Статья

Возможен ли роспуск Жогорку Кенеша и проведение досрочных парламентских выборов в Кыргызстане?

Не успела Центральная избирательная комиссия подвести окончательные итоги президентских выборов, состоявшихся 15 октября, как в кыргызском обществе пошли гулять разговоры о возможном роспуске Жогорку Кенеша и проведении досрочных выборов в парламент в феврале либо в октябре 2018 г. Следует отметить, что это уже вторая волна дискуссий о роспуске парламента в текущем году – первая волна, как известно, прошлась в обществе в феврале-марте. Насколько реален сценарий скорого роспуска парламента с правовой и политической точки зрения?

Тема досрочных парламентских выборов все чаще возникает в обществе и медийном пространстве на фоне целого ряда причин.

Во-первых, определенная политическая сила на волне успеха на прошедших выборах позволяет подкрепить победу также и возможностью получения не менее 65 депутатских мандатов, что позволило бы сформировать однопартийное правительство. Во-вторых, эта политическая сила продемонстрировала свои возможности по мобилизации административного ресурса в свою поддержку и считает, что «железо надо ковать, пока горячо».

В-третьих, низкое качество работы Жогорку Кенеша: нынешний созыв столкнулся с теми же проблемами, что и предыдущий – непрофессионализм большей части депутатского корпуса, постоянные проблемы с посещением заседаний комитетов, фракций и пленарных заседаний депутатами, влияние частных интересов депутатов и лоббистских групп на принятие решений, неспособность коалиционного большинства продемонстрировать единство в совместной работе, скандалы и уголовные дела против депутатов и т.д.

И как следствие, доверие к Жогорку Кенешу в обществе неуклонно падает. Антирейтинг Жогорку Кенеша 6-го созыва бьет рекорды: по данным опросов, проведенных отдельными СМИ весной текущего года, большинство граждан - свыше 70 процентов - высказалось за роспуск Жогорку Кенеша. Почему бы этим не воспользоваться?

То есть, на самом деле имеются объективные причины в пользу сценария по проведению досрочных парламентских выборов.

Между тем, следует помнить, что существуют серьезные, практически непреодолимые конституционно-правовые преграды для осуществления данного сценария. Это в Казахстане депутаты Мажилиса могут «попросить» президента Казахстана распустить палату в связи с тем, что она «выполнила свою историческую миссию», и издать указ о проведении внеочередных выборов в парламент. В Кыргызстане это просто невозможно!

Дело в том, что Конституция Кыргызской Республики не закрепляет за Президентом полномочия по роспуску Жогорку Кенеша. Понятие «роспуск парламента» означает прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов; как правило это инструмент для разрешения политического (правительственного) кризиса - глава государства отправляет в отставку данный состав парламента и назначает новые выборы.

Конституция Кыргызской Республики предусматривает только полномочие Президента по назначению досрочных выборов: 1) в соответствии с частью 6 статьи 84 в случае, если в установленном Конституцией порядке не будет утверждена программа, определены структура и состав правительства, президент назначает досрочные выборы в Жогорку Кенеш; 2) в соответствии с частью 1 статьи 86 премьер-министр не чаще двух раз в год может поставить перед Жогорку Кенешем вопрос о доверии правительству. В случае отказа Жогорку Кенешем в доверии правительству, президент в течение 5 рабочих дней принимает решение об отставке Правительства либо назначает досрочные выборы в Жогорку Кенеш.

Следовательно, вероятность проведения досрочных выборов по этим основаниям практически сводится к нулю: в обоих случаях сыграет инстинкт самосохранения, и Жогорку Кенеш в любом случае в установленном Конституцией порядке утвердит программу, определит структуру и состав правительства, а также никогда не откажет ему в доверии.

При этом необходимо иметь в виду, что Конституция Кыргызской Республики «великодушно» предоставляет Жогорку Кенешу право на самороспуск: согласно нормам статьи 78 Жогорку Кенеш может принять такое решение. Решение о самороспуске может быть принято большинством - не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша. То есть для принятия решения о самороспуске требуется не менее 80 голосов депутатов «за». В этом случае президент в 5-дневный срок со дня самороспуска Жогорку Кенеша назначает досрочные выборы. Однако и в данном случае у Жогорку Кенеша сыграет инстинкт самосохранения, ведь кыргызские депутаты - это не самураи и добровольно «харакири» ни за что не сделают.

Кроме того, против проведения досрочных парламентских выборов сыграют роль следующие негативные факторы.

Во-первых, прошедшие президентские выборы серьезно раскололи общество, а проведение еще и досрочных выборов в Жогорку Кенеш в ближайший год является рискованным шагом, угрозой для общественно-политической стабильности. Во-вторых, затраты из бюджета на проведение еще одних выборов во время надвигающегося экономического кризиса могут стать неподъемнымы для страны. В-третьих, нет никаких гарантий, что одна политическая сила сможет заполучить не менее 65 депутатских мандатов. И этих условиях разумнее было бы руководствоваться народной мудростью «лучше синица в руке, чем журавль в небе».

В-четвертых, проведение досрочных выборов в Жогорку Кенеш никак не отвечает интересам избранного президента Сооронбая Жээнбекова. Делом в том, что если какая-то политическая сила сумеет взять не менее 65 депутатских мандатов и монопольно сформирует однопартийное правительство, то глава государства потеряет важный инструмент влияния на Жогорку Кенеш и процесс формирования правительства, а именно – утратит правовую возможность форматирования парламентской коалиции. И даже, если угодно, возможность манипулирования ею.

И последнее. По всем прогнозам предстоящий год ожидается тяжелым, госбюджет будет трещать по всем швам. Мне кажется, государству сейчас нужно заниматься экономикой и социальной сферой, чем политическими играми.

731

Написать комментарий: