Исследование

ПОЛИСИ-БРИФ: Проблемы использования электросамокатов в Бишкеке. Рекомендации по их решению

Общий мировой тренд развития городов сегодня проходит под «зеленым» знаком. Акцент делается на улучшение экологии, городской среды обитания и совершенствование средств передвижения, использующих чистые технологии без выхлопных газов.

В этой связи относительно новым, но быстро завоевывающим популярность в мире стал электрический индивидуальный вид транспорта – самокаты, скутеры, и т. п. Был введен даже новый термин: средства индивидуальной мобильности – СИМ. К ним принято относить электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства передвижения.

Казалось бы, что у этих видов транспорта сплошные плюсы – экологичность, компактность, возможность избегать транспортные пробки, легкость в управлении и доступность для широких слоев населения из-за относительной дешевизны.

Все просто и удобно. Как говорится, встал и поехал. Однако на практике оказалось, что все не столь однозначно. 

СИМ действительно предоставляют собой удобный и экологичный способ относительно быстрого передвижения в городе, но они также сопряжены с определенными рисками для пешеходов, других видов транспорта и, как следствие, для горожан в целом. Например, оказалось, что электросамокат неудобен практически для всех, кроме самого водителя - на тротуаре он мешает пешеходам, а на проезжей части помеха для автотранспорта.

Электросамокаты могут передвигаться с достаточно высокой скоростью, до 50 км/ч, что при столкновении может вести к крайне печальным последствиям. Из-за своих конструкционных особенностей они опасны тем, что колеса у них маленькие. Поэтому любое препятствие представляет для них потенциальную угрозу потери управляемости, падения и/или столкновения с другими объектами – пешеходами или другими средствами передвижения. Люди, как правило, передвигаются на них стоя, практически никак не защищены и все это ведет к риску повышенной травматичности как для них, так и окружающих.

При этом водителем самоката до недавних пор мог быть практически любой, без каких-либо ограничений. Для этого не требовалась регистрация СИМ, водительские права, не было и каких-либо иных требований по технике безопасности. Ситуация в мире стала меняться тольков последние 2–3 года. Впрочем, в Бишкеке все пока остается по-старому.

Причиной изменения отношения к электросамокатам в мире стал быстрый рост травматичности и даже смертей. В Англии за год количество смертельных случаев, связанных с электросамокатами, утроилось – с 12 до 36. В целом же количество инцидентов с электросамокатами выросло на 38 процентов. По сравнению с 978 столкновениями в 2021 году, за аналогичный период следующего года произошло уже 1349 столкновений с участием электросамокатов.[i]

По данным исследователей из Австралии, количество аварий на электросамокатах сопоставимо с авариями мотоциклистов и составляет примерно 115 аварий на каждые 1 миллион поездок. Как отмечается в исследовании, на первый взгляд кажется, что инциденты с электросамокатами несут с собой не очень большой риск, однако на практике такие аварии могут вести к серьезным травмам и даже смерти.[ii]

В Париже в 2022 году по вине электросамокатов пострадали 459 человек, а трое погибли.[iii]

По статистике МВД России, в 2022 году в целом по стране было зарегистрировано 941 ДТП с участием СИМ. В них погибли 19 человек и еще 976 человек были ранены. Для сравнения, в 2021 году таких аварий было 672, в 2020 году — 410, а в 2019-м — 142.[iv] Негативная тенденция роста травм, связанных с электросамокатами, продолжается. С начала 2023 года количество ДТП с участием электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности выросло на 56%.[v]

В Казахстане за первые пять месяцев 2023 года произошло 10 ДТП с участием электросамокатов. В этих авариях погиб 1 человек, а еще 11 человек получили различного рода травмы.[vi]  

В Кыргызстане какой-либо отдельной статистики по авариям с электросамокатами пока не ведется. Однако в СМИ и соцсетях все чаще можно видеть информацию об авариях и инцидентах, связанных с электросамокатами и другими СИМ. Горожане рассказывают об этом, делятся своим опытом, впечатлениями, наблюдениями и мнениями по этому поводу.

Так, например, экс-советник мэра Бишкека Г. Алмамбетова в своем интервью от 2021 годаотмечала, что передвигается на самокате уже третий год. Относительно дорожных инцидентов она говорила: «Всего меня сбивали машины пять раз. Чаще всего при заездах во двор или на поворотах. Водители включают поворотники, но почему-то не смотрят, переходит ли кто-то дорогу».[vii]

Врач травматолог-ортопед Кубанычбек уулу Эмирлан отмечает, что в сезон отдыха «больше всего травм получают любители электросамокатов, травмируются и велосипедисты, и чаще всего из-за столкновений».[viii]

По утверждению горожан, включая представителей власти, виновниками аварий с участием электросамокатов бывают не только машины, но обе стороны.[ix]

Рост популярности СИМ среди бишкекчан происходит примерно так же, как и во всем мире, хотя и с некоторым запаздывающим временным лагом. Эта тенденция характера для многих стран бывшего СССР. Например, Россия пока только догоняет другие страны по кикшерингу – аренде электросамокатов. В РФ резкий рост рынка произошел в 2021 году, а в странах Европы и США - в 2019 году.

Возможно поэтому есть и существенные отличия в регулировании использования электросамокатов. В России пока разрешено передвигаться по тротуарам на электросамокате и велосипеде, тогда как в Европе и США почти везде это запрещено. Передвижение там возможно строго по выделенным для этого полосам.

В Кыргызстане пока нет четких правил использования электросамокатов, поэтому их движение осуществляется практически везде.

При этом для бишкекчан, как и для жителей других городов мира, быстро становятся актуальными все проблемы, связанные с СИМ. Причем увеличение рисков и проблем происходит взрывными темпами, по мере впечатляющего по скорости роста популярности новых средств передвижения среди горожан.

А если все это наложить на крайне плохую дорожную и иную инфраструктуру Бишкека, то становится очевидным, что проблемы с СИМ для нашей столицы будут не меньшими, а скорее всего даже большими, чем во многих других городах мира.

Таким образом, связанные с электросамокатами и другими СИМ проблемы являются актуальными для Кыргызстана и их значимость растет быстрыми темпами. При этом наряду с травмоопасностью есть и другие негативные факторы, связанные с СИМ. Наиболее значимые из них:

Безопасность. Электросамокаты и другие СИМ могут двигаться со значительной скоростью по тротуарам, пешеходным зонам и дорогам, что может представлять угрозу как для самих водителей самокатов, так и для других – пешеходов, машин, велосипедов и т. п. Из-за малошумной езды пешеходы часто могут не замечать их. У электросамокатов маленькие колеса, что делает их уязвимыми перед любыми, даже небольшими неровностями на дорогах и может вести к потере управляемости, столкновению и/или падению. Кроме того электросамокаты так же, как и другие средства передвижения, могут превышать скорость, проезжать на красный свет светофора и совершать другие нарушения правил дорожного движения, но фиксация этих нарушений не осуществляется.

Хаотичная парковка. Нерегулируемая парковка СИМ на тротуарах и в других не предназначенных для этого местах может создавать помехи для пешеходов и/или машин.

Недостаток инфраструктуры и обучения. Эта проблема особенно актуальна для Бишкека. Велосипедные дорожки в Бишкеке, как правило, занимают часть тротуара и отделены от пешеходной зоны номинально – всего лишь простой краской прочерчена зачастую плохо видимая линия. Других видимых или ощутимых для пешеходов различий нет. В силу этого по велодорожкам нередко ходят пешеходы, не замечая разницы между ней и тротуаром. Все это создает опасность как для пешеходов, так и для водителей самокатов, велосипедов и других средств передвижения. По сути, создание велодорожек, без специального их выделения, прямо на пешеходном тротуаре, только повысило проблемы безопасности для всех, а не понизило, как это, наверное, изначально предполагалось. Те же велодорожки, которые расположены на автомобильной дороге(например, на части улицы Токтогула) вообще не используются по своему назначению, а заняты либо под парковку машин, либо по ней продолжает ездить автотранспорт.

Отсутствие или недостаток обучения. Многие пользователи электросамокатов и других СИМ не имеют достаточного опыта и/или навыков для их вождения.

Как города мира решают проблему электросамокатов

Решения для управления вышеуказанными рисками могут существенно различаться в разных городах в зависимости от местных законов, потребностей и требований горожан, а также от возможностей городской инфраструктуры. Вместе с тем уже начинают складываться некоторые общие подходы такой политики, которые учитывают безопасность пешеходов и общественную безопасность в целом, одновременно поддерживая устойчивое и эффективное использование электросамокатов и других видов индивидуального электрического транспорта.

Париж (Франция)

Париж первым в мире решил запретить аренду электросамокатов. С 1 сентября 2023 года там вводится запрет на кикшеринг. По этому поводу во французской столице даже был проведен референдум. Причина – количество инцидентов с СИМ там неуклонно растет. Причем большая часть этих инцидентов приходится именно на арендованные электросамокаты, водители которых зачастую игнорируют правила дорожного движения. Они часто ездят по двое, по неположенным местам на тротуарах, что категорически запрещено, паркуются где хотят и даже сбрасывают самокаты в реку Сена. Что касается тех парижан, которые приобретают самокаты на свои деньги, то они меньше нарушают ПДД и больше заботятся как о своем самокате, так и об окружающей среде. В силу этого владельцев электросамокатов ограничения не коснутся.[x]

Великобритания, скандинавские страны и Германия

В Лондоне и некоторых городах скандинавских стран места для использования электросамокатов, сигвеев и других средств индивидуальной мобильности определено в парках, на стадионах и в остальных специальных местах с созданной соответствующей инфраструктурой. В Германии требуется обязательная регистрация электросамокатов с получением номерных знаков. В Британии штрафы за превышение ими скорости составляет до 1,5 тысячи евро.

Барселона (Испания)

Еще в 2021 году там уже были внедрены новые требования:

Во-первых, дано определение СИМ – транспортное средство с одним или несколькими колесами, приводимое в движение исключительно электродвигателями, которые могут обеспечить максимальную скорость транспортного средства от 6 до 25 км/ч.

А во-вторых, введены следующие ограничения:

Электрические самокаты считаются транспортными средствами. Скутеры и СИМ считаются транспортными средствами для любых целей, поэтому их водители будут обязаны соблюдать правила дорожного движения как автомобилисты или мотоциклисты, и могут пройти проверку алкотестером. Не допускается управление электрическими самокатами людям с ограниченными физическими возможностями. Кроме того:

- Движение по тротуарам и пешеходным зонам на электросамокате запрещено. Также запрещается передвигаться по автомагистралям, междугородним трассам и городским туннелям.

- Максимальная и минимальная скорость. Электросамокаты должны будут двигаться со скоростью от 6 до 25 километров в час.

- С сертификатом. Для СИМ потребуется сертификат, подтверждающий соответствие техническим требованиям.

Россия

В России, несмотря на то, что идея запрета аренды электросамокатов также начала широко обсуждаться, пока запрещать ее не собираются. Там это рассматривается как быстрорастущий и прибыльный бизнес, вставлять палки в колеса которому неправильно.

Тем не менее в России недавно тоже были законодательно внесены новшества, связанные с возросшей опасностью для пешеходов и в целом горожан.

С 1 марта 2023 года в России вступили в силу новые правила для электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности. Теперь СИМ приравниваются не к пешеходам, а к транспорту. Изменения касаются и мест, где разрешено ездить, скорости, ограничений по возрасту и правил безопасности. Владельцам СИМ необходимо будет соблюдать правила вождения, а вождение в пьяном виде будет запрещено.[xi]

Казахстан

В Казахстане также следуют современному тренду по решению проблемы СИМ. Там принят закон, который приравнивает электросамокаты к транспортным средствам и обязывает их владельцев иметь водительские права при передвижении по проезжей части.

Согласно новому казахскому законодательству, электросамокаты – транспортные средства со скоростью движения до 25 км/ч. Без ограничений можно передвигаться только по велодорожкам и обочинам. На тротуарах нельзя ехать быстрее 6 км/ч, то есть не превышать скорость пешеходного потока.  

Управлять этими транспортными средствами на дороге могут только граждане, достигшие 18 лет. Для поездок по проезжей части самокатчикам нужно иметь водительские права любой категории, быть в шлеме, а ночью – обязательно в светоотражающей одежде.[xii]

Кыргызстан

В Кыргызстане проблема электросамокатов и в определенной степени других СИМ также подвигает общественность и органы власти искать пути решения возникающих проблем.

Главное управление обеспечения безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД КР разрабатывает меры в этом направлении. Согласно предложениям ГУОБДД, планируется вынести на обсуждение с последующим принятием новых правил:

«Электросамокаты нельзя будет оставлять на мостах, в тоннелях, железной дороге, пешеходных переходах, а также на остановках общественного транспорта… ими можно будет управлять на велодорожках, а если таковых нет – на обочине дороги или на тротуаре. Если во время езды по тротуару самокатчик должен пропустить пешеходов, а при проезде подземок, мостов и зебр должен слезать с транспорта».[xiii]

Кроме того, депутат Жогорку Кенеша КР М. Маматалиев разработал законопроект по внесению поправок в некоторые законы КР.

Согласно законопроекту:

  • ограничивать скорость движения на самокатах не планируется;
  • водительские права для управления электросамокатом не будут нужны;
  • регистрировать самокат не будут;
  • обязывать носить каски не будут, но электросамокаты должны быть оснащены фонариком и светоотражающими элементами;
  • намерены ввести административное наказание за нарушение ПДД на самокатах, а сумма штрафов будет составлять от 500 до 1000 сомов;
  • владельцев электросамокатов обяжут проводить объяснительную беседу и следить за состоянием самокатов.[xiv]

Депутат предположил, что его законопроект планируется принять в сентябре 2023 года.

Краткие выводы

Электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности являются удобным, компактным и относительно дешевым средством передвижения в городских условиях. СИМ не загрязняют воздух, а следовательно, полностью отвечают экологическим требованиям.

Вместе с тем, электросамокаты могут развивать относительно высокую скорость, из-за маленьких колес плохо преодолевают даже небольшие преграды, а водители этих СИМ практически незащищены средствами безопасности. Кроме того, городская инфраструктура фактически не рассчитана на них. Даже те велодорожки, которые существуют, сложно назвать действительно велодорожками, потому что они по сути представляют из себя часть тротуара,«отгороженного» от пешеходной части лишь малозаметной линией, начерченной краской. Никаких других видимых или ощутимых разделений и ограничений велодорожки от пешеходной части тротуара на них нет. То же самое касается и велодорожек, расположенных на проезжей части дорог.

Таким образом, будучи экологически чистыми и удобными для передвижения,электросамокаты, тем не менее, могут нести с собой угрозу безопасности как для самих водителей, так и для окружающих их пешеходов и других средств передвижения.

Бизнес по продвижению аренды самокатов (кикшеринг) тоже с одной стороны дает горожанам хорошую возможность быстро, без пробок и вреда для окружающей среды передвигаться по городу, но с другой стороны создает условия для роста угрозы безопасности горожан. Необходимо решать эти проблемы, и чем раньше, тем лучше.

Мировой опыт показывает, что решение проблемы электросамокатов, так же, как и других СИМ, осуществляется по трем ключевым направлениям:

Приравнивание электросамокатов к транспорту со всеми вытекающим отсюда последствиями: регистрация транспортного средства, обладание водительским удостоверением, запрет на вождение лицам младше 18 лет, запрет на вождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, введение ограничений по скорости и местам использования;

Создание соответствующей инфраструктуры: строительство выделенных велодорожек (которые используются также и СИМ) с соответствующим запретом передвижения на СИМ по местам массового скопления людей;

Проведение обучающих мероприятий и повышение требований к безопасности: использование защитных шлемов, световых и светоотражающих элементов на СИМ.

Рекомендации

1. В Кыргызстане, так же, как и в других странах, справедливо озаботились проблемой электросамокатов и других СИМ. По этому поводу идут общественные дискуссии, предлагаются новые правила и даже разработан законопроект. При этом сразу следует отметить, что Кыргызстану не следует ограничиваться полумерами, и вводя некоторые новые требования для водителей электросамокатов, нельзя забывать о главных, принципиальных вопросах.

Принципиальными вопросами являются:

- электросамокат это транспортное средство или нет;

- в каком направлении должна развиваться транспортная инфраструктура города и, в частности, какими должны быть настоящие, а не фиктивные велодорожки, которые используются как велосипедами, так и электросамокатами и другими СИМ.

Если не ответить на вышеприведенные принципиальные вопросы, то проблема ожидаемо будет решаться лишь поверхностно.

Также следует изучить опыт других стран относительно позитивных и негативных сторон полного запрета аренды (кикшеринга) самокатов. Пока такой опыт есть только в Париже. В России также активно обсуждается данная мера и в некоторых регионах даже намереваются это сделать, но законодательных решений пока нет. Насколько такая мера будет оправдана с точки зрения повышения безопасности граждан и, одновременно, расширения «зеленых» видов транспорта, только еще предстоит изучить, в том числе на примере других городов.

2. Поэтому Кыргызстану следует идти по уже отработанному в мире и хорошо зарекомендовавшему себя пути, и принять следующие важные решения относительно электросамокатов (возможно и в отношении других СИМ):

- Необходимо законодательно приравнять электросамокаты к транспортным средствам. Такая мера потребует того, чтобы электросамокаты проходили регистрацию с получением номера, водители были не младше 18 лет и обладали водительским удостоверением любой категории, а также вождение в состоянии опьянения было запрещено. При использовании электросамоката должны вводиться ограничения по скорости – не более 6 км/ч (то есть не больше средней скорости ходьбы человека), если передвижение происходит на тротуаре и не более 25 км/ч, если передвижение происходит по выделенной велодорожке или по проезжей части;

- Необходимо ввести требование к водителям электросамокатов: иметь защитный шлем и средства светового оповещения (фонарики и светоотражатели;

- Необходимо начать строить в Бишкеке полноценные выделенные дорожки для велосипедов, электросамокатов и других СИМ. Такие дорожки должны быть хорошо визуально и/или по высоте (по ощущениям) отделены от пешеходного тротуара или проезжей части, в зависимости от того, где они проложены.

Ниже приведены некоторые образцы выделенных велодорожек, которые создают хорошие условия для всех участников движения и минимизируют угрозу столкновений между велосипедами, СИМ, пешеходами и автомашинами (фото и рисунки взяты из интернета).[xv]

Рис. 1 Велодорожка находится между пешеходным тротуаром и проезжей частью дороги и отделена от них визуально, а также газоном и бордюром.

Рис. 2 Велодорожка отделена от тротуара и проезжей части дороги (на которой есть выделенные линии для общественного транспорта и отдельно для других автомашин).

Рис. 3 Велодорожка визуально и бордюром отделена от пешеходной части дороги.

Вообще, строительство в Бишкеке полноценных, а не фиктивных как сейчас, выделенных линий для велосипедов, электросамокатов и других СИМ желательно сделать одним из важных направлений в перестраивании всей инфраструктуры Бишкека в соответствии с современными экологическими требованиями и созданием комфортной и безопасной городской среды. Развитие возможностей для городского общественного транспорта и постройка полноценных выделенных велодорожек за счет сокращения пространства для индивидуального автомобильного транспорта – может и должно стать важной составляющей такой реновации города.

Без строительства полноценных велосипедных дорожек говорить о масштабном использовании велосипедов и СИМ не приходится.

Очевидно, что если новые правила в отношении электросамокатов будут введены, то важным вопросом встанет кто и как все это будет контролировать. Исходя из того, что электросамокаты будут приравнены к транспортным средствам, контроль за выполнением новых требований естественным образом ляжет на плечи Патрульной милиции. Необходимо будет только провести соответствующее обучение сотрудников милиции. Кроме того, видеоконтроль, осуществляемый камерами «Безопасного города», также необходимо будет запрограммировать на выявление нарушений ПДД со стороны этого нового вида транспорта.

 

[i] https://www.fleetnews.co.uk/news/car-industry-news/2022/11/25/accident-data-shows-e-scooter-deaths-treble-year-on-year

[ii] https://www.hcalawyers.com.au/blog/electric-scooter-accident-statistics/

[iii] https://rg.ru/2023/04/03/seli-batarejki.html

[iv] https://www.fontanka.ru/2023/04/06/72197696/

[v]https://www.kommersant.ru/doc/6084754#:~:text=1K%201%20%D0%BC%D0%B8%D0%BD.-,%D0%A7%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%BE%20%D0%94%D0%A2%D0%9F%20%D1%81%20%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B5%D0%BC%20%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D0%B2%202023%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83%20%D0%B2%D1%8B%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0,%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BB%20%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0%20%D0%93%D0%98%D0%91%D0%94%D0%94%20%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB%20%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2.

[vi] https://www.inform.kz/ru/10-dtp-s-elektrosamokatami-zafiksirovano-v-kazahstane-v-2023-godu_a4081981

[vii]https://24.kg/obschestvo/198192_bez_shlemov_inbspvnbspnaushnikah_kak_bishkekchane_nanbspkolesah_delyat_dorogi_inbsptrotuaryi_/

[viii]https://kaktus.media/doc/482341_elektrosamokaty_i_pryjki_v_vody_na_issyk_kyle._vrach_rasskazal_o_samyh_chastyh_travmah.html

[ix] https://kaktus.media/doc/482574_zapretiat_li_v_kyrgyzstane_elektrosamokaty_poiasnenie_depytata.html

[x] https://rg.ru/2023/04/03/seli-batarejki.html

[xi] https://www.infullbroker.ru/articles/pravila-dlya-elektrosamokatov/

[xii]https://mediazona.ca/news/2023/06/29/samokat#:~:text=%D0%92%20%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5%20%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8B%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8F%D0%BB%D0%B8%20%D0%BA,%D0%B8%D1%85%20%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B5%D0%B2%20%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%8C%20%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0&text=%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%20%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0%20%D0%9A%D0%B0%D1%81%D1%8B%D0%BC%2D%D0%96%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%20%D0%A2%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B5%D0%B2,%D0%BF%D1%80%D0%B8%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B6%D0%B5%D0%B9%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8

[xiii] https://ru.sputnik.kg/20230619/zakonoproekt-kontrol-elektrosamokaty-kyrgyzstan-1076376210.html

[xiv] https://kloop.kg/blog/2023/06/19/v-kyrgyzstane-hotyat-vvesti-pravila-ezdy-na-elektrosamokatah/

[xv] https://art.oir.mobi/46847-velodorozhka.html

1957

Написать комментарий: