Исследование

ПОЛИСИ-БРИФ. Иссык-Куль: между стремлением к экономическому успеху и заботой об экологии

Иссык-Куль развивается, но находится под угрозой

Развитие Иссык-Кульского региона давно и прочно стало одной из главных тем широких дискуссий о развитии Кыргызстана в целом. При этом восприятие кыргызами своей жемчужины как духовной ценности, из-за чего за Иссык-Кулем (ИК) закрепилось определение “священного озера”, совсем не мешало успешно и достаточно масштабно эксплуатировать второй в Центральной Азии по величине озерный водоем.

В определенной степени, научный подход, природоохранные меры и лимитированный объем эксплуатации основных видов экономических возможностей Иссык-Куля и его побережья делали освоение озера щядящим с точки зрения сохранности биосистемы. Но с течением времени и, в основном, с изменением социально-политического контекста все очень сильно поменялось. Особенно в главной составляющей экономического использования Иссык-Куля – его курортно-рекреационного ресурса. Частный бизнес сначала постепенно, а в последние годы стремительно преображает курортную модель Иссык-Куля, создавая как новые объекты отдыха на побережье, так и новые виды туризма в качестве альтернативы или дополнения к прежнему и привычному пляжному отдыху.

Бурному развития курортно-оздоровительного потенциала Иссык-Куля способствовало множество факторов:

- уникальные природно-климатические условия;

- фактическое отсутствие близких к ИК по природно-климатическим условиям объектов как в Кыргызстане, так и в сопредельных странах (прежде всего Казахстане и Узбекистане);

- рост благосостояния населения Кыргызстана и сопредельных стран;

- масштабная автомобилизация;

- либерализация визового режима для привлечения зарубежных туристов;

- поэтапное улучшение дорожного сообщения с Иссык-Кульской областью и дорожной инфраструктуры в самой области;

- увеличение авиамаршрутов и модернизация расположенных в области аэропортов;

- разрастание частного гостиничного бизнеса – заново построенных или переоборудованных из личного жилья гостевых домов;

- удачный пиар туристических возможностей как самого Кыргызстана, так и отдельно Иссык-Куля и многое другое.

И даже при том, что не весь оставшийся от СССР фонд пансионатов, детских оздоровительных лагерей и санаториев используется эффективно, остальные меры по улучшению курортного бизнеса и выросшие финансовые возможности населения привели к взрывному росту ежегодно отдыхающих на Иссык-Куле из числа как граждан страны, так и иностранных гостей. В результате нагрузка на курортный сектор и в целом на общую инфраструктуру области стала практически на грани их возможностей, если не сказать запредельной – особенно в моменты пикового наплыва отдыхающих. Причем все это происходит достаточно хаотично, что может привести, а в некоторых местах уже приводит к печальным результатам.

Несмотря на то, что туризм на Иссык-Куле пока имеет четко выраженный сезонный характер и большую часть года многие пансионаты в основном простаивают, даже 2-3 месяца максимальной загруженности Иссык-Куля сегодня уже становятся чересчур большой ношей для экологии озера. Дороги, автостоянки в курортных населенных пунктах переполнены автомашинами, вокруг много мусора, вода в озере в некоторых местах выглядит далеко не столь кристально чистой, как это было раньше.

А ведь популярность иссык-кульского направления отдыха будет только нарастать, как из-за очевидной тенденции увеличения спроса на него во всем центральноазиатском регионе, так и из-за того самого развития туристического кластера.

Экономический портал Akchabar.kg приводит цифры по 2022 году с указанием на Национальный статистический комитет КР: “Число туристов, посещающих страну, также увеличилось. Более 1,1 миллиона человек отдохнуло в организованном туризме. Это в 1,7 раза больше, чем в предыдущем году [2021-м - Авт.]. Кроме того, в секторе неорганизованного туризма число посетителей составило 837 тысяч человек и увеличилось в 1,2 раза”. И пусть эта статистика не разделена на тех, кто побывал именно на Иссык-Куле, умозрительный вывод, что большинство из гостей страны приехало ради него, представляется совершенно справедливым. И повторимся, что в данном случае речь идет о количестве лишь иностранных отдыхающих.

Поэтому, несмотря на недостаточно развитую инфрастуктуру, даже сейчас в глазах некоторых заинтересованных лиц из Казахстана Иссык-Куль воспринимается и как опасный конкурент, мешающий развиваться их отечественному туристическому бизнесу. Например, авторы казахстанского издания Karavan.kz пишут в своем материале, что планируемое строительство новой автодороги “Узунагаш - Кемин”, которая станет более быстрым и дешевым маршрутом доставки граждан Казахстана для отдыха на Иссык-Куле, может “серьезно навредить экономике Алматинской, Жамбылской и Жетысуской областей”, а также приведет к вымиранию курортных кластеров на озерах Алаколь и Балхаш, куда соседи уже инвестировали немалые средства.

Правда, в выкладках экономических журналистов “Каравана” есть один неоспоримый аргумент, одновременно вынуждающий беспокоиться и  граждан Кыргызстана. Об этом в статье написано следующее: “В 2022 году КР принял 5 млн иностранных туристов и 1 млн внутренних. Большинство явно отдыхали на Иссык-Куле. Бишкек намерен увеличить поток туристов из РК до 2-3 млн человек. Что будет с этим бессточным озером, если каждый год оно будет принимать по 7-8 млн человек каждый год?”.

Разумеется, все цифры нуждаются в детальной верификации. Но существуют и достаточно доказательные факты и даже просто очевидные аксиомы, что Иссык-Куль на самом деле уже много лет как стал объектом неконтролируемого экономического использования, зачастую во вред его природному балансу и биоразнообразию.

Отечественные специалисты по охране окружающей среды давно начали сигнализировать о бедственном положении экологии Иссык-Куля, при том что вся область в ее административных границах (43 100 км²) официально является еще с 1998 года единой биосферной зоной и признана “особо охраняемой природной территорией” национального значения. Такая политика правительства Кыргызстана активно приветствуется и поддерживается международным сообществом, подтверждением чему стало внесение Иссык-Куля во всемирную сеть биосферных резерватов в рамках программы ЮНЕСКО “Человек и биосфера”.

Работа по охране и защите ИК, в той или иной степени, велась всегда. Вводились требования по обязательности наличия очистных сооружений в рекреационных учреждениях, запреты на ловлю рыбы сетями, запреты на вырубку кустарников на побережье озера, запреты на строительство капитальных сооружений на береговой линии, обустраивались места для городских свалок, вводилась оплата за въезд на ИК и т.п. Однако, многие из этих и других мер, предпринимаемых государственными органами, были половинчатыми, а главное плохо или совсем не исполнялись. В результате экология озера страдала все больше.

В части защиты Иссык-Куля силами общества, можно привести пример, как несколько лет назад зародилась широкая инициатива бизнесменов из туристической отрасли, экологов и трэвел-блогеров по расширению предлагаемой туроператорами линейки туристических направлений внутри страны, переориентации привычного “пляжного отдыха” на другие виды активного отдыха и путешествий. В значительной мере, помимо собственно бизнес-интересов и популяризации других направлений туризма, этот активизм содержал в себе заботу и очевидную сверхзадачу – сохранить природу и экологический баланс Иссык-Куля хотя бы в нынешнем состоянии и не потерять их безвозвратно.

Но, судя по ухудшающейся экологической остановке, этого мало. Очевидно, что попытки сохранить Иссык-Куль подобными мерами, а вернее планами и во многом плохим их исполнением – это лишь затягивание печального финала, который в средне- или долгосрочном плане может привести к потере иссык-кульской экологии, а затем и к деградации экономики области. Совершенно очевидно, что и то и другое будет означать катастрофу для Кыргызстана, причем рукотворную, и вызовет трудно представимый общественно-политический коллапс. Только в Иссык-Кульской области непосредственно зарегистрированы 2 тысячи предприятий, оказывающих услуги и поставляющих товары для функционирования туристической отрасли в регионе, и можно только представить, сколько бизнеса ориентировано на Иссык-Куль среди остальных 119 тысяч хозяйствующих субъектов, существующих в целом по Кыргызстану и занятых именно в туристической сфере.

Массовый или элитный туризм?

Все вышесказанное уже давно привело к одной из давно и широко распространенных дискуссий Кыргызстана: в каком стратегическом направлении развивать туристическую отрасль на Иссык-Куле – массовый или элитарный туризм?

Вопрос этот сложный и противоречивый. У обоих концептуальных подходов есть как плюсы и минусы, так и сторонники и противники. Казалось бы, ограниченность выбора курортных зон не только в Кыргызстане, но и во всем центральноазиатском регионе, естественным образом складывающаяся модель иссык-кульского турбизнеса и уникальные природно-климатические условия порождают философию “максимально большие доходы за минимальное время” и само по себе диктует формирование элитарного туризма. Тем более, что экономическая конъюнктура также стимулирует ориентирование на богатых гостей, в первую очередь из-за дорожающей земли и объектов недвижимости на побережье.

Но наблюдается также и растущее предложение в бюджетном ценовом сегменте. Это происходит благодаря использованию предприимчивым местным населением жилой недвижимости и строительства недорогих гостевых домов непремиального сегмента. Все это тоже находит широкий спрос как среди граждан Кыргызстана, так и среди иностранцев. В самом деле, вопреки сложившимся стереотипам, не все иностранцы это богатые люди с золотыми банковскими карточками. Но от этого их ценность как туристов не снижается, и пусть даже они выбирают способ экономного “бэкпекерского” туризма – жить в недорогих гостиницах, питаться в простых столовых – это все равно приносит прибыль и такой бизнес доступен всем тем, кто не может вложить большие средства в строительство фешенебельных отелей и курортов.

Можно также обратиться к недавнему примеру, когда президент Садыр Жапаров обрушился на профсоюзных боссов с нещадной критикой. Это случилось во время его рабочей поездки на Иссык-Куль в этом сентябре. Руководителям Федерации профсоюзов Кыргызстана он выдвинул обвинение, что “за последние 30 лет ФПК не достигла никаких значимых результатов в развитии и поддержке санаторных, курортных и туристических объектов, а подавляющее большинство этих объектов находится в состоянии упадка, многие уже распроданы”.

При этом рядовые кыргызстанцы, особенно с низкими доходами, даже не подозревают, что они имеют право отдыхать в здравницах Кыргызстана, в том числе и на Иссык-Куле. То есть, в перспективе, льготные путевки (со скидками, выражаясь современным языком) на относительно недорогие курорты также могут быть востребованы широким кругом людей.

Отдых – это базовое право людей. Если пытаться превратить Иссык-Куль в искуственно созданную резервацию пятизвездочных отелей, клубных домов, игровых зон с казино, полей для гольфа, закрытых пляжей, аэропортов для бизнес-джетов и других элементов жизни для состоятельных клиентов, то ведь тоже в определенном смысле есть риск “потерять” Иссык-Куль в социально-общественном понимании. Но и сидеть сложа руки, молча наблюдая за постепенным превращением кыргызской жемчужины в новое Вавилонское столпотворение, в неконтролируемое строительство всего и вся тоже не хочется.

Таким образом, делать однозначный выбор в пользу той или иной концепции развития ИК государству не следует, да и конкретного результата это скорее всего не даст. Очевидно, что на ИК параллельно могут развиваться разные концепции туризма.

Примером может служить озеро Комо, расположенное в северной части Италии. Оно интересно красивой природой, живописными видами, историческими достопримечательностями и возможностями активного отдыха. На Комо развит как элитарный, так и массовый туризм. Там расположены роскошные виллы и отели, которые привлекают известных личностей и богатых туристов со всего мира. В то же время озеро Комо интересно и массовым туристам, особенно в летний сезон.

