Исследование

ПОЛИСИ-БРИФ: Бишкеку нужна масштабная система платных парковок. Рекомендации

Платные парковки могут стать эффективным инструментом для улучшения городского пространства, снижения автомобильного трафика и загрязненности воздуха.

Быстрый рост количества автотранспорта в Бишкеке и связанные с этим проблемы, заставляют думать о том, как их решать. Основные из них следующие:

- Увеличение вредных выбросов в атмосферу. В последние годы Бишкек стабильно занимает лидирующие позиции в мире по степени загрязненности воздуха и вклад выбросов от автомобилей здесь играет не последнюю роль. Следствием загрязнения воздуха является значительный рост заболеваемости среди всех возрастных групп населения, снижение производительности труда горожан, увеличение депрессивных настроений и желание покинуть город. Так, например, согласно официальной статистике в период только с 2013 по 2017 год в Бишкеке число людей, страдающих заболеваниями легких, увеличилось на 49% (с 150 000 до 220 000). При этом Министерство здравоохранения КР сообщало о почти трехкратном увеличении болезней органов дыхания среди детей в возрасте до 14 лет, чем среди взрослых или подростков (на 100 000 человек). За последние годы ситуация с качеством воздуха только ухудшается.

- Грязный воздух напрямую влияет на инвестиционные настроения – значительное число инвесторов и людей из-за рубежа, которые теоретически хотели бы приехать в Бишкек и работать здесь, отказываются от своих планов из-за плохой экологии в городе;

- Увеличение количества аварий, включая те, которые приводят к травмам и смертям;

- Автомобильные пробки, которые приводят к значительному увеличению времени для передвижения по городу, что влияет на снижение эффективности использования горожанами своего времени;

- Ухудшение внешнего вида и снижение комфортности проживания в городе из-за перегруженных дорог и беспорядочной парковки автомобилей, которые занимают все больше и больше пространства, отнимая его у горожан.

Проблемы такого рода характерны для всех городов мира и Бишкек здесь не исключение. Их решение давно уже является предметом изучения и многие задачи в различных уголках мира достаточно успешно решаются городскими муниципалитетами.

Для выбора инструментов для решения проблемы беспорядочной парковки и переполненности города автотранспортом следует понимать несколько ключевых вещей:

1) Бишкек, как и любой другой город мира, единовременно не может вместить все автомобили, которое имеются у горожан и приезжих. Количество автотранспорта будет только расти, а значит и проблема усугубляться.

2) Постулат Льюиса-Могриджа, сформулированный еще в 1990 году, гласит: чем больше дорог строится, тем больше образуется транспорта, чтобы заполнить их. Это не значит, что дороги не надо строить и улучшать. Это значит, что лишь расширением и улучшением дорог проблему перенасыщенности транспортом не решить. Неуклонно будет работать закон – чем больше дорог, тем больше машин в городе.  

3) Главным приоритетом в городском развитии должно стать создание максимального удобства для людей, а не удобства для автомобилей.

4) Чем меньше личных автомобилей будет ездить по городу, тем лучше будет для горожан.

Полиси-бриф составлен в форме вопросов и ответов.

Зачем нужен личный автомобиль?

Личный автомобиль нужен для того, чтобы быстро и с комфортом доехать из одного места в другое. Если в городе машин не много, то, конечно, такой способ передвижения является наиболее подходящим. Однако, если машин много, то это начинает создавать для города и горожан массу проблем:

- замедляется общий транспортный поток (пробки на дорогах);

- ухудшается внешний вид и снижается комфортность передвижения по ним;

- ухудшается экологическая обстановка;

- сужается пространство для городской инфраструктуры, включая парки и тротуары;

- растет количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Какова альтернатива личному автомобилю?

Альтернативой личному автомобилю является использование общественного транспорта, передвижение на велосипеде или пешком.

Использование общественного транспорта несет с собой сразу несколько преимуществ:

- один транспорт может перевозить сразу большое количество пассажиров, что в целом существенно снижает количество автотранспорта на дорогах;

- снижается количество выбросов выхлопных газов, потому что вместо нескольких машин для перевозки 1-4 пассажиров, передвигается только один автобус (троллейбус), который может перевозить несколько десятков человек. Учитывая, что закупаемый современный общественный транспорт в Бишкеке будет работать на более экологичных чем бензин или дизельное топливо, газе или электричестве, то это еще в разы снижает количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу;

- снижается количество требующихся парковок для машин, а значит расширяется пространство для тротуаров, велодорожек, парков и т.п.

Какова сейчас ситуация в Бишкеке?

В Бишкеке, как и во многих других городах мира, существует смешанная система, при которой у людей, вроде бы, есть выбор, каким транспортом пользоваться - личным автомобилем, общественным транспортом, ходить пешком или передвигаться на велосипеде.

При этом, очевидно, что существует огромный перекос в выборе способа передвижения. Современный Бишкек практически полностью отдан на откуп личным автомобилям, в то время как система общественного транспорта находится в плачевном состоянии. Личные автомобили присутствуют везде - на дорогах, на обочинах, на парковках (правильных и не правильных), на тротуарах, на газонах, во дворах домов, где положено и не положено.

Сегодня использование личного автомобиля в городе, во многом является вынужденной мерой, в условиях, когда общественный транспорт не справляется со своей функцией перевозки пассажиров. Хотя никто пока не проводил мониторинга и тем более полноценного исследования – действительно ли общественный транспорт не справляется и если да, то насколько.

Такой подход, когда всюду господствуют личные автомобили, является губительным для города и здоровья горожан. Очевидно, что ситуацию нужно срочно и радикально менять. Необходимо переходить на новую парадигму развития – чем меньше в Бишкеке будет ездить личных автомобилей и чем более упорядочена будет их парковка, тем лучше для города.

Для этого нужно в сжатые сроки модернизировать и расширить систему общественного транспорта, что включает в себя:

- увеличение количества современных и экологичных транспортных средств (автобусов, троллейбусов, электробусов);

- создание соответствующей для современного общественного транспорта дорожной инфраструктуры;

- законодательное закрепление важности и приоритета общественного транспорта перед личным транспортом, а также обеспечение практического выполнения норм закона и подзаконных актов.

Как стимулировать граждан отказываться от использования личного транспорта?

Вместе с мерами по развитию общественного транспорта необходимо предусмотреть меры по стимулированию граждан отказываться (полностью или частично) от использования личного автомобиля для поездок по городу.

Для решения проблемы с перегруженностью автотранспортом предпочтительны экономические меры. Запретительно-карательные меры зачастую не решают проблему, а лишь создают видимость ее решения, а часто и усугубляют ее. Сложно представить, например, чтобы бишкекчанам запретили (вообще или по каким-либо дням) ездить не своем автомобиле или иногородним приезжать в Бишкек на личном авто. Добровольно исполнять такой запрет никто не будет, а карательные меры за нарушение запрета, за отсутствием механизма исполнения будут неэффективными и, скорее всего, приведут к росту социального напряжения и протестов среди граждан.

Очевидно, что лучше всего работают экономические методы, когда использование альтернативного вида транспорта, в нашем случае общественного, велосипеда или же передвижение пешком, становится более выгодным с точки зрения экономии денег и времени.

Среди основных экономических инструментов решения проблемы перегруженности транспортом, по опыту многих городов мира, можно отметить:

- введение оплаты за въезд в город или в отдельные части города. Например - в центр города;

- повышение или введение дополнительного налога на топливо;

- упорядочение и введение повременной оплаты за парковку автомобиля на улицах города.

Введение оплаты за въезд в город или в центр города представляется неоднозначным с точки зрения сегодняшнего уровня развития Бишкека (его разбросанной по разным районам инфраструктуры и, соответственно, сомнительной целесообразности ограничивать въезд к какой-либо район города или город в целом). Повышение стоимости топлива для автомобилей, как правило, не дает желаемого эффекта и не снижает количества автомобилей на дорогах города.

Таким образом, введение повременной оплаты за парковку автомобиля, представляется одним из наиболее эффективных способов экономическими методами упорядочить парковку машин, а также ограничивать количество автомобилей на улицах города. Об этом говорит опыт многих городов мира.

Каковы основные цели внедрения системы платной парковки?

Следует особо отметить, что основной целью введения системы платных парковочных мест должно являться не получение дохода. Главными целями внедрения платных парковок являются:

- упорядочение парковки автомобилей на улицах города;

- сокращение числа дорожно-транспортных происшествий;

- создание более благоприятной и комфортной среды как для пешеходов, так и для городской транспортной системы в целом, включая автомашины, общественный транспорт, мотоциклы и велосипеды;

- сокращение вредных выбросов от автомобильного транспорта.

Получение дохода от оплаты за парковочные места и нарушение правил парковки (штрафов) является вторичной целью, но она также представляется немаловажным фактором, поскольку в городскую казну будут поступать дополнительные финансовые средства, которые можно направлять на развитие городской инфраструктуры и общественного транспорта.

Так, например, в США городские парковки приносят бюджетам городов примерно 1% доходов. Например, в 2016 году город Чикаго получил от парковок 264 млн долларов, а Нью-Йорк 545 млн долларов. В Москве внедрение системы платных парковок началось повсеместно с 2012 года. С каждым годом доходы от парковок и штрафов (за неправильную парковку) там растут. В 2020 году Москва (из расчета за год) получила от парковок примерно 35 млрд рублей (около 480 млн долларов).

Если учитывать, что бюджет Бишкека на 2021 год составлял немногим более 10,230 млн сомов и провести аналогию с развитыми городами мира по доходности от парковок, то 1% доходов будет составлять более 102 млн сомов ежегодно. То есть исходя даже из сегодняшнего (по оценкам многих экспертов далекого от эффективности) бюджета Бишкека, потенциально в казну города могло бы поступать дополнительно 102 млн сомов и более.

 Что дает введение повременной оплаты за парковку машины?

  • При наличии бесплатного парковочного места у водителя мало мотивации использовать общественный транспорт. Он может приехать на работу, в магазин, в кинотеатр или на рынок и оставить свою машину на парковке (оборудованной или стихийной) на любой срок. Ему так удобнее и выгоднее.

При наличии же жесткого правила парковать машину только в обозначенных для этого местах и повременной оплаты за парковку, водителю удобнее и выгоднее использовать общественный транспорт, велосипед или идти пешком, поскольку оплата за парковку автомобиля является значительно более высокой, чем плата за использование общественного транспорта и, тем более, использование велосипеда или передвижение пешком. Кроме того, дефицит специально оборудованных парковочных мест (а на необорудованных участках должно быть строго запрещено парковаться) будет создавать большие неудобства для водителя и он, во многих случаях, предпочтет пользоваться альтернативными видами транспорта.

 

  • За счет повышения стимулов для использования общественного транспорта, велосипеда или ходьбы пешком, снижается количество личных автомобилей на дорогах города;

 

  • За счет оборудования и упорядочения парковочных мест, расширяется пространство для горожан (велосипедные и пешеходные дорожки, парки и другие пространства без автомобилей) и улучшается внешний вид городских улиц;

 

  • Введение повременной оплаты за парковку позволяет городу более эффективно использовать городское пространство, получать значительные финансовые средства за использование земли под парковки и использовать эти средства на улучшение инфраструктуры города и модернизацию системы общественного транспорта.

Необходимо еще раз акцентировать внимание на том, что в городе нужно внедрять систему специально оборудованных, современных парковок, с использованием знаний науки о градостроительстве, а также на основе современных технологий, которые позволяют быстро и удобно оплачивать парковку. Необорудованные парковки, по крайней мере в наиболее загруженных транспортом районах города, должны быть запрещены.

Также крайне необходимо внедрять систему контроля и наказания за неправильную парковку. Без соответствующего контроля и наказания (штрафов) за нарушения любая система парковок потеряет смысл.

Какие парковки нужны городу?

Опыт зарубежных городов показывает, что при проектировании парковочных мест, следует придерживаться важных принципов:

  • В подавляющем числе случаев парковочные места должны располагаться параллельно улице и тротуару, а не в «елочку» (т.е под углом от 45 до 90 градусов);

 

  • Парковка елочкой может применяться только там, где на улицах для этого есть специально оборудованные карманы, а также соответствующие большие пространства возле супермаркетов, рынков, публичных зданий, и на специально оборудованных для этого больших городских парковках.

Ниже приводится несколько важных причин почему важно, чтобы автомобиль парковался вдоль улицы, а не елочкой:

 

- машины, паркующиеся елочкой, занимают значительную часть дороги – от 4 до 6 метров - тем самым сужая проезжую часть и создавая неудобства и аварийные ситуации для проезжающих машин;

- машина, выезжающая с парковки задом, из-за плохого обзора и возникновения слепых зон может создавать аварийную ситуацию на дороге;

- выезд с парковки елочкой может создавать заторы и значительно тормозить движение по улице, а также вынуждать водителей смещаться на другую полосу движения;

- нередко, автомобили, паркующиеся елочкой, занимают часть тротуара, создавая таким образом неудобства для пешеходов. Это происходит из-за желания водителей обезопасить свои авто от машин, проезжающих по дороге.

Основной аргумент тех, кто выступает за парковку елочкой, заключается в том, так можно припарковать большее количество машин, чем при парковке параллельно дороге. Этот аргумент не выдерживает серьезной критики поскольку при планировании и организации парковочных мест важно учитываться следующие факторы (приводятся по убыванию степени приоритетности):

 

  • Безопасность и удобства для пешеходов;
  • Безопасность для других автомобилей и создание как можно меньше помех для транспортного движения;
  • Эстетический вид города и расширение городского пространства для людей;
  • И только в последнюю очередь – создать побольше парковочных мест для автомашин.
  • Наоборот, желательно, чтобы была нехватка парковочных мест. Это необходимо для создания дополнительных стимулов для автомобилистов отказываться от использования своего транспорта для поездок в город и по городу.

На рисунке ниже приведена пирамида приоритетов городской транспортной среды, которая давно уже принята в большинстве развитых городов мира:

Для наглядности приводятся примеры разных способов парковки. На фотографиях 1и 2 видно, что машины припаркованы параллельно дороге, что создает минимальные помехи для проезжающих машин как в случае стоящей, так и выезжающей с парковки машины. Припаркованные таким образом машина никак не мешают пешеходам.

Парковка машин параллельно проезжей части. Лион. Фото взято из интернета:

Парковка машин параллельно проезжей части. Париж. Фото взято из интернета:

На фотографиях 3 и 4 приводятся примеры парковки елочкой. Видно, что из-за такой парковки дорога сужается практически вдвое, что затрудняет движение машин и резко снижает пропускную способность дороги. Кроме того, автомобиль выезжая с парковки задом надолго затормаживает движение машин по соответствующей полосе и может создавать аварийные ситуации. В некоторых случаях машины, при такой форме парковки, занимают часть тротуара и мешают пешеходам.

Парковка машин елочкой. Бишкек:

Парковка машин елочкой. Бишкек:

Как создать эффективную систему контроля?

Важным условием того, чтобы проект по введению платных парковок в Бишкеке стал эффективным, является создание системы действенного контроля и штрафов за неправильную парковку.

Очевидно, что сделать это сразу во всем городе будет крайне сложно. Не хватает опыта масштабного внедрения таких систем, а также следует учитывать, что тотальное введение платных парковок по всему городу может привести к росту социального недовольства. У населения давно, еще со времен когда в городе было мало автомашин, сложился стереотип о том, что парковка должна быть бесплатной. С тех пор прошло много времени, резко увеличилось количество автомобилей, которые буквально захватили городское пространство, но принцип “бесплатности” остается живуч. Поэтому привыкать и приучать горожан к тому, что парковка машин должна быть платной, следует поэтапно.

Например, можно начать с улиц Киевской, Токтогула, Исанова. Сделать там соответствующую разметку, повесить знаки, установить паркоматы и возможность оплачивать парковку как в наличной, так и безналичной форме. Это несложно сделать на трех улицах. В последующем, после того как наладится система и наработается опыт, постепенно, например по 3-5 улиц в месяц, надо будет расширять такую систему на весь город.

Следует понимать, что без внедрения эффективной системы контроля, наложения и взимания штрафов, платные парковки окажутся неэффективными. Их просто никто не будет принимать во внимание.

Поэтому очень важным элементом внедрения платных парковок является то, как и кто будет контролировать правильность парковки и при необходимости выписывать штрафы. Без своевременного и неотвратимого наказания за нарушения ничего не получится. Сегодняшний бардак с парковкой машин в городе связан с тем, что нет эффективной системы контроля и наказания.

В настоящее время, согласно закона, этим может заниматься только милиция. Но она физически не справляется с этой работой. У Патрульной милиции много других обязанностей и делать из них “парковщиков”, которые, вместо решения других вопросов безопасности, только и будут ходить и следить за правильностью парковки, является крайне неэффективным использованием бюджетных средств.

Необходимо внести изменения в нормативно-правоые акты, чтобы право проверять и налагать штрафы за неправильную парковку имели и другие соответствующие организации. Такова мировая практика. Возможно Мэрии Бишкека следует создать соответсвюущее подразделение и дать  емуправо, наряду с Патрульной милицией, проверять и налагать шрафы на нарушителей правил парковки. Либо возможен вариант, что Мэрия решит отдать это право на аутсорсинг и тогда проверкой и штрафами смогут заниматься частные компании, выигравшие соответствующий тендер.

Таким образом, постепенно упорядочится парковка и улучшится внешний вид городских улиц, снизится трафик машин, улучшится ситуация с экологией, а мэрия Бишкека будет регулярно получать за парковки финансовые средства, которые можно направлять на улучшение инфраструктуры города и закупку современного общественного транспорта, работающего на газе или электричестве.

 Заключение

Внедрение повременной оплаты за парковки принесет с собой определенные неудобства для автомобилистов. Парковок для всех будет не хватать, а за те что будут, придется платить. Но такова логика развития всех городов мира. Нужно создавать условия прежде всего для комфортного проживания горожан, а удобства для автовладельцев являются вторичными. Необходимо на практике начать воплощать в жизнь лозунг “Бишкек – это город для людей, а не для машин”.

 

2218

Написать комментарий: