Статья

Перспективы развития зеленой экономики и защиты экологии в Кыргызстане

Сегодня практически во всех странах идут дискуссии по поводу развития зеленой экономики, зеленых технологий и возобновляемых источников энергии. Их рост непосредственно связан с улучшением окружающей среды. По мнению ученых, с 2017 года человечество использует те возобновляемые ресурсы Земли, которые оно не восстановит к следующему году, то есть как бы живет в долг у будущих поколений. Проблемы окружающей среды, связанные с загрязнение воздуха, почвы и воды, все более ощутимы для жителей планеты. Человеку становится некомфортно жить, окружая себя свалками и отходами продуктов жизнедеятельности.

По экспертным оценкам, в Кыргызстане около 75% территории из-за деятельности человека подвержены высокому риску уменьшения природных ресурсов. Кыргызскую экономику можно отнести по классификации к «коричневой», то есть когда при ее развитии не учитывается экологический фактор. На защиту окружающей среды из государственного бюджета выделяется не более 0,2% от ВВП. В России этот показатель составляет примерно 0,7%, Нидерландах – 2,5%, Австрии – 1,9%, Германии – 1,7%. В 2016 году Кыргызстан занял 71 место по защите здоровья человека и экосистемы.

Общеизвестно, что экология места проживания отражается на поведении и деятельности местного сообщества. Многие предприниматели и бизнесмены в погоне за прибылью негативно влияют на экологию страны. Государство и местные органы власти при развитии инфраструктуры не всегда учитывают то, что им придется уничтожать зеленые насаждения, тем самым влияя на микроклимат населенных пунктов. Более того, они зачастую следуют интересам бизнеса, не учитывая интересов городского сообщества.

К примеру, в Бишкеке за счет уплотнения строительных объектов, сопровождающихся массовыми нарушениями, количество зеленых насаждений сократилось в 10 раз. В городе Балыкчы в результате разлива с нефтебазы около 600 тонн нефтепродуктов загрязнено около гектара территории вблизи береговой зоны Иссык-Куля. На юге страны уменьшающийся объем питьевой воды приводит к конфликтам. По всей стране можно перечислять массу примеров разрастающихся экологических проблем.

Крайне незначительно развивается инфраструктура предприятий по переработке бытовых отходов. Влияние человека сказывается на состоянии природных ресурсов. Так, ученые связывают таяние ледников с человеческим фактором, благодаря которому за 30 лет страна потеряла около 15% от их запасов. Уже сегодня дефицит питьевой воды испытывает около 604 тысяч кыргызстанцев или 16% от общей численности населения.

Прогнозируется потеря ледников и водных ресурсов к 2100 году на 64 - 95%. Спорной выглядит ситуация, связанная с поправкой в Водный кодекс страны, где предлагается разрешить активность горнорудных золотодобывающих компаний «по воздействию на ледники в исключительных случаях», тем самым катализируя процесс таяния бесценной ледяной массы. В результате нерациональной деятельности человека происходит деградация пахотных земель. Так, из 10,6 миллиона гектаров сельскохозяйственных земель около 80% подвержены опустыниванию и разрушению.

Кыргызстан в энергетическом секторе зависит от стран-соседей. Уровень энергетической безопасности нестабилен. В страну ввозится более 90% потребляемых углеводородов. Уровень износа энергетического оборудования составляет от 55% до 80%. Наблюдается нехватка электроэнергии в стране на хозяйственные и иные нужды (около 6 миллиардов квт. часов).

Остро стоит вопрос наращивания мощностей, снижение потерь энергопотребления. В Национальной стратегии устойчивого развития до 2017 года особое место занимала защита окружающей среды и развитие зеленой экономики. Кыргызстан принял решение активно развивать возобновляемую энергетику через строительство малых ГЭС. К сожалению, созданные еще в советское время 200 малых ГЭС сегодня в большей степени пришли в упадок или стали невостребованными. По данным специалистов, из ранее законсервированных объектов можно вновь запустить порядка 60 гидроэлектростанций суммарной мощностью до 173 мегаватт.

Экология тесно связана со здоровьем граждан страны. К примеру, качество воздуха связано с ростом онкологических и легочных заболеваний. Как показывают наблюдения, около 50% всех вредных выбросов в атмосферу нашей страны приходится на столицу. По оценкам экспертов, количество автотранспорта превышает возможности Бишкека в 10 раз. Автомобили производят около 80-90% вредных веществ. При этом следует учитывать возраст и техническое состояние машин. Кроме этого, очищение воздуха усугубляется из-за сокращения зеленых насаждений и массовой застройки, где перестают учитываться факторы проветриваемости.

Не вызывает сомнений, что улучшение экологии является экономически необходимым делом. Так как за счет увеличения неблагоприятных условий снижается активный потенциал человеческих ресурсов, увеличением психологического ослабления населения и повышением нервных заболеваний. Эти процессы влекут за собой отток мозгов и экономически активного населения.

Международные организации оказывают ощутимую помощь в реализации зеленых идей. Можно перечислить некоторые из них. Так, с 2015 года ПРООН реализует проект «Зеленые деревни». Проект проходит в двух селах Нарынской области. В данном проекте для оснащения хозяйственных объектов используются разработки отечественных ученых по использованию энергии солнца, воды и ветра. Подобная практика позволяет развивать технологии, используя производственные силы Кыргызстана.

В 2016 году Европейским банком реконструкции и развития на финансирование энергоэффективности страны путем кредитования было выделено около 3 миллионов долларов. С 2013 года помощь в экономии энергии и финансовых затрат в рамках программы получили уже более 600 домохозяйств и 50 предприятий. Это позволило снизить вредные выбросы CO2 на более чем 30 тыс. тонн в год. Это равносильно сокращению парка легковых автомобилей почти на 25 тыс. машин.

Несмотря на то, что международные организации оказывают поддержку в развитии зеленых технологий и защите окружающей среды, без политической воли государственных и местных властей решить многие проблемы не представляется возможным.

По мнению нынешнего министра экономики КР, на государственном уровне следует создать отрасль «зеленой экономики». Однако, существуют барьеры, в частности, связанные с законодательством, которые препятствуют ее развитию. Нормативно-правовые документы требуют доработки, особенно в связи с предотвращением побочных эффектов от способов ведения хозяйства.

Нарушения систематически фиксируются на предприятиях по добыче полезных ископаемых, производственных предприятиях и предприятиях сферы услуг. Загрязнения окружающей среды повсеместно наблюдаются и при ведении хозяйственной деятельности семей. Разрушается городская экосистема Бишкека, Оша и других городов. Однако существующие законы не всегда способны предотвратить повторные нарушения, а местные власти не проявляют достаточной активности в решении создающихся проблем.

Более того, коррупция и отсутствие политической воли препятствуют выполнению норм, снижающих вред человека на экосистему Кыргызстана. Предлагаемые изменения в сторону зеленой экономики зачастую носят декларативный характер, который остается лишь на бумаге.

Внедрение в производство и хозяйственную деятельность зеленых технологий требует привлечения большого количества финансовых средств, которые не могут быть заложены в рамках бюджета. Кроме этого, большая часть местного бизнес-сообщества не заинтересована в их использовании у себя на предприятиях. В этой связи государству стоит теснее взаимодействовать с бизнес-сектором для снижения энергопользования предприятий и увеличения использования ими зеленых технологий, а также привлекать иностранные инвестиции в развитие зеленых технологий страны.

Сегодня мы можем сделать вывод, о том какое место занимают в программах вновь избранного президента Кыргызстана вопросы экологии и проблемы защиты окружающей среды.

В деятельности СДПК, выдвинувшей на пост главы государства Сооронбая Жээнбекова, не определено приоритетного места развитию зеленой экономики и защите экологии, несмотря на то, что реализованная Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) опиралась на переход к зеленой экономике. Более того, сама НСУР слабо отражается в электронных информационных ресурсах СДПК.

В новой стратегии до 2040 года экологии уделена целая программа «Экологическая безопасность». Предполагается внедрить 5 целевых программ. Для создания условий по экологической устойчивости планируется совершенствовать нормативную правовую базу, предложить механизм экологического аудита и страхования, меры по стимулированию зеленых технологий и льготные послабления для использующих их. Планируется восстановление экосистем.

В политической платформе СДПК идет стремление к соблюдению экологического равновесия, упоминаются связи развития экономики с экологической безопасностью. Говорится, что особое внимание будет уделяться развитию экологических технологий. В деятельности партии за последние пять лет упоминается о развитии энергосберегающих технологий в сельском хозяйстве. Указывается, что при разработке недр СДПК исходит из соблюдения законов и экологических нормативов.

При этом, печальную славу партии принес нынешний мэр столицы, деятельность которого по преобразованию города сопровождалась массовой вырубкой зеленых насаждений, что породило среди бишкекчан много недовольства. Конечно же, в этом случае информационная политика местных властей, которая не сопровождала городские преобразования, способствовала снижению доверия горожан к органам местной власти.

Сегодня Кыргызстан остро нуждается в политической воле власти, которая должна приоритизировать политику в сфере управления природоохранными и экологоразвивающими процессами, без чего развитие зеленой экономики останется проблематичным, а страна постепенно будет терять ту природную уникальность, которая пока еще существует на ее территории.

Фото Photo.kg

7076

Написать комментарий: