Статья

Так ли проста символика Z, и почему важен контекст

В Кыргызстане очередные дискуссии в обществе: вопрос об использовании символики – «георгиевской ленты», Z и V, в том числе, возможно, участниками «Бессмертного полка» 9 мая. Дискуссия связана с нейтральной позицией официального Бишкека по отношению к «спецоперации» РФ в Украине, общественных настроений за и против, спорами о пропаганде войны и свободе слова.

Использование символики в Кыргызстане характеризует весь процесс трансформаций в обществе, его ценностей, идеологического курака (кырг. - шитье из лоскутков). В центре Бишкека мы видим статую Ленина, ее сместили с центральной площади на старую главную площадь, но она стоит – «в память о советском прошлом». А в любом областном или районном центре статуи Ленина стоят, как и прежде в центре. Раз в год десятки тысяч мусульман приходят на эти площади для молитвы в день Орозо айт – одного из главных мусульманских праздников и монумент одного из ярых атеистов, боровшегося с религией, никого не возмущает.

Представить масштабы оставшегося «советского» в обыденной жизни трудно, настолько он тысячами споров вошел в быт, в мировосприятие, мироощущение, что его маркировка может открыть глаза многим. Торжественные линейки в школах, помпезные встречи «высоких» гостей и дети, танцующие и поющие в любую погоду перед начальством, ежегодные парады с танками и истребителями, портреты президентов в кабинете начальников - эта символика и нормы, оставшиеся с советского периода, не вызывают вопросов, ведь «так всегда было». Практика, проверенная десятками лет в советский период, и обывателю кажется немыслимой отказ от нее, как отказ от части его жизни.

Также обыватель воспринимает как норму ношение «георгиевской ленты», не считает нацистским знак Z,, верит в «нацистов-бандеровцев, сжигающих и взрывающих женщин и детей». В какой системе норм и ценностей живет сегодня общество Кыргызстана? И как в нем циркулирует символика и идеологемы извне? Попробуем разобраться со всем этим – с символикой, пропагандой и контекстом.

Пропаганда предполагает отсутствие у целевых групп способности сложно мыслить, сомневаться, анализировать, задавать вопросы. Она эффективна там, где люди мыслят просто и односложно: мы и они; наши и враги; СМИ показали (напечатали), значит, так и есть; президент сказал надо, значит надо. Односложное мышление удобно и самому обывателю – за тебя уже все продумали, решили, тебе дали готовый рецепт. Тебе не надо напрягаться – учиться и развивать мозг, мучиться с выбором, перестраивать свой мир, разрушать старое и строить новое. Теоретики пропаганды, в частности Уолтер Липпман, считали, что большинство в обществе не способно размышлять, но оно и не должно уметь это делать. Мыслить и принимать решение – удел элит.

Но мы сталкиваемся сегодня с феноменом, когда российская элита настолько накачивает массовую аудиторию пропагандой агрессии, что потом эти массы начинают давить на нее, не давая ей ослабить агрессию. Пример тому: один из раундов переговоров украинской и российской делегаций в Турции закончился предварительными соглашениями по условиям перемирия. Но массы сочли это за предательство, им так долго внушали необходимость войны, что они жаждут ее больше самих элит, понявших, свою неспособность довести войну до победы. О таком же эффекте говорят и украинские политологи – уровень ненависти к оккупантам настолько высок, что речь о мире и условиях прекращения огня уже не воспринимаются как приемлемые.

Чем «накачан» кыргызстанский обыватель, что знает о своем прошлом, когда надевает георгиевскую ленточку и считает, что это дань памяти о ВОВ? Почему считает нужным наклеить Z на стекло автомобиля? Рассмотрим несколько примеров подмены понятий в пропагандистских стратегиях. Порассуждаем, исходя из тезиса, что кыргызстанцы находятся в идеологическом, информационном поле России многие годы и пока остается в нем.

В 2005 г. РИА Новости и «Студенческая община» запускают акцию «Георгиевская лента», суть которой – распространение бесплатных георгиевских ленточек в России и других странах мира в качестве символа Дня победы. Десятки миллионов людей надевают ленту каждый год. Журналисты и редакторы одного из крупнейших в России медиа-ресурса не знали о правильном названии ленты? Везде в официальном описании акции, новостях об акции по всему миру четко подменено название – георгиевская, не гвардейская.

Вялые аргументы, что георгиевская лента никакого отношения ни к советской армии, ни к победе над Германией не имеет, были стерты в прах: «Вы против Победы, против погибших дедов?! Вы за нацистов?!». Манипуляция, сопутствующая первой подмене: «Если вы против георгиевской ленты, то вы – против памяти о погибших героях ВОВ, а значит, вы – за нацизм». На сайте движения «Бессмертный полк» ни о какой подобной символике речи нет, более того, в Уставе движения обозначено: «4. Бессмертный полк не может быть имиджевой площадкой. Исключено использование любой корпоративной, политической или иной символики во всем, что имеет отношение к Бессмертному полку». При этом и в логотипе самого  движения нет ленточек – только изображения журавлей, улетающих в небо (по мотивам стихотворения Расула Гамзатова).

Георгиевская лента впервые появляется в Российской империи Указом Екатерины II в 18 веке. Она описана в статутах как «Лента шёлковая о трёх чёрных и двух желтых полосах» (от цветов черного орла и золотых лент на гербе), а в статуте 1913 года как «Лента о трех черных и двух оранжевых полосах». Большевики ленту упразднили, но она осталась в наградной системе Белых армий и белых эмигрантских движений, а во время Второй мировой – и как награда Русского корпуса (бывшие белогвардейцы, служившие на стороне гитлеровцев).  В 1942-43 гг. ленту воссоздали советские военачальники под названием «гвардейская» в точно таком же черно-оранжевом варианте как элемент советских наград («За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945» , орден Славы всех степеней и др.).

Ввиду идентичности биколорных лент и устоявшегося символа празднования Дня Победы– гвардейский знак с красной звездой на фоне гвардейской ленты, подмена названий ленточек произошла легко. Но насколько случайно? Ведь «гвардейский знак», «гвардейская лента», «гвардейцы» - достаточно широко используемые названия, не знать их или перепутать невозможно.

Почему все-таки название - георгиевская, символ российской империи, а не гвардейская? И еще ряд вопросов. Одно из изображений нынешнего символа «специальной военной операции» – латинская буква Z, сложенная из опять-таки георгиевской ленты. Почему?  И почему в России приняли чуть измененный гимн СССР в качестве одного из государственных символов РФ?

Ответы могут быть в анализе ряда решений и риторики российской власти в последние десятилетия. Анализируя ценности президента России Путина и его государственную стратегию, историю укрепления путинской власти и ее методов, можно отметить возрождение не только традиций, символики, идеологем Советской империи, но и Российской.

В 2004 г. накануне президентских выборов, на которых Путин баллотировался во второй раз, издание Project Syndicate публикует статью «Нео-имперские амбиции Путина», в которой автор указывает на зарождающийся авторитаризм путинской России и формирование стратегии на усиление влияния России на постсоветском пространстве через экономическую зависимость экс-республик и вовлечение их в региональные союзы по безопасности. В 2003-2004 году происходят первые цветные революции в Украине и Грузии, к власти приходят прозападные либералы, ориентированные на европейскую модель развития. Уже в 2005 г. Путин назвал развал СССР крупнейшей геополитической катастрофой, позже он с сожалением обозначил, что российская государственность рассыпалась дважды – в 1917 и в 1991 гг.

В своей речи накануне вторжения 24 февраля 2022 г. в Украину Путин помимо прочего опирался на несколько тезисов: Украины как государства не было, она креатура России; сожаление, что большевики дали слишком много прав бывшим территориям Российской империи - на самоопределение и выход из единого государства; если народы, живущие на этих территориях стремятся к самостоятельности – они националисты.

В своей речи накануне вторжения 24 февраля 2022 г. в Украину Путин помимо прочего опирался на несколько тезисов: Украины как государства не было, она креатура России; сожаление, что большевики дали слишком много прав бывшим территориям Российской империи - на самоопределение и выход из единого государства; если народы, живущие на этих территориях стремятся к самостоятельности – они националисты.

Российские политики регулярно допускают в риторике вариации имперских целей и амбиций. Вице-спикер Госдумы Петр Толстой в январе 2022 г. заявил, что, когда к России присоединятся государства, входившие в состав Российской империи, то Финляндия и страны Балтии «сами приползут», осознав «ничтожность своего положения» (позже он назвал это шуткой). Ныне покойный Жириновский, в бытность депутатом Госдумы и лидером одной из ведущих политпартий, наиболее ярко и в деталях описывал прогнозы возрождения империи и будущие войны за возвращение исконно русских земель. Экс-помощник российского президента Владислав Сурков в интервью Financial Times сравнивал Путина с римским императором Октавианом Августом, который "сохранил формальные институты республики", но все они "подчинялись одному человеку".

В свою очередь и западные политики считывают эти знаки как реализацию «имперских амбиций». Президент Латвии Эгилс Левитс: «Война России и Грузии в 2008 году и российская агрессия против Украины «демонстрирует намерение восстановить советскую империю». Министр обороны Польши: «Политика Путина направлена ​​на восстановление Российской империи». «Путин хочет восстановить Российскую Империю, присоединив к себе все соседние государства» - постоянный представитель США при ООН Линда Томас-Гринфилд. Все эти утверждения Путин отрицает, публично заявляя об отсутствии имперских амбиций: «Кто не жалеет о распаде СССР – у того нет сердца, а кто хочет восстановить СССР – у того нет головы».

«Белая» + «красная» империи – в сумме сформировали нынешние установки России: запад - враг, цензура и тотальная госпропаганда, историческая миссия России – спасти мир от мирового зла, против либерализма (ЛГБТ, семейные ценности) и за возврат к прошлому – в «глубинную историю» и скрепы, оправдание своих амбиций по восстановлению былых территорий. Поэтому и символика во многом проецируется из российско-советско-имперского наследия: георгиевская лента, двуглавый орел, гимн Советского Союза, инаугурация как коронация, риторика о богоизбранности президента («Он нам послан судьбой и Богом»), регулярные вбросы о праве на восстановление своих земель в пределах империй - стройная парадигма, выстраиваемая по всем фронтам идеологического поля.

Для жителей Кыргызстана и соседних стран георгиевская лента — это символ российских имперских войск, подавлявших народные восстания в 1916 -1917 гг. против мобилизации «инородцев» на тыловые работы в Первой мировой, против отъёма земель и имущества, жестокой эксплуатации, удушения непомерно высокими налогами. Жесточайшее подавление почти безоружного населения Семиречья и части Ферганской долины, в том числе кыргызов, привело к огромным человеческим потерям и массовому вынужденному исходу кыргызов в Китай (Үркүн). По разным оценкам число погибших и пропавших без вести, пострадавших кыргызов колеблется от десятков до сотен тысяч. За этим количеством людских потерь - годы унижений на чужбине, разрывы семей, вынужденная продажа детей в чужие семьи – для их выживания, тысячи замерзших и умерших от голода по пути в Китай.

Реакция имперских властей на бунты была кровавая – «огнем и мечом» покарать инородцев так, чтобы все в регионе прочувствовали силу и мощь русской империи, и не смели идти против нее, против расширения ее жизненного пространства. На российских медалях «За походы в Среднюю Азию», «За покорение ханства Коканскаго», «За Хивинский поход» и др. использовалась та же георгиевская лента в комбинации с владимирской (черно-красно-черная).

О символах Z, V. Семиотика, как наука о символах, изучая их влияние на человеческую психику, обозначает в том числе и такие явления как направленное познание внешнего мира и идентификация через общие символы. «А что, мне нельзя просто латинскую букву нарисовать на футболке?». Можно. Как и можно нарисовать свастику. Она ведь у многих народов символ глубоко философский - круговорота жизни, вечного движения, благоденствия и др. Что же в ней такого? То, что в 20 веке ее первоначальное значение было перекрыто новым символом - массовых преступлений против человечности, насилия, войны. Символы Z, V также проекция из нацисткой символики – фото и видео военных лет фиксировали эти знаки как атрибутику нацистов. Обозначив военную технику этими символами Минобороны РФ негласно идентифицировало общность своих идей с идеями нацистов во время Второй мировой. Это несмотря на смысловой тупик: обвиняя националистов Украины в использовании нацисткой символики (схожесть лого украинского национального батальона «Азов» с эмблемой СС и вермахта «Вольфсангель»), российские власти также используют нацистские символы как прототипы для своей войны.

Крест и распятие, серп и молот, лого МакДональдса, флаги, знак Nike и многие другие символы нами считываются в сотые доли секунд, давая ясное понимание что это, зачем, кому принадлежит, какие ценности несет. Всего лишь ленточка, оказывается не просто ленточкой, буква – не просто буквой. А как и любой символ, используемый в военной, политической атрибутике – знак, за которым стоят смыслы, намерения, история, геополитические стратегии, войны и победы, гибель людей и битвы за родную землю.

Надевая георгиевскую ленту и рисуя Z, V, человек идентифицирует себя с носителями тех идеологий, чьим порождением являются эти символы, равно как и с их действиями, с их целями, ценностями.

Закон КР об запрете экстремисткой деятельности регламентирует запрет на распространение через средства массовой информации экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности. Запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. При этом под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимается в том числе: возбуждение расовой, национальной (межэтнической) или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходной с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.  Достаточно ясно, чтобы сегодня не использовать в Кыргызстане символику и риторику военных действий на каких-либо носителях, в СМИ и в публичном пространстве.

Человек мыслящий трудно поддается пропаганде и не молится «чужим Богам». Кардинальные события в мире, разрушающие устои, представления, мифы, должны рассматриваться кыргызским обществом как повод запустить процесс осмысления своих ценностей и норм, не только исходя из текущей экономической, политической конъюнктуры – «молчать из-за мигрантов в России», но и из современных гуманистических ценностей человечества: нет ничего превыше жизни каждого человека, уважай чужое и береги свое, каждый народ имеет право на свободу и волен сам выбирать свое будущее, каждый народ уникален и никто не выше и не ниже его. Выработка этих ценностей оплачена миллиардами жизней за всю историю человечества. Если наш выбор – это не наша участь, а наше право, то это и право голоса и позиции, а не молчания.

 

 

 

4122

Написать комментарий: