Статья

Роль аналитических центров в обеспечении экологической безопасности Кыргызстана

Задача сохранности чистоты окружающей среды – это комплекс многочисленных и взаимосвязанных мер в совершенно разных, казалось бы, областях жизнедеятельности.

ЦППИ с первых дней своей работы неизменно уделяет большое внимание различным аспектам экологии. Несмотря на то, что основная деятельность аналитического центра – это экспертиза общественно-политических процессов в Кыргызстане, тем не менее на сайте center.kg с 2017 года опубликована 21 статья и исследование по экологической и природоохранной тематике и 8 видеопередач по этой же проблематике.

Также ЦППИ имеет прямое отношение к нескольким важным инициативам последнего времени по активности гражданского сектора в сфере экологии в самом широком контексте ее понимания. Так, в рамках проекта ЦППИ «Формирование общественно-муниципальной модели взаимодействия по обеспечению устойчивого развития экологической системы города Бишкек», реализованного при поддержке Демократической комиссии при посольстве США в КР, еще в 2019 году был проведен Бишкекский экологический форум.

На форуме были обсуждены четыре главных вопроса: состояние воздуха в Бишкеке; проблема недостаточного озеленения; неэффективная система сбора и утилизации мусора; проблема обеспечения водой. Основным выводом форума стала констатация, что городу не хватает комплексной программы по экологической безопасности.

А уже в феврале 2020 года был проведен круглый стол, на котором была презентована дорожная карта по улучшению качества воздуха и городского пространства столицы Кыргызстана, на основе предлагаемых общественными организациями и экоактивистами мер по исправлению ситуации, называемой к тому времени “экологической катастрофой”.

И это без всяких преувеличений, ведь Бишкек стал регулярно входить в первые строчки городов мира с самым грязным воздухом, а по данным международного сайта airvisual.com, 29 ноября 2019 года наша столица по уровню загрязнения стала самым грязным городом в мире, и с тех пор Бишкек, к сожалению, неоднократно повторял этот печальный антирекорд. Итак, о чем же тогда договорились экоборцы?

- установить общественный контроль и мониторинг за выбросами ТЭЦ;

- ввести запрет на ввоз и реализацию в КР топлива ниже класса К4;

- постепенно перевести муниципальный транспорт на газ и электричество;

- увеличить количество автобусов и троллейбусов, с внедрением выделенных линий на дорогах для них;

- создать систему платных, цивилизованных парковок в Бишкеке;

- расширить количество субъектов, имеющих право налагать штрафы на нарушителей правил парковки;

- внедрить дифференцированные электротарифы (летний, зимний) для стимуляции перехода на электроотопление в зимнее время;

- стимулировать использование технологий электро- и теплосбережения в домохозяйствах;

- поощрять газификацию жилмассивов;

- провести озеленение и расширение парковых зон;

- учитывать розу ветров при проектировании строительства зданий;

- установить обязательное проектирование парковок при строительстве зданий в городе.

Кроме этого, в ноябре 2020 года в мэрии Бишкека по инициативе ЦППИ состоялась рабочая встреча по созданию Экологического экспертного совета с участием должностных лиц столичного самоуправления и общественных экологических организаций.

Было решено, что Экосовет при мэрии, состоящий из представителей муниципалитета, горкенеша, общественных организаций, академического сообщества и гражданских активистов, станет механизмом участия горожан в принятии экологических решений по вопросам экологической безопасности городской среды, а в его повестку и компетенцию будут входить проблемы воздуха, озеленения, твердобытовых отходов, воды и санитарии.

С того момента прошло уже больше 2 лет, и что же изменилось? К сожалению, поводов для оптимизма не прибавилось. Под занавес ушедшего 2021 года, 31 декабря, в рейтинге крупнейших городов мира по качеству воздуха World Air Quality Бишкек опять поднялся на отрицательное 1-е место, а статус города был отмечен как “опасный”.

Вот так мы “закрыли” прошлый год, и это, наверное, самый символический и красноречивый показатель результативности антисмоговой политики и превентивных мер по обеспечению чистоты воздуха. Кто бы знал, что мы будем вынужденно радоваться климатическому сдвигу, ведь нынешняя теплая зима существенно повлияла на уменьшение выбросов дымового газа. Какая злая ирония, не правда ли?

Как итог, есть основания для предположения, что все это время мы просто топтались на месте. Например, власти так и не показали решительных шагов по переходу на использование обогащенного угля (так называемые угольные брикеты или брикетированный уголь) с постепенным запретом использования в Бишкеке сырого угля. Бишкек до сих пор не получил электробусов, нет заметного увеличения троллейбусного парка. Вопреки возражениям специалистов по градостротельству продолжается хаотичная застройка Бишкека, совсем неубедительно доказываются продолжающиеся случаи вырубки деревьев.

Вредная атмосфера нашей столицы уже заставила обратить на нее внимание ЮНИСЕФ, который проведет в Бишкеке в этом 2022 году исследование воздействия воздуха на здоровье человека, чтобы получить картину по заболеваемости за последние 15 лет. Между тем известно, что только по официальной статистике Минздрава КР в период с 2013 по 2017 год в Бишкеке число людей, страдающих заболеваниями легких, увеличилось на 49% (со 150 000 до 220 000). При этом было зафиксировано почти трехкратное увеличение болезней органов дыхания среди детей в возрасте до 14 лет, чем среди более взрослого населения.

А ведь за последние годы ситуация с качеством воздуха только ухудшается, что вызывает тревогу уже не только по качеству жизни, но ставит вопрос ребром по будущему нашего генофонда.

Правительство КР акцентировало свою обеспокоенность и по проблеме пластикового мусора, потому что ежегодно в Кыргызстан завозят только из Китая около 3 000 тонн полиэтиленовых пакетов, которые обычно выбрасываются после первого использования. А общий объем твердых бытовых отходов каждый год увеличивается на полмиллиона тонн.

Но есть и новые надежды. Так, из пресс-релиза мэрии Бишкека от 31 декабря мы узнали о том, что объявлен конкурс по государственно-частному партнерству на обустройство платных муниципальных автопарковок общим количеством на 10 тысяч парковочных мест. Кстати, еще 13 декабря на сайте ЦППИ был опубликован полиси-бриф под названием “Бишкеку нужна масштабная система платных парковок”.

Что интересно, 22 декабря в прессе появилось сообщение, что власти Ташкента планируют организовать платные парковки вдоль дорог. Такое предложение содержалось и в рекомендациях ЦППИ. Это отлично, когда дистанция между экспертными предложениями и их практической реализацией государством становится очень короткой, а сроки проведения новаций и реформ – быстрыми.

13 января на сайте кабинета министров Кыргызской Республики gov.kg был опубликован План мероприятий по реализации Национальной программы развития до 2026 года. Среди прочего там говорится о начале процесса проектирования, разработки и запуска объектов возобновляемых источников энергии. В целях смягчения последствий изменения климата и сохранения ледников планируется увеличение посадок лесных культур до 12 млн единиц посадочного материала в год.

В рамках мер по снижению выбросов в атмосферу будет прорабатываться с ЕЭК вопрос о продлении до 2025 года ввоза новых электромобилей без импортных таможенных пошлин, предусматриваетсяосвобождение от оплаты НДС на ввозимые электрозарядные станции и их запасные части. В целях сокращения расходов на топливо будет разработана программа по переводу государственного автопарка на электромобили.

Отдельно хочется сказать про содержащиеся в Плане мероприятий кабмина меры по дальнейшему развитию цифровизации, что само себе является масштабным и таким необходимым для страны ресурсосберегающим подходом, вместо того, чтобы продолжать тратить в 21 веке бумагу и жечь топливо для почтовой бюрократической переписки многчисленных и малоэффективных государственных органов.

И роль think tank'ов Кыргызстана нужно только повышать, потому что экспертная мысль, особенно независимая и неангажированная, всегда будет находиться впереди общественной дискуссии и социально-политических процессов. Лишь когда мы научимся сочетать прагматическую необходимость с выверенными оценками аналитиков, только тогда у нас появится шанс на устойчивое развитие.

Фото сайта aarhus.kg

 

2734

Написать комментарий: