Статья

МНЕНИЕ: О признаках новой реальности через призму образования

Уже скоро год как на смену набиравшей обороты глобализации пришли предвестники грядущей деглобализации или локализации, связанной с распространением пандемии. Позже этим процессам придумают точное название, но суть в том, что народы и страны стали огораживаться друг от друга под различными предлогами, как-то: введением карантинов, локдаунов и прочих ограничительных мер.

Пандемия основательно перетряхнула нашу жизнь и внесла свои жесткие коррективы. Всем было понятно, что постковидный мир будет другим. Мир уже никогда не станет прежним. Сегодня мы по сути уже живем в новой реальности, хотя очаги пандемии еще не полностью локализованы и вспыхивают то там, то здесь. Появляются новые штаммы.

Так, совсем недавно ВОЗ предупредил о новой напасти – появлении мутированного вида штамма вируса «омикрон». Более заразного и более опасного, чем предыдущие вирусы. Только-только начинавшиеся открываться границы, налаживающиеся международные сообщения вновь оказались закрытыми.

Кыргызстан, тоже последовал примеру других стран, введя ограничения для въезда иностранцев путем обязательной сдачи ПЦР тестов.   Словом, мы и не заметили, как оказались в новой эпохе. Новой реальности. Постковидной.  Не заметили мы и того, что коварный вирус внес изменения во все сферы нашей жизни, в том числе и в сферу образования.

Все «прелести» удаленного формата обучения испытали, пожалуй, все родители планеты,у которых есть дети школьного возраста. Если в развитых странах с этим делом обстояло дело немного проще, поскольку проблемы с обеспеченностью планшетами, ноутбуками и другими средствами дистанционного обучения не было, то в развивающихся и бедных странах «удаленка» давалась с трудом, и не только из-за отсутствия технических средств, но и в случае с нашей страной из-за отсутствия интернета в сельской глубинке, в отдаленных районах.  

Так, по данным Нацстаткома Кыргызстана, уровень бедности в сельской местности увеличился на 6,1 процента, а в городских поселениях — на 3,6 процента. За чертой бедности в 2020 году проживали 1 миллион 678 тысяч человек, из которых 73,7 процента являлись жителями сельских населенных пунктов.

Надо быть запредельным оптимистом чтобы полагать, что в бедной семье раскошелятся на планшет, когда нет средств на питание. Но даже, если затянув потуже пояса, все же приобретут для ребенка компьютер, не факт, что родители продвинуты в современных технологиях, чтобы полноценно помочь детям учить уроки.  

На фоне этой безрадостной картины сообщение посольства США о  том, что Агентство США по международному развитию (USAID) предоставило электронные планшеты 1 тысяче 600 школам и районным, а также городским отделам образования по всей стране, вселяет надежду  на то, что проблемы с технической стороной вопроса будут успешно решены.

Предполагается, что планшеты обеспечат учителям всех целевых школ проекта «Окуу керемет!» доступ к полезным ресурсам и приложениям для повышения качества преподавания и оценки учебных достижений учащихся по чтению и математике. Обнадеживает и радует то, что мировое сообщество, развитые страны не оставляют развивающиеся страны один на один с коварным вирусом. Отнесем это к хорошим признакам новой реальности.

Предпринимаются меры и со стороны государства. Так,  министерство образования и науки КР объявило тендер на закупку компьютерной техники для общеобразовательных организаций республики с целью внедрения «Электронной школы» в рамках реализации Концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан» 2019-2023 годов.

По данным германского Центра педагогических исследований, к началу пандемии лишь 22 процента учеников имели доступ к цифровой платформе, через которую можно было загружать домашние работы и отправлять их учителям. Причем не всегда эти задания доходили до адресата.

Тем не менее, угроза, а потом и необходимость дистанционного обучения заставили всех – и бюрократов-чиновников, и неповоротливых учителей, и консервативно настроенных родителей – срочно повернуться лицом к технологическому прогрессу. Это, отметим, один из позитивных признаков новых реалий.

Худо ли, бедно ли, но во время карантина наша система образования пыталась не прерывать образовательный процесс, адаптируясь к новым условиям, обучаясь на ходу, перенимая как зарубежный опыт, так и апробируя свои наработки. Насколько хорошо это получилось, покажет время. Но даже простому обывателю понятно, что последствия практически вынужденных каникул детей из отдаленных сельских районов, где не было ни интернета, ни планшетов, аукнутся позднее и не только на качестве полученных детьми знаний. Поэтому решение властей не вводить новые карантинные меры в связи с появлением«омикрона», население и автор этих строк встретили с пониманием и облегчением.

Не далее чем пару месяцев назад в республиканских интернет-ресурсах распространились сообщения о том, что в учебных заведениях заставляют вакцинироваться студентов под угрозой недопуска к занятиям. Имел место даже факт издания соответствующего приказа в КРСУ, где согласно приказу декана медфакультета устанавливалось не допускать до занятий, пересдач и отработок лиц, не предоставивших справку о вакцинации (за исключением имеющих противопоказания). Всем студентам с 1-го по 5-6-й курсы в обязательном порядке поручалось пройти бесплатную вакцинацию против коронавируса в прививочном кабинете медцентра КРСУ.

Между тем, министерство образования и науки КР сообщило, что никаких мер по ограничению допуска к занятиям не вакцинированных не должно быть и вакцинация должна проводиться на добровольной основе.

Если с вакцинацией все более-менее понятно, то как будут выполняться другие правила защиты от инфекции? Пока единого подхода не выработано, хотя, конечно, рекомендации Минздрава, к примеру, носить маски есть. Но население наше к этим рекомендациям относится весьма скептически, а может философски. Практически никто их не носит. В такой ситуации требовать их обязательное ношение в школах тоже не совсем оправдано, опять же принимая во внимание бедность населения. Ведь покупать ежедневно маски, тем более, если семья многодетная, очень даже накладно.  

Если же обратиться к опыту других стран в этом вопросе, то, к примеру, в Японии противовирусные маски обязаны носить все школьники – от малышей до выпускников. Поэтому самый любимый урок у детей – физкультура, ведь она проходит без масок. Учителя и ученики старше 11 лет школ Франции проводят уроки в масках. У них нельзя обниматься, прикасаться щекой к щеке, обмениваться рукопожатиями. И уж тем более целоваться.  В Испании носят маски все, кто старше шести лет. Во многих школах принято мыть руки организованно, всем классом. Не менее пяти раз в день. При входе в школу и учителям, и ученикам обязательно измеряют температуру.

В школах Великобритании маски обязательны только во время перемен. Но в коридорах ученики разных классов стараются не встречаться друг с другом. Каждый школьник Таиланда защищен от соседа прозрачным пластиковым боксом. Но и этого местным инфекционистам показалось недостаточно. Маска обязательна! В Индии уроки проводят и вовсе на воздухе, а не в здании школ. И тоже в масках.

Словом, и в мире нет единых правил. Каждая страна с учетом ментальности своего народа, климатических особенностей, финансовых и прочих возможностей вырабатывает своиправила ношения масок. Здесь нужно отметить, что возможности частных и государственных школ тоже разнятся, как и правила.

Несмотря на все эти неудобства, привнесенные пандемией, образовательный процесс идет. Ведь потребность образования лежит в каждом человеке. Поэтому правительство и общество стараются сделать образование доступным и качественным, и тем не менее народ постоянно заявляет свое недовольство предлагаемым ему образованием. Все согласны, что школы несовершенны. Все согласны, что нужно много и много улучшений. Все согласны, что улучшения эти должны основываться на большем удобстве для учеников.

На самом деле пока ясно одно – школа, где в классах сидят по 40-50 учеников, где им приходится мерзнуть по причине веерных или плановых отключений электричества и до которой добираться приходится в битком набитых автобусах, с огромным тяжелым школьным ранцем, может породить у детей отвращение к образованию и они будут ждать «удаленки», которая, как показал пройденный этап, вызвал отвращение к образованию уже у родителей, которым приходилось вновь садится за уроки, учиться овладевать смартфонами и планшетами, что породило множество мемов и стрессов у родителей.

Чтобы образование не вызывало отвращение ни у детей, ни у родителей, государству, обществу и бизнесу необходимо позаботиться об устранении причин, его вызывающих. Для начала обеспечить детей школьными автобусами, бесплатными масками и дезинфицирующими средствами, и не под какими предлогами не отключать образовательные организации от электричества. Ведь здесь уже речь идет о безопасности здоровья будущего поколения и будущего нации.

Публикации с отметкой «Мнение» отражают позицию автора и могут не совпадать с точкой зрения Центра политико-правовых исследований.

1659

Написать комментарий: