Статья

Главная проблема Кыргызстана – отсутствие эффективного управления

Зайнидин Курманов

«Если неправильно управлять страной, все умные люди уедут», Ли Куан Ю.

Козьма Прутков (литературный псевдоним нескольких известных русских интеллектуалов), высмеивавший умственный застой и политическую «благонамеренность», справедливо писал: «Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай взор свой на зады, чем сбережешь себя от знатных ошибок».

Очень интересный философский посыл в свете предстоящих президентских выборов в Кыргызстане, когда надо сообща переосмыслить опыт наших неуспешных на протяжении 30 лет реформ (начиная с апрельского 1985 г. пленума ЦК КПСС) по выводу страны из перманентного духовного, политического и экономического кризиса.

Как определить то главное, основное звено, ухватившись за которое можно решить накопившиеся проблемы? В преддверии новых президентских выборов в Кыргызстане звучит множество разных обещаний, среди которых не видно намерений начать реформы с улучшения управления страной. А ведь это для реформаторов всех стран (кроме наших) аксиома. Обещают, в частности, реформу судебной власти, местного самоуправления и т.п., но ни у кого нет целостного видения этой проблемы и путей ее решения.

Все успешные ныне страны начинали путь с изменения системы управления. Наша малообученная элита почему-то думает иначе, что достаточно, например, изменить форму правления, написать хороший закон, выбрать доброго президента, депутата… и цели будут достигнуты. Сколько раз изменяли Конституцию, а «воз и поныне там» - проблемы остаются и накапливаются. Разве что к монархии еще пока не переходили. Но уверен и там успеха не будет, ибо к реформам и управлению в целом, надо подходить с позиций современных научных знаний.

Как еще объяснить политической элите страны с постсоветским мышлением, что «кухарки», которые с упорством обреченных снова и снова заполняют все этажи и коридоры государственной власти, не могут успешно управлять страной. Прорыв возможен только на основе освоения и применения новых научных знаний, которых у «кухарок» априори быть не может. «Кухарки» во власти - это всегда плохое и очень плохое управление, это системная бедность, преступность, коррупция и падение нравственности, это исход населения из страны за границу и т.д.

Говоря о лидерстве США в будущей перспективе, великий ученый современности Збигнев Бжезинский, еще 40 лет назад предсказавший распад СССР и социалистического лагеря, назвал одним из важнейших факторов – качество будущих американских элит. И тем самым «зрел» в самый корень.

Коренным вопросом всех времен, в т.ч. и нашего, является плохое управление, являющееся основным источником всех человеческих бед и трагедий. По закону Паркинсона: «Плохая бюрократия может цветущий сад превратить в пустыню, а хорошая – пустыню превратить в цветущий сад».

В Кыргызстане с момента обретения государственной независимости безраздельно правит конформистская бюрократия, вышедшая из недр советско-партийной номенклатуры. Из обогатившейся номенклатуры отчасти сформировался нынешний олигархат, с которым она сейчас делит власть, основанную на псевдодемократической риторике и криминально нажитых деньгах.

Поэтому в Кыргызстане, несмотря на три так называемые «революции», мало что изменилось. Меняются лишь персоны. Неизменными остаются демократическая демагогия, безработица, бедность, коррупция, непрозрачность и неподконтрольность власти… Как в абсолютном большинстве стран Африке, где эти явления уже стали привычными и неотъемлемой частью политического и этнокультурного ландшафта.

Когда-то СССР и США жили в «первом мире». Сейчас многие постсоветские республики скатились в «третий мир», опустились до уровня развивающихся стран. Почему - прежде всего по причине плохого управления и низкого качества правящих элит!

Необходимо особо отметить, что в прошлом у кыргызов была своя система управления, пригодная в условиях аморфных государственных образований и племенных союзов с размытыми интересами и принципами. Отличием такого типа государственности было отсутствие госаппарата и профессиональной бюрократии. С вхождением в состав советской империи у кыргызов наконец-то появилась профессиональная бюрократия и госаппарат, державшийся на тотальном страхе, насилии и принуждении.

Другого опыта, построенного на разделении ветвей власти, их сбалансированности, системе сдержек и противовесов между центром и местами, открытости и прозрачности власти, верховенстве закона и т.д. мы раньше не знали, а сейчас просто саботируем и не хотим делать. Ввиду того, что нет политической воли руководства, которой нынешняя система крайне выгодна для безответственного существования и личного обогащения.

Ведущие зарубежные страны накопили положительный опыт в области теории и практики управления, который позволил им решить проблемы с коррупцией, бедностью, безработицей, безнравственностью и духовной нищетой. Строго следуйте этим правилам и успех будет гарантирован, о чем свидетельствует опыт бывших социалистических стран Восточной Европы, Балтии, в постсоветской Грузии, в африканской Ботстване и Руанде. К сожалению, «советская» система управления развивалась самостоятельно и обособленно, игнорируя и критикуя этот опыт.

В условиях демократии и гуманизма, естественно, такая система управления не может принести пользу, что мы воочию наблюдаем в большинстве стран СНГ. Однако вопреки логике новой жизни, подлакированная по форме под демократические институты, она продолжает успешно функционировать и порождать для населения страны непреодолимые проблемы, барьеры и риски.

Эта система привела к превращению Кыргызской Республики из распадающегося номенклатурно-советского государства в неэффективное бюрократически-олигархическое государство, хотя в Конституции заявлена совершенно другая цель –построение демократической республики.

В этой связи считаю, что самой приоритетной задачей по преодолению кризисных и негативных сторон жизнедеятельности нашей страны является реформа управления. Если вспомнить эволюцию человечества, у первобытных людей управление, как и у животных, строилось на страхе, насилии, принуждении, личном статусе. Но вместе с осмысленным трудом появились новые принципы управления, связанные с опорой не только на сильную, но и авторитетную власть, подчинение младших старшим, опорой на обычаи и традиции, уважения к духам и божествам и т.д. Появилась власть, основанная на авторитете – личности, бога, обычая, конституции, закона и т.д.

Проблема сегодняшнего Кыргызстана – это отсутствие самого эффективного управления, основанного на авторитете. Отсутствие в управлении харизматических личностей, умеющих управлять знаниями и переменами. У нас в достатке харизматических лидеров, но без знаний и умений управлять. А необученные управленцы всегда заняты «изобретением велосипеда». Они могут делать перевороты, делить имущество, плести интриги. Но не готовы выходить из кризиса сообща, предпочитая на выборах покупать доверие народа и манипулируя его доверием.

В связи со сказанным следует назвать три основные негативные проблемы, переживаемые постсоветским Кыргызстаном, на которых необходимо сосредоточить внимание кандидатам в президенты 2017. Это плохое управление, плохое воспитание и плохая защищенность населения, каждая из которых может быть разделена на задачи. Например, искоренение антидемократических тенденций как олигархизация власти, охлократия, бюрократизм, создание реальных политических партий и многопартийности, развитие подлинного парламентаризма, выбор ее оптимальной модели, сокращение и ликвидация советского политического наследия и т.д.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Мы переживаем не этап реформ, а переход от традиционного и советского прошлого к новой цивилизации, который неизбежен и неотвратим. В условиях глобализации сокращается роль государства, возрастает значение транснациональных корпораций (ТНК), активно идут процессы интернационализации, интеграции, модернизации, вестернизации, демократизации… Используя преимущества глобализации и научившись управлять этим процессом, можно за короткие сроки прорваться вперед и стать успешной страной, как это сделали в свое время Япония, Южная Корея, Малайзия, Турция и др.

Между тем, пока мы заняты своими повседневными «доморощенными» делами (переделом собственности, личным обогащением, выяснением отношений, возвратом к архаике, восстановлением бесперспективных моделей общественного устройства – авторитаризма, феодализма и т.д.) современные футурологи предсказывают, что главным событием 21 века станет образование «мирового правительства» и освоение околоземных планет. Разительный пример нашей отсталости и периферийности!

Фото АКИпресс.

 

4744

Написать комментарий: