Вот уже месяц вся страна находится в режиме чрезвычайного положения, когда люди вынуждены соблюдать карантин и находиться дома. Кыргызстан не уникален в этой ситуации: по всему миру от Колумбии до Монголии страны вводят требования по социальному дистанцированию и ограничению передвижений. Варьируется лишь уровень строгости запретов.
Кыргызстан выбрал жесткую политику ограничений.
Людям не рекомендуется выходить из дома, почти все предприятия, кроме продуктовых магазинов, аптек, и некоторых банковских, государственных и лечебных учреждений, закрыты. Закрыты и парки, бульвары, общественные пространства. Насколько эффективны эти меры в долгосрочной перспективе?
Пример Китая говорит о том, что абсолютное закрытие городов и населенных пунктов, ограничение передвижения людей и социальное дистанцирование являются только краткосрочной мерой. Но это не решение самой проблемы, а лишь растягивание пиковой нагрузки на систему здравоохранения во времени. Эти меры создают временную подушку, во время которой система здравоохранения в стране должна перестроиться и подготовиться к пиковым нагрузкам.
То, что мы наблюдаем в Кыргызстане, говорит о том, что перестроить свою систему здравоохранения мы не способны, у нас нет ресурсов для этого. Соответственно, сценарий Китая для Кыргызстана не подходит. Если 30 апреля мы просто прекращаем карантин, то все экономические жертвы, которые мы принесли, остановив экономику, будут напрасны.
Тогда мы всего лишь отсрочим неизбежное. Очевидно, что нам нужен другой план – постепенного открытия городов и населенных пунктов, план, основанный на балансе нескольких факторов, где приоритет будет отдан безопасности общественного здоровья, но в котором учитываются экономические и социальные интересы, а также немаловажный аспект ментального/психического здоровья населения.
Разработка политики выхода из ЧП и карантина имеет решающее значение.
Особенно с учетом того, что эта пандемия, скорее всего, не прекратится совсем. Вполне вероятно, что еще год мы будем находиться в состоянии социального дистанцирования. Это означает, что нам необходимо подумать о том, как поддерживать соблюдение ограничительных мер в течение этого длительного периода времени, понимая и принимая вынужденную необходимость деконцентрации людских масс.
Одним из наиболее резонансных решений по соблюдению карантина в Бишкеке является лимит на передвижение, нормированное по допустимым целям и зонам. Комендатура столицы запретила прогулки в парках, бульварах и скверах, обнеся их периметры полицейскими сигнальными лентами.
В краткосрочной перспективе закрытие парков может показаться благоразумным: когда наши больницы переполнены и мы так стараемся обуздать распространение COVID-19. Но в среднесрочной и долгосрочной перспективе это будет ошибкой, которая будет имеет неприятные последствия на каждом уровне. Несмотря на то, что для борьбы с этой пандемией необходимо соблюдение людьми физической дистанции и других санитарных рекомендаций, закрытие всех озелененных территорий отдыха является неустойчивым, контрпродуктивным и даже вредным.
Физические упражнения, прогулки на свежем воздухе и солнце необходимы не как роскошь, но как способ поддержания здоровья и ментальной устойчивости населения.
Так почему не делать этого в особенных пространствах, в микроклимате и ландшафте парков, специально для этого и созданных? Существует убедительная связь между физическими упражнениями и сильной иммунной системой. Недостаток витамина D, который синтезируется нашим организмом при воздействии солнца на кожу, коррелируется с повышенной подверженностью респираторным заболеваниям.
Открытый воздух и солнечный свет являются сильными факторами в борьбе с вирусными инфекциями. Исследование 2009 года о необычайном успехе больниц на открытом воздухе во время эпидемии испанского гриппа 1918 года рекомендовало, что во время следующей пандемии (я думаю, нынешней – авт.) нужно «поощрять общественность проводить как можно больше времени на свежем воздухе».
Другое дело, что мы должны избегать тесного, массового скопления граждан, для этого в принципе достаточно установить напоминающие таблички в парках о необходимости физической дистанции в 2-3 метра.
Психическое здоровье также является важной частью устойчивости общества, необходимой нам для борьбы с этой пандемией. Поддержание настроения людей в долгосрочной перспективе будет иметь важное значение, и физические упражнения и занятия на открытом воздухе являются одними из самых сильных естественных антидепрессантов и стимуляторов психического здоровья.
Давно известно, что стресс является значительным подавителем иммунитета, и неспособность подышать свежим воздухом и насладиться небольшой сменой обстановки, несомненно, усилит стресс людей.
Мы уже столкнулись с увеличением числа самоубийств, поскольку отдельные лица и семьи сталкиваются с тяжелыми последствиями, вызванными значительным стрессом от жесткой изоляции.
На сегодняшний день количество погибших от суицида превышает официальное количество умерших от коронавируса.
Насилие в семье - еще одна реальная проблема: отсутствие места, чтобы прогуляться и «выпустить пар», может значительно ухудшить и ухудшает условия в некоторых семьях.
В то время, пока центр города практически закрыт и на улице очень мало людей, наиболее заселенная южная часть города живет в своем режиме. Люди гуляют, собираются, потому что интуитивно не согласны с такими драконовскими методами. Власть уже теряет авторитет, уровень доверия населения к власти становится критически низким, потому что информация ограничена, действия не последовательны и противоречивы, и очень много разговоров о коррупции в условиях чрезвычайного положения, которое скорее выглядит как борьба с политическими и социальными угрозами, а не инфекцией.
Правительство объявило, что режим ЧП закончится 30 апреля, но объективно у нас нет предпосылок для снятия карантина. Количество новых выявленных случаев COVID сокращается, но еще не показывает убедительно неизбежный спад заражаемости.
И перед правительством стоит вопрос: каким образом удерживать социальную изоляцию дальше?
Если в течение долгого времени находиться в помещении практически безвылазно, у общества может возникнуть искушение начать полностью игнорировать правила дистанцирования при первых признаках более низкого уровня инфицирования, как у человека, вынужденно сидящего на диете, который набрасывается на еду при первой же возможности. И тогда мы получим вторую волну эпидемии, когда задача снова загнать людей в дома и закрыть город будет намного сложнее.
Это не означает, что мы вообще не должны регламентировать посещаемость парков и общественных пространств. Должны, но подход к этим ограничениям должен быть основан не на диктате и страхе наказания, которые в наших условиях создают еще и условия для коррупции и самовольства, а на методе убеждения. Основная мысль, которую я пытаюсь донести, основана на том, что горожане должны принять частичную изоляцию добровольно и осознанно, потому что в течение следующих 12 месяцев власть все равно не сможет добиться повиновения всех, кто хочет нормально подышать свежим воздухом, а не пользоваться предлогом похода в магазин за продуктами.
Нам необходимо постепенно открывать город, разрешать людям выходить в общественные пространства при соблюдении физической дистанции. Ограничить можно мероприятия массового скопления в виде тоев, концертов, массовых детских площадок в торговых центрах и многого другого, без чего действительно можно потерпеть, на оговоренный срок.
Но нельзя усиливать давление контроля, который уже избыточен и приведет только к игнорированию установленных запретов.
Даже если органы здравоохранения временно закрывают некоторые парки, когда они оценивают и разрабатывают основанную на фактических данных политику и лучшие практики, они должны делать это с прозрачностью, с ясными сроками или условиями, при которых парки будут вновь открыты.
Это лучшее из всех возможных вариантов: власти сохранят столь необходимую легитимность, а общественность сохранит доступ к окружающей среде в разумных условиях, которые снижают риск распространения вируса, способствуют укреплению физического и ментального здоровья, благосостояния и жизнестойкости. Ведь нам, очевидно, потребуются все из перечисленного необходимого минимума, чтобы пережить следующие месяцы.
В качестве иллюстрации использовано фото неизвестного автора, содержание которого отсылает к роману-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984».
Комментарии