Статья

Арифметика кыргызских выборов-2

О фонде кандидата в президенты

В СМИ страны регулярно публикуются данные о том, какие суммы потратили претенденты на свою избирательную кампанию. Как правило, в демократических странах устанавливает высший предел этой суммы, исходя из необходимости соблюдения принципа равенства претендентов. Ведь понятно, чем больше денег на выборы тратит кандидат, тем у него больше шансов выиграть выборы. Это тоже говорит о серьезности намерений кандидата.

Раньше требование верхнего предела было закреплено и в кыргызском избирательном законодательстве. Кандидат должен был побеждать соперников не только силой денег, но и другими важными качествами - умом, речами, интеллектом, программами, своей практической деятельностью, заслугами перед страной, морально-нравственными устоями, сердоболием и милосердием и т.д.

Иначе бы у власти всегда были олигархи, а олигархия - это власть богатых. Хуже ее Аристотель называл только охлократию - власть толпы. Из 50-ти с лишним президентов США в президенты был избран лишь единственный олигарх, нынешний президент -миллиардер Дональд Трамп. У западных избирателей историей воспитана устойчивая прививка против супербогатых.

Средства на выборы кандидату собирает его партия через своих активистов, сопартийцев и волонтеров, организацию пожертвований от доноров. Естественно, если кандидат малоизвестный человек, серьезную сумму на выборы ему не собрать. Если же это яркий и самобытный политик, то для него не представляет труда собрать десятки миллионов долларов.

У нас же кандидаты, как правило, сами финансируют свои выборы, финансово содержат свои преимущественно искусственно рожденные партии, которые еще не научились выражать интересы широких масс людей. На деле они обслуживают интересы своих вождей и их приближенных. Поэтому наши и забугорные политики разительно различаются по своему качественному уровню и интеллекту. Не в нашу, к сожалению, пользу.

Об объединении разных политических сил

С самого начала предвыборной гонки большой новостью стало объединение 4 политиков в один союз с перспективой создания одной большой объединенной партии. Это был сильный и неожиданный ход, и для власти в том числе, которая везде и всюду стремится расколоть единство противников и, таким образом, сохранить свою власть. Но тандем «четверки» не выжил и распался то ли по причине личного соперничества, то ли их раскололи.

Часть ушла поддерживать действующую власть взамен каких-то обещаний, другая - в оппозицию, тоже предварительно поделив между собой должности президента и премьер-министра. Конечно, это правильно, ведь политикам нужна сильная мотивация, чтобы действовать решительно и эффективно. Победить действующую власть, которая располагает мощнейшими ресурсами - кадрами, СМИ, финансами, сетью, структурами на местах, кандидаты могут только объединив свои личные таланты и ресурсы, сопартийцев и своих близких и родных. Если власть успешна и популярна, сокрушить ее будет трудно. Но легче, если она и проводимая ею политика не пользуется уважением народа.

В Кыргызстане выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства. Чтобы стать президентом, надо набрать 50% + 1 голос от общего числа пришедших на выборы избирателей. Такая система предполагает два тура, если ни один кандидат не набирает требуемого большинства. В других странах проводятся однотуровые выборы, где президентом становится кандидат, набравший наибольшее число голосов от числа пришедших на выборы или общего числа голосующих.

В первом случае объединение кандидатов начинается после окончания первого тура. Проигравшие кандидаты присоединяются к тем, кто вышел в финал. У нас же, как это видно из нашего нынешнего опыта, объединяться начали еще до начала первого тура. Даже хотели создать единую партию, хотя для президентских выборов это имеет второстепенное значение.

Самое большое новшество этих выборов - претенденты начали объединяться друг с другом, чтобы победить. Все это идет коряво, сложно, трудно, примитивно, но прорыв сделан. Следующая власть теперь должна думать о качестве своей политики и ее результатах, популярности среди народа. Иначе, проиграет. А претенденты отныне должны отбросить в сторону свои амбиции и быть согласными и на другие должности - премьера, спикера, министра, губернатора, депутата парламента и т.д.

Ибо при президентских выборах есть победители и есть побежденные. Весь пирог, набор должностей уходит победителю. А президент вправе обещать своим сторонникам разные должности, что мы видим на деле, передав право формирования своей или союзной партии в парламенте. При парламентской системе все происходит по-другому. Там президент - это уважаемая, почетная, но не главная должность.

О соотношении президентских, парламентских и местных выборов

У нас президентские выборы проходят сейчас после парламентских выборов. Если кандидат от СДПК проиграет, то президент от оппозиции будет вынужден распустить Жогорку Кенеш (может быть поэтому у «четверки» и появилась идея объединить свои партии), чтобы получить там пропрезидентское большинство, которое необходимо ему, чтобы выполнить свои предвыборные обещания. Надо будет также трудоустроить свою команду, которая помогла ему прийти к власти.

В демократических странах, как правило, парламентским выборам предшествуют президентские. На полгода, на год они проводятся раньше парламентских. За это время президент получает возможность укрепить свои позиции в парламенте за счет своей популярности среди народа, а не административного ресурса или подкупа избирателей, как это делают у нас. Надо быть полным идиотом, чтобы за год растерять весь свой политический багаж и авторитет, и проиграть парламентские выборы оппозиции.

Но чтобы попасть в нужный избирательный цикл, надо синхронизировать мандаты президента и депутатов парламента и местных представительных органов. Например, в Кыргызстане мандат у президента - 6 лет, у депутата ЖК - 5 лет, у депутата местных кенешей - 4 года. Тогда центральные и местные органы будут одновременно приходить во власть и уходить из нее, будет легче создать вертикаль и горизонталь власти, наладить сотрудничество между ветвями власти, выстроить балансы внутри них, чего никак не получается у нас.

Надо в один день проводить выборы в парламент и местные кенеши. Власть тогда станет более устойчивой и эффективней. Но чтобы всего этого достичь, необходимо разработать приемлемую модель государства, в первую очередь ее политической системы, где будут гармонично распределены все роли государственных и общественных институтов, гражданского общества, идеологии и т.д.

219

Написать комментарий: