В Кыргызстане по инициативе уходяшего президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева состоялась международная конференция по алтайской цивилизации с участием политиков и ученых из 12 стран. Цель конференции - придать новые возможности для интеграционных процессов в Евразии на основе паналтаизма и евразийства взамен существующих идей пантюркизма и панисламизма, которые, как высказался кыргызский президент, недостаточно сплачивают и объединяют народы Евразии.
Эти идеи достаточно популярны в тюркском и исламском мире, у народов, стремящихся к освобождению. Досталось от президента развивающейся страны и другим идеологиям и политическим течениям, в основе которых лежат идеи о необходимости национального политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности - панславизма, пангерманизма и т.д.
Из политических лидеров на конференцию по алтаизму приехали лишь главы двух российских тюркских автономий - Татарстана и Башкортостана. Из лидеров суверенных тюркоязычных государств ЦА никто не приехал. Может быть, не пригласили. Ведь такая неожиданная постановка проблемы интеграции народов отрицает тюркскую и исламскую идентичность, ставит под сомнение деятельность авторитетных международных организаций, построенных на принципах пантюркизма и панисламизма.
Например, ССТГ – Совет сотрудничества тюркоязычных государств, или просто Тюркский совета, и ОИС – Организация исламского сотрудничества. Так что же это все-таки было? Международная конференция ученых или же презентация нового политического проекта России и КР, где уходящему кыргызскому лидеру дали возможность озвучить политическое заявление, идущее вразрез с традиционным курсом тюркских государств на интеграцию между собой. Итак...
Идея общетюркской интеграции родилась в 19 веке среди российской тюркской интеллигенции, основоположником которой стал крымско-татарский просветитель, издатель и политик Исмаил Гаспры. Его взгляды по общественной значимости стояли в одном ряду с идеями выдающихся просветителей и философов Востока как аль-Афгани, Марджани, Абдо, Зардаби, Бехбуди и другие.
В Средней Азии идеи пантюркизма и панисламизма, направленные против русского колониализма и на освобождение тюркских народов, нашли под собой благодатную почву среди местных народов и их интеллигенции.
В 1917-20 годах в Кыргызстане существовала и активно действовала светская партия «Алаш», стоявшая на позиции создания объединенного казахско-кыргызского государства. Во главе этой партии стояли видные представители национальной интеллигенции - казахи Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мустафа Чокаев и кыргызы Абдыкерим Сыдыков, Ишеналы Арабаев, Иманалы Айдарбеков.
Другая часть общества видела будущее Туркестана и Кавказа в форме панисламистской организации. В Кыргызстане активно действовало целое множество панисламистских организаций – «Шуро-Исламия», «Улема», «Шуро», «Иттифак» и другие.
В 1920 году казахским большевиком Тураром Рыскуловым была предпринята попытка создания Тюркской компартии и Тюркской республики, закончившаяся неудачей по вине ЦК РКП(б). Все эти политические течения были объявлены враждебными и распущены. Взамен этих «национальных» проектов, отражавших общественное сознание населения Советского Востока, был реализован сталинский проект автономизации. С возникновением новых независимых тюркоязычных государств Центральной Азии и Закавказья в начале 1990-х годов вновь наблюдается интерес к нереализованным в условиях советской действительности идеям тюркской и исламской интеграции.
Между тем эти идеи широко распространялись в Турции, как бывшем мусульманском халифате. Турецкие руководители тогда всерьез заговорили о необходимости создания новой тюркоязычной общности от Адриатического моря до Великой Китайской стены. Выступая 29 октября
«Однажды Россия потеряет контроль над народами, которые сегодня держит крепко в руках. Мир выйдет на новый уровень. В тот самый момент Турция должна знать, что ей делать. Под властью России находятся наши братья по крови, по вере, по языку. Мы должны быть готовы поддержать их. Но быть готовыми - не значит ждать молча того момента. Надо готовиться. Но как же народы готовятся к такому моменту? Народы готовятся к такому моменту, поддерживая духовные мосты. Наш общий язык - наш мост. Наша общая вера - наш мост. Наша общая история - наш мост. Мы должны вспомнить о своих корнях и объединить нашу историю, волею судеб разделившею нас с нашими братьями. Мы не должны ждать, когда они к вам потянутся, мы должны сами к ним приближаться».
И хотя Ататюрк был вынужден отказаться от пантюркизма как инструмента реализации политики в условиях существования могущественного СССР, его идеология все равно продолжала существовать в различных формах и проявлениях.
В декабре
В октябре
С тех пор эти встречи стали регулярными и сейчас проходят в рамках Тюркского совета, созданного в 2009 году в азербайджанском Нахичевани. Это была международная организация, объединяющая современные тюркские государства, главной целью которой является развитие всестороннего сотрудничества между государствами-членами ССТГ, которая очень многое делает для сближения тюркских государств.
Политика по созданию единого тюркского политического и культурно-идеологического пространства все время встречала определенные трудности, создаваемые преимущественно внешними силами. Были субъективные и объективные причины, связанные с тем, что многие молодые тюркские страны сейчас проходят этап создания национального государства. Но несмотря на это, движение к интеграции всегда возобновлялось. Ведь родство и братство на Востоке многое значат.
Сейчас интеграция между тюркскими республиками и народами возрастает в связи с начавшимися в 90-х годах процессами глобализации. Для тюркских государств и народов это очень важный этап, позволяющий лучше понять друг друга, узнать свою культуру и проложить верный путь в будущее. Однако многие тюркские народы, проживающие в РФ и КНР, не могут пока полноценно участвовать в этом процессе, поскольку они не являются субъектами международного права.
В речи Атамбаева критикуются и панславизм, и даже абсолютно не актуальный в объединенной Европе пангерманизм, что, наверное, должно было придать выступлению объективистский характер, мол, я критикую не только наш пантюркизм и панисламизм. Но панславизм как политическое течение 19 - начала 20 веков, стремившееся к государственному объединению всех славянских стран во главе с царской Россией, попросту отжило себя вместе со вступлением славянских государств в Европейский Союз.
В Фейсбуке в комментарии к конференции по алтаистике один из пользователей написал: «Несколько общественных деятелей советского поколения и некоторые молодые политики КР продвигают … политический … проект под названием «Алтайская цивилизация» с культурной начинкой «тенгрианства», тем самым укрепляя … присутствие России в Кыргызстане … культурно растворяя народ Кыргызстана в политическом пространстве России».
И вправду! Конференция по аморфной «алтайской цивилизации» де-факто вносит раскол в ряды тюркских и мусульманских народов, что может отражать только национальные интересы РФ и КНР, борющихся с «тюрко-мусульманским» сепаратизмом.
Фото сайта president.kg
Комментарии