране, должны иметь право работать и в других странах.

У России Кыргызстан позаимствовал многие традиции в строительстве системы финансового контроля, поскольку о собственном национальном опыте мы почти ничего не знаем в связи с отсутствием источников. Науке сейчас известно лишь то, что кыргызы трижды3 за всю свою историю имели свою государственность, а, следовательно, у них тоже были свои сборщики налогов и должностные лица, ответственные за финансовый контроль. У монголов сборщики налогов – «ясака» - были «баскаки», а как назывались у древних и средневековых кыргызов сборщики налогов – «салыка» – неизвестно. Поэтому есть резон рассказать об опыте России, который оказал на нашу республику большое влияние.

На государственном уровне в допетровской России тоже существовал контроль за полнотой уплаты налогов. Доход государства складывался главным образом за счет достаточно развитой системы налогов. Контроль в основном был связан с тем, что налогообложение населения было достаточно обременяющим. Поэтому у многих возникало стремление уклониться от выплаты налогов. В этой связи совершенствование налоговой системы шло в направлении более полного и точного учета государственных доходов и контроля за их поступлением. По всему государству составлялись дворовые списки, называемые «переписными книгами», по которым собирали вновь введенные налоги. Поступление налогов и контрольные функции по сбору налогов сосредотачивались в стрелецком, ямском и большом приказах.

При Петре I меняется система налогообложения. Он внес вклад в развитие многих отраслей знания, в т.ч. и в развитие бухгалтерского дела и аудита. После проведения поголовной переписи населения он ввел подушную систему налогообложения. Провел реформу государственного управления. Во главе финансового управления был поставлен Сенат, для заведования государственными доходами учреждена камер-коллегия, для заведования расходами - штатс-контор-коллегия, а для проверки счетов и отчетов - ревизион-контора. Император уделял большое внимание контролю за государственными доходами и расходами. Один из его указов от 1722 г. предписывал ежегодно посылать в губернии ревизоров для проведения проверки. Он же ввел в России должность аудитора, которая совмещала отдельные обязанности прокурора, делопроизводителя и секретаря.

Эпоха Петра I характеризовалась бездефицитностью государственного бюджета. Введение им подушной подати, контроля за сбором и расходованием налоговых средств, привели к тому, что доходы российского государства постоянно росли: «не сделало ни копейки долгу». «Петр подчинил административный механизм двойному коронному контролю: тайному над финансами - фискалам и явному над судами - прокуратуре, высшее руководство тем и другим сосредоточилось в руках генерал-прокурора».

Преемники Петра I не внесли значительного вклада в дело контроля и ревизии, вследствие постоянного ведения войн. Бюджет государства стал дефицитным. В царствование Александра I были учреждены министерство финансов, государственное казначейство (должность государственного казначея была утверждена еще при Павле I), государственный контроль, комиссия погашения долгов и пр.

Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами, но этот термин не прижился. В основном употреблялись понятия «ревизор» и «контролер».

После Октябрьской революции в период государственного регулирования экономики в СССР аудита не было. Постановлением СНК от 15 апреля 1936 г. «О внутриведомственном финансовом контроле и документальной ревизии учреждений, предприятий, хозяйственных организаций и строительств» были определены функции государственного контроля и внутриведомственных контрольных органов.

При министерстве финансов существовало контрольно-ревизионное управление (КРУ). Такие же управления имели министерства и ведомства. КРУ исполняли роль «сторожевого пса» государства. Существующая в стране модель контрольно-ревизионной деятельности была весьма близка к некоторым теориям аудита.

В советское время министерства и ведомства на основе типовой инструкции разрабатывали и согласовывали с Минфином СССР отраслевые инструкции о порядке проведения ежегодных комплексных ревизий и проверок предприятий, работающих на хозяйственном расчете. В этих органах работали квалифицированные специалисты, что способствовало быстрому росту аудиторских фирм в начальный момент формирования рынка аудиторских услуг в Кыргызстане после распада СССР и обретения государственного суверенитета.

Такова краткая предыстория возникновения в Кыргызстане Счетной палаты, избираемой парламентом от коалиции большинства, меньшинства и президента, и аудиторской деятельности.

Фото из сайта 24.kg.

389

Написать комментарий: