Статья

Закон о выборах в Жогорку Кенеш КР и как его принимать

По словам Бенджамина Франклина, там, где законы не уважаются, там наступает голод.

Срок полномочий нынешнего, шестого, созыва Жогорку Кенеша (ЖК) КР истек в прошлом году 4 октября. Результаты парламентских выборов 2020 года аннулировали. Чтобы себя легитимизировать, ЖК принял Конституционный закон от 22 октября 2020 года, согласно которому парламентские выборы должны были быть назначены до 1 июня 2021 года. Но, как известно, до 1 июня эти выборы не были назначены и поэтому 24 июня в ЖК опубликовали пока только законопроект, которым тот закон будет признан утратившим силу.

В обществе ждут назначения парламентских выборов, но до этого должен быть принят закон о том, как выбирать ЖК. Пока нет информации о том, что в ЖК внесли законопроект о выборах в ЖК, хотя, согласно Регламента ЖК, он с 1 июля уходит на каникулы (статья 34). Очевидно, что в рамках нынешней сессии засидевшийся шестой созыв ЖК никак не укладывается с принятием законов, в частности общественность не располагает никакой информацией относительно внесения в ЖК закона о выборах.

Поскольку подобный законопроект касается интересов всего общества, то ЖК обязан соблюдать основополагающий принцип своей деятельности – принцип открытости (статья 4 Регламента), требования о проведении общественного обсуждения и парламентских слушаний (подп. в) п.2) ч.1 ст.47) при его инициировании и продвижении в парламенте.

Данный законопроект о выборах должен быть открыто рассмотрен и обсужден Комитетом конституционного законодательства, поскольку является конституционным законом, с представлением всех необходимых документов каждому депутату Жогорку Кенеша. И самое главное данный проект закона должен приниматься ЖК не менее чем в трех чтениях. По данному законопроекту решением большинства от общего числа депутатов может быть назначено четвертое чтение (ч.4 ст. 55). Промежуток времени между каждым чтением по проекту закона не может быть менее 10 рабочих дней (ч.9 ст. 55).

При принятии закона о выборах ЖК не может сослаться на наличие оснований, предусмотренных частью 10 статьи 55 Регламента, чтобы принять данный проект закона одновременно в трех чтениях, поскольку его смысл и содержание совершенно не подпадают под случаи, предусмотренные в этой части.

Так, изменений в данном законопроекте намного больше и они существеннее, чем приведение его норм в соответствие с Конституцией или с нормами вновь принятого закона; и тем более речь не идет о приведении в соответствие одних статей закона другим статьям этого же закона; исправлении грамматических ошибок; устранении несоответствий текста на государственном и официальном языках или о ратификации международных договоров. Смысл и содержание закона о выборах – это не только изменение количества депутатов ЖК со 120 на 90 или какие-то другие формальные уловки.

Закон о выборах регулирует по-новому, не предусмотренный ни Конституцией, ни какими-либо другими законами, обширный комплекс общественных отношений, связанный с организацией и проведением выборов в парламент, а также новой избирательной системой. Поэтому ЖК не имеет никаких юридических оснований, чтобы принять данный закон о выборах одновременно в трех чтениях. Это было бы грубым нарушением принципов законности и конституционализма, ставшее характерной чертой ЖК 6 созыва, начиная с октября 2020 года. Если ЖК будет работать в июле-августе, то должна быть созвана внеочередная сессия ЖК.

Фото Бакыта Торогелди уулу, Радио "Азаттык".

4369

Написать комментарий: