Статья

Для чего необходимы административные процедуры?

Часто граждане обращаются в государственные и муниципальные органы: необходимо получить какое-либо разрешение (лицензия, установление торговой точки, оформление сделки с недвижимостью, выдача справки и т.п.).  После длительного ожидания в кабинете чиновника подходит очередь, но после этого вам объясняют, что вы зря стояли, т.к. у вас не хватает каких-либо документов, либо говорят подождите, и такое ожидание происходит длительное время, либо немотивированно отказывают в ходатайстве.

 

В основе незаконных требований чиновников часто заложена корысть и граждан вынуждают давать взятку - с целью ускорения процесса либо обойти формальности. Многие граждане считают, что делать все по закону уже не имеет смысла, т.к. время дороже денег.

 

Случается, что государственный орган необоснованно начинает процесс отъема или приостановления лицензии и часто делает это без надлежащей процедуры: не извещает, не обосновывает, не информирует и т.д.

 

Суды работают по процедурам, Жогорку Кенеш и Правительство работают по Регламенту, а по каким процедурам работает чиновник органов исполнительной власти на местах?

 

Бюрократические процедуры являются важной составной частью общественного управления и контроля за ситуацией, но граждане и предприниматели всегда требуют упрощения процедур и говорят «долой бюрократов и коррупцию».

 

Создаются различные специальные государственные органы по борьбе с коррупцией, упрощению административных барьеров, государство много сил и средств направляет на борьбу с бюрократией и мздоимством, но каждый раз мы наблюдаем живучесть коррупционного процесса. Но борьба с коррупцией ведется только силовыми методами, которая не может охватить всех и все сферы, невозможно приставить к каждому чиновнику стража порядка. Ежедневно граждане вынужденно сталкиваются с какими-то ограничениями и стараются быстрее их преодолеть законными и незаконными способами. Как быть и что необходимо предпринимать в этой сфере?

В работе государственных органов существуют два законных способа поставить под контроль деятельность администрации: процедурно регулировать действия чиновника и обеспечить право на апелляцию в вышестоящую инстанцию или в суд. Проблема контроля за действиями чиновника в большинстве случаев часто не разрешима, т.к. деятельность чиновника остается не урегулированной, либо процедуры государственных ведомств могут отличаться друг от друга, а поэтому сложно установить критерий справедливости таких процедур. Поэтому в споре между гражданином и государством суды не всегда могут понять суть проблемы и справедливо разобраться.

Каждое министерство, каждый отдел и каждый чиновник устанавливает свои собственные правила общения с гражданами. Единых общих правил нет. Существуют общие подходы в административной деятельности, но сложность состоит именно том, как сделать их отвечающими требованиям справедливости, обоснованности, эффективности и законности.

В системе ГРС создали систему единого окна, но и там чиновники пытаются вводить свои правила, требовать ненужные документы и справки, для подтверждения информации, которая уже отражена в паспорте гражданина (например - справка о месте жительстве, которое отражено в паспорте).

Всегда возникают вопросы: что вправе делать чиновник по заявлению гражданина? Возможно ли направить документы по почте или явиться лично? Если учреждение не компетентно решать проблему: обязан ли чиновник этого учреждения принять заявление и направить в компетентный орган или должен отказать гражданину? Какие должны быть общие административные принципы работы?

Однозначно можно сказать, что практика чиновников сильно отличаться, единственное, что их объединяет, это искусство «наполнить туманом» сферу своей деятельности.

Конституция определяет Кыргызскую Республику как «правовое государство», под которым понимается такое положение дел, когда органы власти создают общие нормы, обязательные для соблюдения всеми гражданами. На практике каждый государственный орган создает собственные правила, которые обычно преследуют единственную цель - создать для гражданина такое количество всевозможных бюрократических преград, чтобы вынудить его дать взятку. Эта система уже настолько укрепилась в повседневной жизни, что ни граждане, ни государство зачастую не могут объективно оценить всю ее порочность и несправедливость. Такое положение стало нормой общественной и государственной жизни.

Граждане настолько сжились с нарушениями собственных прав, что уже не замечают их. Даже когда очевидны неправомерность действия чиновника, многие избегают обращаться в вышестоящий орган или суд, так как путь через взятку «эффективнее». В республике идет борьба с коррупцией только уголовно-правовыми методами, но это не системный подход, поскольку такая борьба не направлена на предотвращение коррупции, а только направлена на ее последствия.

Именно Закон «Об основах административной деятельности и административных процедурах» должен быть направлен на предотвращение коррупции административными методами и призван решить следующие задачи:

  • Регламентировать порядок подготовки и принятия решений органами исполнительной власти.
  • Установить общие принципы взаимоотношений заявителя и органа власти.

Для реализации закона на практике органы государственной власти должны определить следующие механизмы:

  • обжалование действий чиновника обязательно в административном (досудебном) порядке и порядок подачи жалобы;
  • принцип соразмерного применения права;
  • принцип переадресации в компетентный орган;
  • принцип одного окна;
  • принцип общения по почте;
  • принцип обоснования любого решения;
  • и др.

Многие из указанных механизмов стали работать на практике, но еще не все органы государственной власти имплементируют их в свою ежедневную деятельность, а также идет постоянное искажение форм их деятельности.

Отдельные специалисты считают, что Закон КР «Об основах административной деятельности и административных процедурах» повторяет положения другого Закона КР «О порядке рассмотрения обращений и заявлений граждан». Но это не так, поскольку первый закон направлен на регулирование отношений в сфере бизнеса, а второй закон устанавливает общие правила рассмотрения заявлений граждан по иным вопросам.

Там, где у граждан нет уверенности в своих правах и где царит произвол бюрократии, сложно строить рыночную экономику. В такой системе невозможно эффективно осуществлять инвестиционную деятельность и предотвращать коррупцию.

С коррупцией нельзя бороться только правоохранительными способами. Весь цикл коррупции, подавление любой серьезной предпринимательской инициативы начинаются с отсутствия и неисполнения общепринятых административных процедур.

83

Написать комментарий: