Статья

МНЕНИЕ. Афганистан: между прошлым и будущим

После установления в Афганистане власти «Талибана» обратила на се6я внимание активизация политических контактов президентской администрации Кыргызстана с представителями новой афганской власти.

В этом усматривается желание Кыргызстана неким образом поучаствовать в процессе межафганского урегулирования. В этой связи зададимся вопросом, насколько актуально Кыргызстану впрягаться во внутренние дела 40-миллионного Афганистана, который на протяжении последних четырех десятилетий является зоной противоборства мировых игроков?

Чтобы разобраться в афганской теме, совершим краткий исторический экскурс в историю Афганистана. Начало афганской государственности было положено в 1747 г. с образованием Ахмад-шахом Дурранийской империи. Несмотря на недолговечность этой державы, ее центральные территории стали ядром становления независимого афганского государства.

Выгодное территориальное положение Афганистана на пересечении торговых путей между Индией, Ираном и Средней Азией делало эту страну объектом соперничества Англии, России и Ирана. В 1823 г. Британская Индия, захватив территорию с г. Пешавар, населенный афганскими племенами, породила территориальную проблему «полосы независимых племен». В 19 в. после двух неудачных военных кампаний, с целью подчинить афганцев, англичане вынуждены были вывести свои войска из Афганистана.

Тем не менее, в 1893 г. англичанам удалось принудить афганского эмира признать переход части территории независимых афганских племен к Британской Индии. Утратив перспективу вернуть «полосу независимых племен», эмиры Афганистана в середине 19 в. захватили часть территорий, принадлежащие среднеазиатским ханствам, населенных узбеками и таджиками.

В 1919 г. взошедший на трон Афганистана Аманулла-хан издал манифест о независимости страны. Советское правительство первым в мире объявило (27 марта 1919 г.) о признании им суверенитета и независимости Афганистана. Великобритания, после кратковременной третьей англо-афганской войны (1919 г.), также признала независимость Афганистана.  После вояжа в ряд европейских стран, в том числе и в Советскую Россию, Аманулла-хан попытался ввести в стране социалистические элементы, которые были отвергнуты патриархальным афганским обществом. Позднее, аналогичная провальная попытка будет предпринята руководством Народно-Демократической партий Афганистана (НДПА) после Апрельской революции 1979 г.

В 1929 г. королем Афганистана становится Надир-шах, чью власть признает многонациональное афганское общество. После кончины Надир-шаха и с восшествием на трон в 1933 г. его сына - Мухаммед Захир-шаха, наступает 40-летний период государственной стабильности. Однако в 1973 г. экс-премьер-министр и член королевской семьи Мухаммад Дауд, ведомый жаждой власти, инспирировал госпереворот. Монархический строй был упразднен, а Афганистан — провозглашен республикой. После отречения падишаха Мухаммад Захир-шаха от трона, была выбита несущая опора афганского единства, худо-бедно скрепляющий общество, и страна, на долгие десятилетия была ввергнута в пучину гражданского кровавого взаимоуничтожения.

Инициатор свержения шаха Мухаммад Дауд, увлеченный созданием режима личной власти, сам стал жертвой госпереворота. В 1978 г. лидеры Народно-Демократической партии Афганистана совершили Апрельскую революцию. Страна получила название — Демократическая Республика Афганистан.

Совершенные политические и идеологические ошибки руководством ДРА стали прологом к началу гражданской войны. Сопротивление властям велось под религиозными лозунгами, с призывами к джихаду. Начался процесс исхода афганцев в Иран и Пакистан. Афганские беженцы становились мохаджерами (переселенцами). Страны, принявшие мохаджеров, стали странами-ансарами, т. е. теми, которые по исламским нормам, обязаны их принять и обеспечить всем необходимым.

Для стран-ансаров появилась правовая основа, оправдывавшая оказание помощи афганской оппозиции в борьбе против «коммунистического» правительства в ДРА. Исход афганцев усилился после ввода в декабре 1979 г. «ограниченного контингента» советских войск в Афганистан. Война не завершилась выводом в 1989 г. из Афганистана советских войск и падением в 1992 г. лишившегося поддержки извне просоветского правительства Наджибуллы. Утвердившееся в Кабуле Временное правительство победителей – мохаджеров не смогло установить мир на афганской земле. Началась междоусобная борьба, в основе которой лежали и исламский и этнический факторы.

В 1995 г. в Афганистане появилось пуштунское движение «Талибан», инспирированное пакистанской разведкой. Пакистанская военная и финансовая помощь позволила Талибану захватив ряд провинций, а в 1996 г. овладеть Кабулом. После терактов 11 сентября 2001 г. президент США Джордж Буш выдвинул талибам ультиматум: выдать находящихся на территории Афганистана Бен Ладена и все руководство «Аль-Каиды», но получил отказ.

В результате военной операции США и Великобритании в октябре 2001 г. движение Талибан было отстранено от власти и утратило боеспособность. В Афганистане была развернута военная миссия НАТО, созданная согласно резолюции Совета Безопасности ООН от 20 декабря 2001 г. Однако, «Талибан» восстановил силы, используя «зону независимых племен» на афгано-пакистанской границе в качестве своей тыловой базы, и развернул партизанскую войну. Спустя 20 лет, в сентябре 2021 г. решение США о выводе сил коалиции из Афганистана и возвращение талибов в Кабул повергло в шок мировую общественность.

Итак, какой видится ситуация в Афганистане в обозримой перспективе?

  1. В стране утверждается военно-теократическая диктатура власти, направляемая из-за кулисы пакистанской военной разведкой. Не случайно Афганистан стал называться исламским эмиратом. То есть талибы пошли дальше, чем Иран, который именуется исламской, но республикой. На сегодняшний день существующий режим в Афганистане представляет собой зону радикального исламского фундаментализма.
  2. Афганцы-пуштуны, будучи титульным народом, менее склонны жить в рамках государственного устройства, чем, например, узбеки и таджики, поэтому способны ли они выполнить консолидирующую миссию? Это обстоятельство усугубляется тем, что в составе движения «Талибан» находятся афганцы – выходцы из «полосы независимых племен», традиционно игнорирующие какие-либо государственные рамки и не рассматривающие Афганистан в качестве своей родины.
  3. Несостоятельность Афганистана в качестве полноценного государства способствует центробежным устремлениям этнических узбеков и таджиков в сторону Таджикистана и Узбекистана, чье руководство не прочь взять их под свою опеку с прицелом на возможное воссоединение народов.
  4. Движение «Талибан», созданное как вооруженная террористическая организация, наученная воевать, не имеет опыта государственного строительства и государственного управления.
  5. За последние десятилетия страну вынуждены были покинуть три большие группы управленцев, а именно: 1) работавшие еще при шахском режиме, 2) кадры управленцев, сформированные в период пребывания у власти НДПА и 40-й советской армии, 3) группа управленцев, подготовленная военной миссией НАТО в последние два десятилетия.
  6. В Афганистане сошлись геополитические интересы ряда стран, например России, в первую очередь озабоченной обеспечением безопасности республик Центральной Азии, являющихся буферными территориями на ее южных рубежах.
  7. КНР, следуя своей торгово-экономической стратегии «Один пояс и один путь», заинтересована в прокладывании через Афганистан торговых путей в Иран, с выходом в Африку и Европу. Кроме того, Китай весьма заинтересован в добыче в Афганистане месторождений лития, необходимых для масштабного производства электрических батарей.
  8. С начала 90-х гг. 20 в. Пакистан вынашивал проект прокладки газопровода из Туркменистана, а также организации доступа своих товаров в страны Центральной Азии и далее в страны СНГ, что не было реализовано из-за войны в Афганистане. Сегодня, учитывая немаловажную роль Пакистана во внутриафганских делах, такая возможность открывается. Также прорабатывается альтернативный вариант прокладки ветки газопровода из Китая в Пакистан российского газа.

Публикации с отметкой «Мнение» отражают позицию автора и могут не совпадать с точкой зрения Центра политико-правовых исследований.

Фото Dusan Vranic/Associated Press

2574

Написать комментарий: