Статья

Логика реформ: успех нужно готовить!

На одном из недавно состоявшихся в Кыргызстане практических семинаров, проводимых при поддержке Фонда им. Ф. Эберта по составлению программных и аналитических документов, состоялся разбор нынешней ситуации в стране в сравнении с другими государствами. В ходе обсуждения указанных выше проблем выяснилось, что в отличие от других стран, Кыргызстан до настоящего времени не имеет своей страновой цели.

Хотя за годы независимости здесь было подготовлено рекордное число программных документов – стратегий и концепций, число которых перевалило за 1300. Причем, ни один документ не был выполнен до конца. Стало привычным бросать одну стратегию и браться за другую, т.е. страна все время шарахалась из стороны в сторону, между разными приоритетами. Впрочем, как и сейчас.

Внезапное ухудшение отношений с братским Казахстаном и участившие разговоры о возможном выходе Кыргызстана из ЕАЭС, как никогда показали важность иметь под рукой стратегические документы, которые выверено, без эмоций направляли бы политику и деятельность нашего государства. Отсюда возникает законный вопрос – а есть ли у нашей страны новая стратегия внешней политики? Почему наши чиновники мечутся? И что они должны сейчас делать в соответствии с этим документом? Уже и дети обращались к двум президентам с просьбой помириться! Не говорим уже о взрослых.

Попытку сформулировать цель страны впервые у нас предпринял президент Акаев – «Кыргызстан – вторая Швейцария», но не был понят и поддержан, хотя цель была очень амбициозная и воодушевляющая. Акаев не указал в ней срока, когда мы должны стать второй Швейцарией. После аксыйского расстрела он же предложил новую цель – «Кыргызстан – страна прав человека!», но и она почила в бозе.

Обе цели имели явную европейскую направленность и означали, что Кыргызстан должен стать страной европейского типа и стандартами жизни. Куда сейчас идет Кыргызстан и что мы строим сейчас? Ни честные и справедливые выборы, ни мирная передача власти не могут быть приняты как цели государства. Это скорее задачи, т.е. промежуточные цели, но какова тогда основная цель или цели?

Примеры формулирования страновой цели дает нам история. Иван Грозный сформулировал цель так: «Москва – Третий Рим», а Петр 1 – «Прорубим окно в Европу».

Японские императоры сформулировали свою цель так: «Японская культура – китайские знания», а потом переформулировали ее – «Японский дух, европейские знания!». Вот так и живут до сих пор, обогнав всех европейцев.

Наш великий сосед КНР обозначил свою цель так. Они строят «Социализм с китайской спецификой». Недавно на 19 съезде Компартии Китая они уточнили ее, добавив слова «в новую эпоху», которая будет продолжаться 30 лет - с 2020 по 2050 гг., т.е. до 100-летия образования КНР. В результате в стране будет построено «полностью модернизированное социалистическое общество всеобщего благосостояния с высоким по мировым меркам уровнем материальной, политической и духовной культуры».

Казахстан сейчас реализует вторую стратегию развития страны «2050», в которой поставлена цель войти к 2050 г. в число 30 самых развитых экономик мира.

Цель формулируется в речах президента или премьера. Она должна вдохновлять и воодушевлять массы, настраивать их на созидательный труд, объединение вокруг власти. Цель должна быть измерима, иметь сроки исполнения, указаны ресурсы, например, опора на человека. Но определение миссии, целей и задач развития – это второй шаг.

Первый шаг – это реформа управления, как создать эффективную систему, которая априори приведет к успеху. А успех, как известно, надо готовить. Надо создавать систему, которая автоматически приводит в управление самых лучших и достойных, а не олигархов, например.

Чтобы поднять качество элит, необходимо серьезно подготовиться к запланированным переменам:

• в систему управления встроить образование: аспирантуру, курсы по переподготовке, повышению квалификации и т.д. Коррупция и бюрократизм всегда расцветает там, где у кадров низкий уровень образования, духовности и интеллекта.

• движение кадров должно идти только через образование, подтверждение квалификации, по личным заслугам и профессиональным качествам.

• ввести поголовную систему тестирования при приеме на работу, в т.ч. для кандидатов в депутаты или на министерские должности.

• необходимо ввести дополнительные цензы, которые улучшат качество власти. Для партий, например, введены гендерные, возрастные, национальные квоты, но качество депутатского корпуса лучше не стало, т.к. в законодательном органе должны работать люди, имеющие соответствующие профессиональные навыки, а не кто попало. В парламенте, например, преимущественно требуются юристы (адвокаты), политологи и экономисты, а судейский состав предпочтительно отбирать из адвокатов.

• сделать кадровую политику открытой и прозрачной, регулярно при назначении публиковать резюме новых назначенцев, чтобы общество видело его личные заслуги и достижения.

• побольше вовлекать в управление представителей гражданского сектора, людей активных, имеющих гражданскую позицию, которые при определенном соотношении могут изменить качество власти и достичь поставленных целей (пример стран В. Европы, Балтии и Грузии).

• объявить призыв во власть молодежи, получившей хорошее образование за рубежом и владеющей иностранными языками. Они должны стать основой будущей гражданской бюрократии.

• разработать актуальную национальную повестку дня – цель страны, которая сплотит и воодушевит весь народ Кыргызстана. Под эту цель и должна быть положена новая кадровая политика государства.

• в избирательный закон необходимо внести правило – в каждом партийном списке должно быть 30-50% лиц, имеющих высшую квалификацию (кандидаты и доктора наук), предпочтительно в области юриспруденции и экономики, чтобы поднять роль и авторитет загубленного олигархией законодательного органа.

• в закон о правительстве необходимо ввести норму о том, что члены правительства должны формироваться только из числа депутатов, что должно повысить ответственность партий перед избирателями и очиститься им от бесполезного балласта.

• провести выборы в парламент с открытыми партийными списками и правом избирателей сделать самостоятельный выбор между кандидатами. Это будет серьезный удар по партийной бюрократии и партийной коррупции.

• и так далее и тому подобное...

Поствыборные события в стране показали, что Кыргызстан еще не достиг политической стабильности. Продолжают действовать законы анархии и охлократии, т.е. формы осуществления политической власти, возникающей в результате непоследовательного и неупорядоченного развития демократии после падения старого коррумпированного политического режима, когда реализуются стихийные, противоречивые и разрушительные акции по отношению к обществу и государству.

В условиях глобализации (вестернизации) и антиглобализации (исламизации) страны, это может привести, в худшем случае, к утрате национальной государственности, и в лучшем – к периферизации страны, что особенно актуализирует задачу создания в Кыргызстане эффективного правящего класса, эффективной гражданской бюрократии.

Задача построения демократии и рыночной экономики не решается за один день, она требует постепенной трансформации существующих государственных и общественных институтов, наполнения их тем содержанием, которое вкладывается современными развитыми демократиями при сохранении своих национальных особенностей.

Фото Султана Досалиева, сайт president.kg

283

Написать комментарий: