Статья

2. О перспективах интеграции стран Центральной Азии

окончание. Начало здесь

Большая игра?

Большая проблема, связанная с интеграцией региона, зацикленность внешней политики стран Центральной Азии на России, КНР, ЕС и США. Это является их недостатком, они недостаточно многовекторны, особенно по отношению стран региона к друг другу. Все импульсы, идущие в регион (от СНГ, тюркского и исламского мира, КНР), подкреплены цивилизационной близостью и имеют за собой культурную и политическую традицию. Это затрудняет им выбор между полюсами интеграции и зависимости.

С распадом СССР в центрально-азиатском регионе фактически начинается «большая игра» заинтересованных внешних сил. Россия в первые годы суверенитета оставалась занятой решением внутренних проблем. Все предпринимаемые Москвой попытки что-либо противопоставить растущему западному влиянию в странах СНГ носили бессистемный и непродуманный характер.

Большая игра - это борьба за ресурсы и собственное место в будущем мире. Маленькая игра – борьба за власть и имущество. США, РФ, КНР – ведут большую игру. Страны ЦА – за исключением Казахстана, в основном маленькую. Есть и иные крупные игроки – ЕС, Япония, региональные державы – Турция, Иран, страны Персидского залива. На подходе находится Корея и Индия.

Общая мировая тенденция – сокращение природных ресурсов. ЦА богата энергоресурсами, углеводородами, питьевой водой, следовательно, соперничество за регион будет только возрастать.

Все попытки интеграции ЦА-стран между собой не давали результата еще и потому, что это страны-конкуренты. Договора и соглашения не выполняются и забываются сразу же после отъезда лидеров с очередного саммита. Нет центра интеграции, т.к. все страны небольшие (ЦАЭС, ЦАС).

Для этого необходима численность как минимум в 50 млн. чел. Такими интеграторами могут сразу выступить 4 государства - Россия, КНР, Турция и Иран. Даже этнически тюркские народы ЦА недостаточно идентичны: казахи – кипчаки, кыргызы – алтайцы, туркмены – огузы, узбеки – карлуки, таджики – восточные иранцы.

Экономика ЦА-региона это около 300 млрд. долларов ВВП. Население – около 75 млн. чел. Экономика Турции – 1,25 трил. $ (население 70 млн.), Ирана – 1 трил. $ (население - 90 млн.), т.е. больше, чем целый регион. В ЦА нет общих проблем, которые бы всех заинтересовали, заставляли договариваться. Не интересуют даже такие, как водопользование, наркотрафик, который рассматривается как дополнительная возможность для подъема экономики.

В регионе проживают представители двух цивилизаций – оседло-земледельческой (Узбекистан, Таджикистан) и скотоводческой (Казахстан, Кыргызстан, Туркмения).

С разной скоростью здесь идут процессы вестернизации, исламизации, китаизации и архаизации. А сейчас еще запущен проект евразийства. Некоторые процессы в ЦА вышли за пределы государственного контроля, например, исламизация. Причем, идет исламизация радикального толка.

Таким образом, для центрально-азиатских республик наступает время серьезных испытаний. Усилившийся интерес к региону мировых «центров силы» заметно ограничил для них поле геополитического маневра. Государства региона все чаще подвергаются внешнему давлению посредством различных средств.

Со стороны России – экономический нажим и положение русского населения, зависимость в военной сфере и области обеспечения безопасности. Со стороны США – проверка на сопротивляемость через стандартные индикаторы – демократические реформы, права человека, торговля оружием, коррупция. Со стороны Китая – прессинг в вопросах решения территориальных споров и поддержки уйгурских сепаратистов, усиление демографического давления.

Со стороны исламского мира – поддержка экстремизма, международного терроризма и наркоторговли, мощный идеологический прессинг. Все эти факторы в совокупности указывают на то, что ЦА находится на пороге новых, более серьезных, катаклизмов и очередных геополитических трансформаций.

Центры геополитического притяжения

Планы региональной интеграции могут не состояться из-за геополитического соперничества великих держав и региональных игроков.

В целом, у России некоторое время отсутствовала четкая стратегия действий, как в международном масштабе, так и в рамках СНГ. Фактически до событий лета 1999 г. в Баткене, она не выражала заметного интереса к региону. Активность Москвы проявлялась лишь эпизодически, в частности, в связи с обострением ситуации в Афганистане.

С окончанием «ельцинской» эпохи внешняя политика России получила новый импульс. Практические действия Москвы были подчинены стратегии восстановления геополитического влияния России на постсоветском пространстве. В этом контексте в актив России можно отнести и интенсификацию ее ЦА-политики. Политика Москвы основывается на использовании трудностей некоторых ЦА стран в обеспечении своей безопасности и конструировании такой ситуации в регионе, которая тесно привязывала бы их к России.

В качестве главного внешнего регулятора своих отношений с ЦА республиками Россия использует ситуацию в Афганистане. На данном этапе влияние России в сфере безопасности стран региона практически стало монопольным. Москве, по сути, удалось вытеснить всех своих конкурентов из этой важной области геополитического влияния. В частности, добилась вывода американской военной базы из Кыргызстана.

Другим немаловажным фактором политики России стало стремление замкнуть на себе все транспортные коммуникации стран ЦА. Логика этого состоит в том, чтобы российские энергоресурсы стали предметом экспорта на Запад, а энергопотоки из ЦА обеспечивали внутренние потребности России. При этом Москва приобретает возможность получить не только большие прибыли от продажи энергоносителей, но и важный инструмент давления на ЦА государства.

Неожиданное изменение геополитической конфигурации в ЦА в пользу США после 11 сентября 2001 г. серьезно обеспокоило других крупных игроков. Среди наиболее важных тенденций следует выделить четко обозначившийся курс на сближение между Москвой и Пекином, основанный на близости оценок ситуации в регионе. Наряду с активизацией двусторонних контактов, резко усиливается взаимодействие в рамках ШОС.

Весьма важным элементом геополитической борьбы в регионе стали попытки создать под своим контролем различные межгосударственные объединения. Показательно в этом плане стремление России обновить формат уже существующих организаций и стремление ЦА-государств ликвидировать те организации, где роль Москвы не столь заметна и значима. Россия сейчас ставит на проекты ТС и ЕАЭС.

КНР заметно активизировал центрально-азиатское направление своей внешней политики. В целом, повышение интереса Китая к республикам ЦА продиктовано тем, что Пекин: опасается установления геополитического контроля США над регионом и приближения зоны его влияния непосредственно к своим границам; хотел «застолбить» за собой хоть какой-то доступ к запасам нефти и газа Каспия на будущее; столкнулся с резким усилением поддержки, оказываемой уйгурским сепаратистам и экстремистам в Синьцзяне с территории Афганистана.

Все эти факторы способствовали активизации внешней политики Китая в регионе. В отношении ЦА имеет проект под названием «большой экономический пояс Великого шелкового пути», который очень интересен для стран ЦА.

Позиции Турции в ЦА начиная с 1995 г. постепенно ослабевают. Это было обусловлено переоценкой культурного и языкового родства с получившими независимость государствами региона и разношерстностью «тюркского мира». Большая часть этого мира не является субъектом международного права и живут преимущественно в России и КНР. Отрицательную роль также играет отсутствие у Турции общих границ с центрально-азиатским регионом.

Позиции Ирана с отменой международных санкций в регионе существенно не укрепились. Объектом наибольшего внимания Ирана остается родственный Таджикистан.

В связи с развитием тенденции к увеличению мировой роли и энергетической значимости ЦА, повышается интерес к региону отдельных стран Персидского залива, что обусловлено их желанием нейтрализовать будущего возможного конкурента на мировом рынке нефти. В общей сложности, исламский фактор стал приобретать все больший вес в ЦА.

Таким образом, интересы вышеперечисленных региональных держав больше заняты решением своих внутренних проблем. Они приобретают все более сегментарный характер и все меньше проявляют масштабные амбиции в отношении региона.

В целом главным отличием является выдвижение на передний план интересов США, России и Китая при снижении активности других заинтересованных внешних сил. В итоге общая обстановка в ЦА характеризуется определенным балансом сил внешних игроков.

В перспективе можно предположить, что политика основных держав в отношении ЦА будет и в дальнейшем основываться на принципе геополитического регионализма, а также на стремлении максимально использовать свои внутренние и внешние ресурсы для закрепления в регионе.

Практически все названные державы проявляют повышенную заинтересованность в транспортировке в выгодном им направлении энергоресурсов региона. Причем, данная стратегия преследует конкретные геополитические цели, т.к. контроль за топливно-энергетическими ресурсами и средствами их транспортировки дает возможность контролировать ситуацию в регионе.

Именно поэтому при анализе и планировании энергетических маршрутов, следует отчетливо понимать, что именно эти маршруты, как ничто другое, будут определять региональные союзы и геополитическую ситуацию в Центральной Азии и Евразийском пространстве в целом.

3777

Написать комментарий:
https://joborder.ish.co.id/lol/ https://sbopoker75.com/ https://totokl85.com/ https://totosuper73.com/ https://elearningppds.med.unhas.ac.id/elearningppdsthai/ https://sipedaz.pamekasankab.go.id/assets/slot/ https://e-office.unesa.ac.id/e-officethai/index.html https://siakadu.unesa.ac.id/siakaduthai/index.html https://thenextreal.net/news/ https://ft.usri.ac.id/ https://www.selfreg.ru/raychem/ https://atisisbada.bantenprov.go.id/atisisbadathai/ https://siarvi.kemkes.go.id/style/index.html https://diskominfo.sambas.go.id/diskominfothai/index.html https://e-office.pssi.org/e-office/index.html https://spbe.pamekasankab.go.id/spbethai/index.html https://geo.fish.unesa.ac.id/geopisang/index.html https://ellcenter.unesa.ac.id/ellcenterthai/index.html https://demoprofil.unesa.ac.id/demoprofilthai/index.html https://s1-aktuaria.fmipa.unesa.ac.id/aktuaria/index.html https://www.rpg.co.id/assets/sh/ https://perpustakaan.poltekkesjogja.ac.id/perpustakaannthai/ https://akuntansi.itny.ac.id/akuntansithai/ https://oceandata.hangtuah.ac.id/oceanthai/ https://fh.hangtuah.ac.id/fhthai/ https://siladikti.hangtuah.ac.id/siladiktithai/ https://rock.hangtuah.ac.id/rockthai/ https://sinovik.kemkes.go.id/assets/kuda/ https://adm-publik.fisip.hangtuah.ac.id/fisipthai/ https://fpsi.hangtuah.ac.id/fpsithai/ https://kepegawaian.hangtuah.ac.id/kepegawaianthai/ https://library.stikesmi.ac.id/librarythai/ https://student.stikesmi.ac.id/studentthai/ https://talenta.usu.ac.id/talentathai/ https://pengaduan.menlhk.go.id/duanthai/ https://landing.ars.ac.id/landthai/ https://lib.shantibhuana.ac.id/libpis/ https://thenextreal.net/ekkamai-market/ https://jocai.usu.ac.id/jocaipis/ https://singbar.singkawangkota.go.id/singbarthai/index.html https://mediacenter.singkawangkota.go.id/mediacenterthai/ https://kerjasama.itbwigalumajang.ac.id/kerjasamathai/ https://sptpd.tubankab.go.id/sptpdthai/index.html https://sibale.singkawangkota.go.id/sibalethai/index.html https://sidata-labschool.unesa.ac.id/labschoolthai/ https://elearning.iainmadura.ac.id/elearningthai/ https://siakad.unim.ac.id/siakadthai/ https://link.kemkes.go.id/pisthai/ https://jocai.usu.ac.id/jocaithai/ https://watashi-zeercenter.com/ https://siakad.unim.ac.id/to/ https://bsb-mfg.com/ https://siakaduppg.unesa.ac.id/sdy/ https://siaprorengar.kemkes.go.id/hk/ https://siakaduppg.unesa.ac.id/thai/ https://siaprorengar.kemkes.go.id/syairsdy/ https://siaprorengar.kemkes.go.id/bola/ https://siaprorengar.kemkes.go.id/styles/ http://103.104.177.181/to/ https://siakaduppg.unesa.ac.id/shk/ http://spbe.sambas.go.id/kamboja/ http://spbe.sambas.go.id/thailand/ http://www.jfkip.umuslim.ac.id/thailand/ https://sidata-labschool.unesa.ac.id/kamboja/ slot https://heylink.me/OBC4D/ https://trendgyaan.com/ https://regutembakdalam.it.com/ https://lms.shantibhuana.ac.id/toto/ https://sinovik.kemkes.go.id/page/toto/ https://www.jakartamesinlaundry.com/group/totosuper/ https://www.jakartamesinlaundry.com/group/obctop/ https://bkombandung.kemkes.go.id/ttspr/ https://e-retribusipasar.semarangkab.go.id/pajak/kudakepang/ https://wonosobo.pramukajateng.or.id/ts/ https://wonosobo.pramukajateng.or.id/totokl/ https://referensipropertyindo.com/totokl/ https://prosperengineering.co.th/ https://assethot.com/ https://siarvi.kemkes.go.id/ https://bkombandung.kemkes.go.id/bandung/ https://bkombandung.kemkes.go.id/produktif/ https://bkombandung.kemkes.go.id/webinar/ https://bkombandung.kemkes.go.id/toto/ https://old-fip.unesa.ac.id/sgp/ https://joydigitalmag.com/ http://semnas.radenfatah.ac.id/ https://www.airsupercheap.com/styles/to/ https://www.universeballoon.com/blog/ https://ppchire.com/ https://everisawards.com/ https://edulip.com/ https://missprissiness.com/ https://lcrfutureenergy.com/ https://centraloregonadvertising.com/ https://london-skyline.com/ https://nadaroadsafety.org/ https://bukaantotokl.com/ https://www.enportadas.com/ https://www.wifeemade.com/ https://adirach.com/ https://heylink.me/totokudalari/ https://www.santafesteak.com/ https://sizbet.com/ https://heylink.me/totosuper-login/ https://peradaban.ac.id/ https://checklist-tsel.telkomsigma.co.id/ https://umart.um.ac.id/ https://cakrajb.um.ac.id/ https://jurnalfuda.iainkediri.ac.id/ http://absen.bbpomserang.com/ https://lptqkaltim.or.id/ https://ejurnal.unim.ac.id/ https://sekda.pamekasankab.go.id/ https://lifeontwitter.com/ https://hipdroprecords.com/ https://donostikluba.com/ https://plantatuarbol.com/ https://bisnisdigital.darmajaya.ac.id/ https://pertanian.jatimprov.go.id/ https://manumminen.com/ https://artandsignature.com/ https://gis-bpkad.blitarkota.com/ https://yosemiteclimbingmuseum.com/ https://www.rpg.co.id/xthai/ https://www.unboundconcepts.com/ https://esteghlalshop.com/ https://fightthebull.com/