Озеро Комо

Множество отелей, ресторанов, магазинов и развлекательных мероприятий предлагают разнообразные варианты для более доступного отдыха. Ежегодно на это небольшое, по сравнению с Иссык-Кулем озеро, приезжают миллионы людей. Например, только чтобы посетить виллу Карлотта (Carlotta), одну из достопримечательностей Комо, в год приезжают около 200 тысяч человек. На озере развиты разные виды транспорта. Туда можно попасть и передвигаться вокруг него как на личном автомобиле, так и на общественном транспорте.

Таким образом, возварщаясь к Иссык-Кулю, для государства логичным представляется подход, при котором оно определяет лишь общие условия для развития и делает акцент на соблюдении рамочных, принципиальных направлениях, таких как: экология и безопасность. При этом можно, конечно, прямо или косвенно проводить стимуляционные меры для тех или иных направлений деятельности или, наборот, создавать экономические преграды для нежелательных направлений развития. В целом же, все остальное частный бизнес и частная инициатива граждан сделают сами.

К сожалению как раз с регуляционной функцией в области экологии государственные органы в Кыргызстане справлялись зачастую далеко не лучшим образом. Например, 29 июня текущего года парламент принял закон о поэтапном запрете оборота на территории Кыргызской Республики одноразовых полиэтиленовых пакетов. И неслучайно вводить запрет было было решено с Иссык-Кульской области. Уже нынешним летом там было нельзя продавать и использовать одноразовые пакеты в торговой сфере, тогда как запрет на использование для всего остального Кыргызстана стартует лишь в 2027 году. Это показывает, насколько исполнительная и законодательная власти понимают особую ценность Иссык-Куля и стремятся оградить людей и окружающую среду от вредного воздействия полимерных материалов.

Мера правильная, но своевременная ли? Если посмотреть фрагмент из информационного бюллетеня “Ак-Куу”, выпускаемого генеральной дирекцией биосферной зоны “Иссык-Куль”, то там предлагалась срочная (!) переработка законов КР “Об устойчивом развитии эколого-экономической системы Иссык-Куля” и “О биосферных территориях в Кыргызской Республике”, где среди прочих предложений было “запретить реализацию в торговых точках и использование в быту населением Иссык-Кульской области полиэтиленовых пакетов”. Написано это было, судя по контексту материала, раньше 2011 года.

И точно известно, что аналогичное предложение отклонялось как минимум еще раз, в 2016 году. Тогда еще депутат парламента Акылбек Жапаров резонно отмечал, что “можно было бы запретить использование пакетов в тех местах, где есть урочища или озера, чтобы там не было экологического загрязнения. Можно постепенно вводить законопроект в действие”. Тогдашний спикер ЖК А. Жээнбеков также говорил о том, что “Кабмин предлагает отклонить запрет на использование полиэтилена. Но нам надо думать, как защитить экологию и что мы оставим своим детям. Может, просто нужно законопроект еще раз доработать? Он нам все равно нужен”.

К сожалению, даже понимая, что и для чего нужно делать, власти годами плутают по бюрократическим коридорам. Они оставляют возможно даже непопулярные, но требуемые временем решения на своих сменщиков вместо того, чтобы принимать важные законы и затем строго следить за их исполнением. Если бы те же полиэтиленовые пакеты запретили на ИК еще до 2011 года, как и предлагала гендирекция биосферной зоны “Иссык-Куль”, то можно представить насколько сейчас экологическая ситуация была бы там благополучнее и какой импульс это дало бы для повышения экологической грамотности и ответственности наших граждан.

Нерешительность и недальновидность властей ведет к созданию еще больших проблем. Достаточно посмотреть на интерактивную карту экологической мониторинговой организации “ЭкоМиР”, чтобы увидеть насколько изранена территория Иссык-Куля точками экологических бедствий.

Активисты “ЭкоМира” приводят данные, что по всему иссык-кульскому побережью ими зафиксировано около 100 точек стихийных свалок мусора, и это вне населенных пунктов, у каждого из которых есть свои свалки. Даже из “легальных”, скажем так, свалок ни одна не соответствует экологическим нормам. А что тогда говорить об этих 100 стихийных мусорниц. При этом, даже простому обывателю видно, что существенную часть свалок составляют как раз пластик и полимерные отходы – долго и сложноразлагаемые упаковки.

Помимо этого, практически возле каждого крупного пансионата в отдалении лишь 15-20 метров от берега существуют подводные свалки: весь тот мусор, который выбрасывают в воду отдыхающие, выносится с пляжей ветром или дождем и селевыми потоками. Зафиксированных подводных свалок пока только 13, но мониторинговая работа по их картированию и описанию еще продолжается, и ее результаты вряд ли кого обрадуют.

Второй пример необходимости быстрого принятия разумных решений – это проблема эксплуатации в акватории Иссык-Куля гидроциклов, называемых также водными скутерами или аквабайками. Редкое лето, а может быть и вовсе ни одно, не обходится без новостей о происшествиях, связанных с их использованием, вплоть до летальных исходов, а также информации о миниэкологических бедствиях, связанных с разливом топлива и грязными выхлопами от скутеров. Каждый раз общественный резонанс достигает такого накала, что казалось бы правительство и законодатели должны немедленно отреагировать и озаботиться мерами, устранающими источник этих бед. Однако ничего не меняется.

Пятно от отходов гидроциклов и моторных лодок на Иссык-Куле

Все конечно понимают, что гидроциклы – это популярное развлечение на многих морских курортах мира, включая и ИК. Однако здесь, прежде всего, нужно исходить из понимания принципиальной разницы между открытыми морями и нашим Иссык-Кулем, мало того что закрытым озером, то есть не связанным с мировым океаном, так еще и бессточным водоемом. Да, у него есть способность к самоочищению и регенерации, но во-первых это длительный процесс, а во-вторых нет доказательств, что озерная вода может нейтрализовывать масляные отходы от работы двигателей на ГСМ, поскольку они не испаряются. А значит ГСМ будут только накапливаться и с каждым годом оказывать все больше вредного воздействия как на воду Иссык-Куля, так и на его ихтиофауну.

Еще в 2007 году тогдашние депутаты ЖК внесли предложение дополнить закон “Об охране озера Иссык-Куль” запретом на использование моторных лодок и гидроциклов, однако тот законопроект не подписал президент. Не подписали его и все последующие четыре президента, хотя у нынешнего еще есть время на это стратегически правильное решение. То есть пока происходит как в случае с полиэтиленовыми пакетами, вместо принятия быстрого и очевидного решения идет затягивание решения проблемы.

При этом решить ее можно быстро и эффективно. Контроль осуществлять не сложно. Кроме того, в мире уже есть несколько производителей альтернативного гидроциклу управляемого плавающего средства – электрогидроцикла. И каждый год появляются новинки, сконструированные с учетом минимально возможного или вообще нулевого вреда для атмосферы, водных резервуаров и в целом окружающей среды. Они так же способны разнообразить отдых на воде, заряжать эмоциями любителей экстрима, так почему законодатели и соответствующие государственные органы уже сейчас не примут закон о полном запрете гидроскутеров с двигателями внутреннего сгорания?  

И что в конце концов произойдет, если мы так и будет оттягивать решения проблем, больших и малых? По приведенной выше информации видно, что вопрос полиэтиленовых пакетов решался долгие 13 лет, вопрос гидроциклов находится в подвешенном состоянии, как минимум, уже 16 лет и неизвестно, сколько просуществует еще. Примерно так же долго тянулась проблема и с хищническим выловом рыбы в ИК. Браконьеры повсеместно сетями вытаскивали тонны рыбы, в том числе и в период нереста и так продолжалось годами. В разные годы на озере, конечно, вводились запреты на вылов сетями, но почти никто не контролировал их соблюдение. Но достаточно было лишь на немного усилить контроль, как рыба вновь стала “возвращаться” в озеро. Между тем, рыбная ловля на удочку (сетями вообще надо запретить на долгие годы) во всем мире является крайне привлекательным видом отдыха для большого количества туристов, и на ИК спортивная рыбалка могла бы быть дополнительным и весьма прибыльным видом туризма.

Об этих и многих других проблемах наряду с правительством много, аргументированно и годами также говорит и гражданское общество – экологические, туристические и иные организации, а также гражданские активисты. Кстати, они могут достаточно эффективно помогать государственным органам в вопросах планирования, разработки и контроля целого комплекса мер по сохранению и защите экологии озера Иссык-Куль. Для этого необходимо лишь желание и воля правительства на совместную деятельность.

Очевидно, что каждая насущная задача или проблема не может полностью решиться одним лишь росчерком пера. Тот же вопрос полного прекращения оборота, производства и использования полиэтиленовых пакетов и упаковок на самом деле требует долгосрочной воспитательно-агитационной работы, в которую могут и должны быть вовлечены экоорганизации, СМИ, креативные и PR-агентства, множество опинион-мейкеров, популярные блогеры и местные лидеры, чтобы создавалось общественное мнение, формировалась новая культура и модель “зеленого” поведения граждан, продюсировались научно-просветительские фильмы, ролики и клипы социальной рекламы, производился остальной массовый контент. То же касается и браконьерства, соблюдения чистоты и правил утилизации мусора, да много еще каких вопросов.

Выводы и рекомендации

1. Кыргызстану нет необходимости выбирать какую-либо одну концепцию развития Иссык-Куля как круротной зоны. НА ИК вполне органично могут развиваться концепции как элитарного, так и массового туризма. Властям страны следует сосредоточиться на регулятивной функции по ключевым направлениям: экология, безопасность, создание экономических и социально-культурных стимулов для развития региона.

2. Необходимо создавать и контролировать выполнение жестких экологических норм на Иссык-куле. Введение запрета на реализацию и использование пластиковых пакетов является правильной мерой в этом направлении.

3. Необходимо осуществлять контроль за исполнением и других мер, влияющих на экологию:

- обязать все рекреационные места иметь и эффективно эксплуатировать очистные сооружения;

- упорядочить фукнционирование мусорных свалок;

- контролировать выполнение запретительных мер по охране прибрежной зоны озера и недопущению вырубки растений и замусориванию.

Ключевым элементом всей работы является – прозрачность работы госорганов и эффективный контроль. Без контроля за выполнением требований законодательства даже самые хорошие меры, которых всегда планировалось немало, никакого положительного результата не принесут;

4. Ввести запрет на использование гидромотоциклов (скутеров) и других средств передвижения, использующих двигатели внутреннего сгорания. Исключение, возможно, следует сделать для больших прогулочных кораблей, которых не так много на ИК, служебных видов транспорта: природоохранных, спасательных организаций и милиции.

5. Важной мерой по улучшению экологии является планирование и исполнение шагов, связанных с постоянно увеличивающимся потоком автомашин, приезжающих на озеро в курортный сезон. Уже сейчас в пик сезона (июнь-август) дороги фактически не справляются с большим потоком машин, едущих на ИК и передвигающихся между населенными пунктами. Здесь необходимо проводить работу по предложению альтернативных способов передвижения и вводить экономические меры по повышению стоимости пользования личным автомобилем в курортной зоне ИК.

О необходимости строительства железной дороги от Балкычы и далее до других населенных пунктов ИК говорится давно. Сейчас даже есть более конкретные планы по продлению ЖД-ветки от Балыкчы до Тамчы.[i] В планах также есть строительство ЖД дороги и дальше до Каракола.[ii] Стратегически это верное решение. При этом, очевидно, что удлинение железной дороги следует осуществлять с ее одновременной электрификацией. Передвижение по электрифицированной железной дороге даст большой положительный эффект в плане улучшения экологии, снижения количества автомобилей на автодорогах и автостоянках ИК, повышение возможностей по перемещению пассажиров и грузов, повышение безопасности и скорости передвижения.

Передвижение по железной дороге может стать хорошим предложением не только для жителей Кыргызстана, но и для граждан Казахстана и Узбекистана, которые с каждым годом все больше приезжают на ИК.

6. Еще одной мерой по улучшению транспортного движения может являться использование транспорта с большим количеством посадочных мест (автобусов) в противовес повышения стоимости использования личного автомобиля в курортной зоне ИК. Действенными мерами, например, могут стать:

- в пик сезона введение регулярных автобусных маршрутов из Бишкека в населенные пункты ИК. Такие автобусы могут выезжать из Бишкека и обратно с интервалом, например, 15-30 минут. Возможность пользоваться комфортабельными, современными, регулярно по графику ездящими автобусами наверняка будет востребованной услугой у людей и таким образом определенная часть пассажиров с личных авто, такси и “маршруток” пересядут на многоместные автобусы;

- введение или повышение оплаты (если она уже предусмотрена) за парковку автомобилей на территории населенных пунктов курортной зоны ИК. Одновременно с этим необходимо вводить эффективную систему контроля за соблюдением правил парковки и наказания штрафами в случае их нарушения.

Также желательно, в период высокого сезона чаще, а в межсезонье реже, вводить регулярные автобусные и/или «маршруточные» рейсы между населенными пунктами озера ИК. Это позволит людям гарантированно, комфортабельно и за сравнительно невысокую цену передвигаться между населенными пунктами и курортами ИК. От этого выиграет экология озера, улучшится положение на дорогах и повысится комфорт и безопасность людей.

7. Введение регулярных автобусных маршрутов на ИК можно предусмотреть не только из Бишкека, но и из Оша и других городов Кыргызстана, а также из городов Казахстана и Узбекистана. Турпоток из соседних стран неуклонно растет. Альтернативаня дорога Север-Юг вскоре позволит комфортабельно, по хорошему асфальту, передвигаться от Джалал-Абада до ИК. Скорее всего эта дорога будет востребована и у туристов из Узбекистана. Поэтому следует заранее думать о том, чтобы экономическими методами стимулировать людей больше пользоваться общественным транспортом, а не только своим личным автомобилем.

В настоящее время туристы из Казахстана попадают на ИК в основном по автомобильной дороге, идущей через Бишкек. Однако, в планах стоит строительство альтерантивной дороги через Кемин, что в разы сократит время в пути из Алматы до Иссык-Куля. Наряду с позитивным эффектом от увеличения количества туристов из соседней страны и повышения их комфорта, очевидными являются и возможные негативные последствия. Прежде всего речь идет о повышении экологической нагрузки на окружающую среду: больше машин – больше выхлопных газов, больше заторов на дорогах, меньше места для парковки автомобилей и передвижения пешком и на велосипедах.

Для того, чтобы ситуация с автотранспоротом из соседених стран не выходила из под контроля, необходимо продумать ряд мер по экономическому регулированию этих потоков. Необходимо заранее продумывать, как стимулировать людей пользоваться общественным транспортом.

8. В настоящее время на ИК введен мораторий на вылов рыбы сетями. Необходимо создать и поддерживать эффективную систему контроля за соблюдением этого моратория. При этом надо параллельно пропагандировать и привлекать туристов, практикующих спортивную рыбалку, которая не наносит ущерба экологии, а наоборот способствует бережному отношению к природе и способствует экологическому воспитанию подрастающего поколения.

9. Правительству необходимо тесно работать с научными и экологическими организациями, активистами гражданского общества на всех этапах экологической политики страны - обсуждение, планирование, реализация и контроль. Мировой опыт говорит о том, что в сотрудничестве с экспертами, научными организациями и экоактивистами государственные органы могут добиться гораздо более быстрых, больших и лучших результатов.

[i] https://economist.kg/transport/2023/09/25/mintrans-planiruiet-postroit-zhielieznuiu-doroghu-iz-balykchy-v-tamchy/

[ii] https://economist.kg/transport/2023/09/28/novyi-mieghaproiekt-vysokoskorostnoi-poiezd-iz-bishkieka-v-karakol/

2832

Написать комментарий: