Исследование

Аналитическое исследование ЦППИ: «Меры по улучшению качества воздуха в Бишкеке и кто должен за них заплатить»

ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Проблема грязного воздуха уже много лет стоит перед Бишкеком и другими населенными пунктами Кыргызстана. Особенно она обостряется в холодное время года, когда в домохозяйствах и котельных начинается сжигание угля. С наступлением теплых месяцев проблема грязного воздуха, хоть никуда и не уходит, но в глазах граждан несколько теряет свою остроту. При этом для кардинального улучшения качества воздуха в стране мало что делается. И так продолжается из года в год.

В последние же 1-2 года, согласно данным многичисленных датчиков, фиксирующих наличие в воздухе Бишкека частичек РМ 2,5 (твердые частички размером менее 2,5 микрон, по количеству наличия которых в воздухе во всем мире измеряют степень загрязненности воздуха), Бишкек в отдельные дни превращался в самый грязный город мира. Фактически в Бишкеке происходит экологическая катастрофа.

Как отмечалось выше внимание общественности к этой проблеме каждый раз повышается в холодное время года. При этом даже в теплые месяцы ситуация с воздухом в Бишкеке продолжает оставаться неблагоприятной. Грязный, по сути отравленный воздух, является причиной множества болезней.

К ним относятся ишемическая болезнь сердца, инсульт, рак легких, острые инфекции нижних дыхательных путей и хроническая обструктивная болезнь легких. Врачи говорят о том, что грязный воздух может приводить к нарушениям в развитии центральной нервной системы, неблагоприятным исходам родов и также взаимосвязи между плохим воздухом и развитием других различных болезней, например, диабета.

В январе 2021 года Правительство КР приняло очередной план по борьбе со смогом. Многое в нем взято из предыдущих планов других составов правительств. В целом, предусмотренные меры являются логичными и при их неукоснительном исполнении могут дать определенный позитивный эффект. Вместе с тем часть мер носят формальный характер, а ключевые практические меры недостаточно актуализированы.

Как неоднократно отмечалось специалистами различного уровня основными источниками загрязнения в Бишкеке являются:

- домохозяйства и котельные, использующие уголь;

- ТЭЦ;

- автотранспорт.

Немаловажными являются проблемы градостроительства и озеленения Бишкека, что оказывает немалое влияние на качество воздуха в столице страны. Эти проблемы хоть и не затрагиваются в настоящем материале, заслуживают отдельного внимания и серьезной работы над ними.

В данном аналитическом материале предлагаются меры, связанные с уменьшением вредных выбросов в атмосферу, которые во временной перспективе 1-3 года могут помочь изменить ситуацию к лучшему, а также заложить основы для кардинального улучшения качества воздуха в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Некоторые меры уже неоднократно предлагались ЦППИ, однако, на сегодняшний день в большинство из предлагаемых мер так и не было воплощено в жизнь, а качество воздуха в Бишкеке продолжает ухудшаться. Поэтому некоторые меры предлагаются вновь.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Ниже приводятся меры, которые реокомендуется предпринимать для поэтапного улучшения ситуации в Бишкеке. Поскольку все меры предполагают финансовые затраты на них, в рекомендациях кратко рассматривается вопрос не только о том, что нужно делать но и кто в конечном итоге должен платить за это – правительство, мэрия или сами граждане.

А) Сокращение вредных выбросов домохозяйств и котельных. Использование угольных брикетов и введение запрета на сжигание необработанного угля

Решение этой задачи представляется сложным, поскольку требует значительных затрат, которые необходимы при отказе от отопления необработанным (сырым) углем, переходе на обработанный уголь (угольные брикеты), а также переходе на газовое или электрическое отопление. Оплачивать эти меры должны как сами граждане, так и правительство и местная власть.

Бишкек окружен большим количеством новостроек. Кроме того в с самом городе немало частных домов. Большинство из них в зимний период отапливаются так называемым сырым, то есть не подвергшимся никакой обработке, углем по одной простой причине – так дешевле. Сжигание сырого угля дает низкий КПД, а также дает большое количество дыма и вредных выбросов в атмосферу.

Решение этой проблемы, в стратегическом плане, должно идти по пути поэтапного и, в конечном итоге, полного отказа от использования сырого угля, перехода на угольные брикеты, а также в более отдаленной перспективе перехода на электричество и газ.

1) Использование угольных брикетов и запрет на сырой уголь

Относительно быстрым и эффективным решением проблемы сжигания сырого угля может стать использование угольных брикетов.

Угольные брикеты это вид топлива, который получается при определенной переработке угля и дает значительное повышение энергоэффективности (существенно увеличивается степень сжигаемости) при улучшении экологичности топлива (при сжигании практически нет дыма). Технологически угольные брикеты не сложно производить, транспортировать и складировать.

При относительно более высокой стоимости по сравнению с сырым углем, брикеты дают лучший кпд по энергоэффективности, что в конечном счете может приводить к определенной экономии средств граждан. Равномерное горение угольных брикетов, отсутствие спекаемости и отсутствие шлаковых образований дает возможность экономии топлива до 30%. Но, что самое главное, угольные брикеты существенно более экологичны чем сырой уголь.

О том, что такие меры могут давать хорошие результаты по улучшению качества воздуха, говорит опыт Монголии. Столица этой страны Улан-Батор много лет страдает от загрязнения атмосферы, где на 80 процентов это являлось результатом использования сырого угля в юрточных городках, широким поясом опоясывающих город. На сегодняшний день в Монголии построено два завода по производству угольных брикетов и введен запрет на использование сырого угля. В плане улучшения качества воздуха это дало хорошие результаты.

2) Оперативное строительство заводов по производству угольных брикетов в Кыргызстане

Строительство крупных заводов по производству угольных брикетов позволило бы правительству в последующем ввести полный запрет на использование сырого угля в Бишкеке и соседних районах (Аламединском и Сокулукском). Кроме того, проблема грязного воздуха стоит не только в Бишкеке и прилегающих селах. Она есть практически во всех крупных населенных пунктах, как на юге, так и на севере страны. Поэтому положительный опыт Бишкека мог бы быть использован и во всех других городах страны.

Осуществить строительство крупных заводов по производству угольных брикетов в кратчайшие сроки правительство может либо собственными силами, либо с привлечением частного бизнеса на условиях ГЧП. Если предприниматели также станут строить более мелкие линии по производству угольных брикетов, то это поможет быстро решить проблему с насыщением рынка таким видом топлива. При этом правительству следует заранее отработать процедуры контроля качества брикетов.

Строительство заводов можно осуществить вблизи угольных месторождений на севере и юге страны, а также рядом с Бишкеком, с тем чтобы поставка угольных брикетов в логистическом плане осуществлялась наиболее экономичным и быстрым способом.

Также, по опыту других стран, при введении полного запрета на использование сырого угля, существенной проблемой станет контроль за соблюдением такого запрета. Правительству и мэрии следует заблаговременно продумать все детали осуществления такого контроля.

Если правительство в оперативном порядке инициирует строительство заводов по производству угольных брикетов и тщательно организует всю логистическую цепочку по доставке брикетов до конечного потребителя, то к следующему отопительному сезону 2021-2022 гг. можно будет начать вводить поэтапный запрет на продажу и использование сырого угля домохозяйствами и котельными города.

Таким образом уже в следующем отопительном сезоне жители столицы и других населенных пунктов смогут ощутить существенное улучшение ситуации с качеством воздуха.

3) Стратегическое направление по переходу на электричество

Что касается стратегического направления по постепенному переходу на использование в качестве источников энергии электричества, то необходимо иметь ясный план по введению новых электрических мощностей и модернизации всей электрической инфраструктуры для того чтобы в будущем (в перспективе 5-10 лет) он стал осуществим.

При этом уже сейчас следует начать планировать и в пилотном режиме внедрять меры по использованию электричества в качестве основного источника для отопления и горячей воды. Для решения этой задачи потребуется немало финансовых затрат, большая часть из которых ляжет на плечи правительства.

4) Субсидирование тарифов со стороны правительства

Вариант решения проблемы, который лежит на поверхности - это внедрение субсидирования тарифов на электричество, по крайней мере в зимний период. Внедрение пониженного либо вообще нулевого тарифа в ночное время суток, также является достаточно широко распространенной мировой практикой.

При этом очевидно, что для этого потребуются сотни миллионов сомов дополнительных затрат, при том что и сейчас уже действующие тарифы, по мнению энергетиков, являются крайне низкими и далеко не покрывают необходимые затраты.

Учитывая, что энергетическая отрасль в Кыргызстане наборот требует повышения тарифов, вероятнее всего идея с субсидированием электрических тарифов в зимнее время, из-за отсутствия финансов в бюджете страны, в ближайшие годы вряд ли получит практическое воплощение.

5) Введение дифференцированных тарифов, при котором сами потребители будут оплачивать разницу в счетах

Однако, есть другой путь, при котором сами потребители электричества будут оплачивать низкие тарифы в зимнее время. Для этого нужно ввести дифференцированные тарифы: “зимний” (с ноября по март) и “летний” (с апреля по октябрь). Зимний тариф надо сделать максимально низким, а летний наоборот повысить. Таким образом, 5 месяцев в году тарифы на электричество будут настолько низкими, что отапливать электричеством будет не очень дорого, а 7 месяцев потребители будут оплачивать электричество по повышенному тарифу, что будет примерно покрывать затраты энергетиков, если брать их в целом за год.

Следует отметить, что здесь приведены лишь ориентировочные цифры, без детальных расчетов. Понижение и повышение тарифов может быть иным. Правительству совместно с энергетиками необходимо просчитать на какую сумму и на какой период необходимо понижать и повышать тарифы. Суть в том, чтобы сделать электрические тарифы в зимнее время конкурентными с расходами на отопление с использованием ископаемого топлива, а в летнее время такими, чтобы энергетическая отрасль не понесла убытков в целом по итогам за год.

Естественно, повышенные тарифы в летнее время не вызовут большого восторга у граждан. Однако, необходимо понимать, что здоровье важнее, чем определенное повышение суммы счета за электричество. То есть, оплачивая повышенный летний тариф, горожане сами платят за свое здоровье в зимний период.

Кроме того следует понимать, что повышение тарифов и без того давно стоит на повестке дня и оно не происходило только по причине низкого доверия населения к органам власти. Сейчас же цель внедрения дифференцированных тарифов предельно ясна, понятна и оправдана. Нужно будет доходчиво объяснить людям, что повышение тарифов в летнее время является важной мерой по улучшению качества воздуха в столице страны.

Внедрение дифференцированных зимних и летних тарифов нужно осуществлять не только в Бишкеке, но также в прилегающих к нему Сокулукском и Аламединском районах. Из-за близости к городу, дым от печных труб и котелен из этих районов влияет на экологическую ситуацию в Бишкеке почти также сильно, как и от домов в Бишкеке.

Что касается других регионов страны, то там экологическая ситуация немного получше, хотя от печного отопления и котельных качество воздуха страдают и там. Но учитывая, что Бишкек в целом все-таки более платежеспособен, то внедрение новых тарифов следует в пилотном режиме начать со столицы и его окрестностей, а далее уже, возможно, распространить на всю страну.

При этом понятно, что внедрение дифференцированных тарифов будет вести к резкому увеличению использования электричества в зимнее время, к чему нынешняя энергетическая отрасль Кыргызстана не готова. Не хватает мощностей, а инфраструктура изношена и требует модернизации.

6) Введение новых генерирующих мощностей и модернизация инфраструктуры

Переход на электрическое отопление потребует введения дополнительных электрических мощностей и обновления всей инфраструктуры (трансформаторы, кабеля, провода и т.п.). В этом отношение амбициозные планы правительства по строительству ГЭС Камбарата1, Верхненарынского каскада ГЭС, Сары-джазского каскакда ГЭС, а также других энергогенерирующих мощностей является стратегически правильным и необходимым как для развития экономики, так и для улучшения экологической ситуации в стране.

Очевидно, что затраты на эти мероприятия будет нести правительство, а также, при хорошо организованном процессе привлечения инвестиций, инвесторы как внутренние, так и из зарубежных стран, а также международные донорские организации.

7) Использование природного газа

Использования природного газа для отопления, тоже является хорошим направлением, которое, конечно, надо использовать. Однако, ситуация с газом может быть непредсказуемой. Сегодня он есть, а завтра может не быть. Все крупные поставки газа в Кыргызстан осуществлятся из-за рубежа. Своих больших месторождений в Кыргызстане нет.

Кроме того, цены на газ также могут сильно меняться. Газификация и так идет своим чередом, в соответствии с планами компании “Газпром Кыргызстан”, согласованными с властями Кыргызстана. Поэтому, используя все имеющиеся возможности газификации домохозяйств в Бишкеке, в долгосрочной перспективе стратегически более правильным будет делать ставку на отопление домов электричеством.

При этом, очевидно, что использование газа также имеет свою нишу на рынке Кыргызстана и будет неправильным отказываться от него.

Б) Вредные выбросы от ТЭЦ Бишкека

В настоящее время правительством прорабатывается вопрос перевода ТЭЦ на газ. Использование газа дороже угля. Вероятно, существенная часть расходов, связанная с увеличением стоимости топлива для ТЭЦ, будет покрывать правительство КР. Однако определенного повышения тарифов на горячую воду и отопление для граждан, видимо, также не избежать.

Во многом то, какими будут тарифы в случае перехода на газ, зависит от способности правительства эффективно проводить переговоры по стоимости поставляемого газа с компанией-монополистом “Газпром Кыргызстан”.

При этом следует помнить, что работать на газе может только так называемая “старая” часть ТЭЦ. Ее котлы технологически можно перенастроить на использование газа. Что касается “новой” части, построенной на китайский кредит, ТЭЦ, то она по заявлениям специалистов, рассчитана только для использования угля. Таким образом, единственным способом улучшить экологичность новой части ТЭЦ является качественная работа фильтров на ней.

Необходимо создать эффективный механизм мониторинга за выбросами из труб и предусмотреть выделение финансовых средств на систему очистки выбросов ТЭЦ.

Затраты на такие работы должно нести ОАО “Электрические станции”, а если этих денег у них нет, то Правительство КР. Сколько бы это ни стоило ОАО “Электрические станции” (или Правительство) обязано оплачивать установку (поддержание) новейших технологий по очистке вредных выбросов ТЭЦ города Бишкек.

В) Автомобильный транспорт

Оплачивать расходы по снижению вредных выбросов по этому направлению должны в основном сами собственники автомобильного транспорта, а также мэрия Бишкека, плюс возможно и Правительство КР.

В мировой практике, по этому поводу, есть немало различных решений. Главные направления следующие:

- улучшение качества используемого топлива;

- переход автотранспорта на более экологические виды топлива (газ, электричество);

- снижение количества автомашин, ездящих по улицам города.

1) Улучшение качества топлива. Переход на топливо экологического класса К4 и К5.

Затраты на использование топлива класса К4 и К5 лягут на плечи автомобилистов.

Переход на использование топлива К4 и К5 давно уже был запланирован в соответствиями с регламентом ЕАЭС. Однако в Кыргызстане этот переход постоянно откладывается. Делается это из-за того, что наши отечественные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) никак не могут осуществить модернизацию и перейти на выпуск продукции К4 и К5.

Время для этого давно пришло. Здесь нужно делать выбор – либо интересы частного бизнеса и возможный временный недобор налогов, либо здоровье и жизнь людей и чистая экология. Очнвидно, что здоровье людей всегда должно быть в приоритете.

Необходимо наконец запретить ввоз и реализацию на территории Кыргызстана топлива ниже класса К4 и К5. При этом следут понимать, что относительно небольшое повышение цены на более качественное топливо даст существенное, в разы, снижение вредных выбросов. Например, по сравнению с классом К3, в бензине класса К4содержание серы снижается в 3 раза и в 15 раз в бензине класса К5.

2) Перевод общественного и всего муниципального транспорта на газ и электричество.

Эти мероприятия должна оплатить мэрия Бишкека.

В настоящее время есть ясное понимание, что весь общественный транспорт Бишкека надо постепенно переводить на газ и электричество. Как не раз заявляла мэрия, впредь будет производиться закупка общественного транспорта работающего только на газе или электричестве. Это правильный подход и здесь следует только твердо придерживаться намеченного, постепенно распространяя его по возможности на все виды транспорта, который закупают государственные и муниципальные организации.

3) Снижение количество автомашин, ездящих по улицам города.

Эта задача одна из самых главных и она достаточно сложная. Затраты на эти мероприятия лягут на плечи самих автомобилистов, которые, однако, будут иметь возможность выбора – пользоваться личным автомобилем или пересесть на общественный транспорт.

Сегодняшний Бишкек уже давно не может “переварить” то огромное количество автомобилей, которое ежедневно наполняет его улицы. Количество машин растет, а их техническое состояние не улучшается. От этого страдает не только качество воздуха, но создаются огромные неудобства для пешеходов и постоянно возникают аварийные ситуации на дорогах. Если сейчас ничего не делать, то дальше будет только хуже. И никакая милиция не поможет решить проблему перегруженности города автомобилями.

Надо отметить, что эта проблема характерна для всех городов мира и решают они ее примерно одинаково. Самый эффективный способ – так называемый “экономический”, когда хозяева машин, в силу экономической выгоды, сами решают отказаться от использования личного авто и начинают чаще пользоваться общественным транспортом.

Для этого в Бишкеке надо в срочном порядке начать вводить на улицах платные парковочные места. Большинство парковок, особенно в центре города, должны быть платными. Нельзя допускать, чтобы машины парковали произвольно – там, где хотят и как хотят. Каждый автомобилист должен знать, что если он поедет на своей машине в город (по городу), то ему надо будет сначала найти (потому что не всегда есть свободные места), а главное еще и заплатить за парковку своей машины.

Оплату парковки надо делать почасовой. Например – в центре города 60 сомов в час, в других районах от 20 до 40 сомов. Получается простая арифметика – если поехать на работу, в кино или в магазин на своей машине и припарковать ее где-нибудь на улице, то придется заплатить за парковку.

Выгоднее воспользоваться такси или общественным транспортом. Кто бывал за границей в развитых странах, тот знает что в крупных городах многие предпочитают пользоваться услугами метро или автобуса, в крайнем случае такси, потому что ехать на своей машине это дорого и неудобно. Такие же условия надо создать в Бишкеке.

Как и в городах развитых стран мира, в центре Бишкека на дорогах следует сделать выделенные или приоритетные линии для общественного транспорта. При этом транспортные средства, не соответствующие экологическим требованиям, такие как маршрутные такси в сегодняшнем виде, не должны иметь право ездить по этим линиям. Это будет значительным стимулом для добровольной пересадки части населения на общественный транспорт.

Понятно, что сделать это сразу во всем городе будет невозможно. Не хватает опыта внедрения таких систем, да и ездящие на своем авто горожане вряд ли сначала с восторгом встретят это новшество. Но делать это надо, иначе вслед за экологической катастрофой в Бишкеке придет транспортный коллапс. Впрочем он уже сейчас нередко наблюдается на улицах города.

Поэтому нужно будет поэтапно вводить систему парковочных мест и начинать надо с центра города. Например, начать с улиц Киевской, Токтогула, Исанова. Сделать там соответствующую разметку, повесить знаки, установить паркоматы и возможность оплачивать парковку онлайн через смартфон. Это несложно сделать на трех улицах. В последующем, после того как наладится система, постепенно, скажем по 3-5 улиц в месяц, надо будет расширять такую систему на весь город.

Очень важным элементом внедрения платных парковок является то, как и кто будет контролировать правильность парковки и при необходимости выписывать штрафы. Без своевременного и неотвратимого наказания за нарушения ничего не получится. Сегодняшний бардак с парковкой машин в городе связан с тем, что нет эффективной системы контроля и наказания.

По закону, в настоящее время, этим может заниматься только милиция. Но она физически не справляется с этой работой. У Патрульной милиции много других обязанностей и делать из них “парковщиков”, которые, вместо решения других вопросов безопасности, только и будут ходить и следить за правильностью парковки, является крайне неэффективным использованием бюджетных средств.

Необходимо, чтобы по закону право проверять и налагать штрафы за неправильную парковку имели и другие организации. Такова мировая практика. У мэрии Бишкека есть муниципальное предпритие, отвечающее за парковки. Вот им, возможно, и следует дать право, наряду с Патрульной милицией, проверять и налагать шрафы на нарушителей правил парковки.

Возможно, что мэрия решит отдать это право на аутсорсинг и тогда проверкой и штрафами будут заниматься частные компании, выигравшие соответствующий тендер. Для того, чтобы такая система заработала необходимо в срочном порядке вносить изменения в законодательство КР. Это не сложно сделать, было бы желание и соответствующие знания.

Таким образом, мэрия Бишкека будет регулярно получать за парковки достаточно большие средства (десятки миллионов сомов), которые можно направлять на улучшение инфраструктуры и закупку современного общественного транспорта, работающего на газе или электричестве.

Кроме того, существенно улучшится ситуация на дорогах, где сегодня из-за хаотичной парковки создаются аварийные ситуации и большие неудобства для пешеходов. При этом значительное количество автомобилистов, на добровольной основе, пересядут на общественный транспорт или начнут ходить пешком, а из-за этого сократится количество вредных выбросов, идущих от машин.

Да, в определенной степени это принесет неудобства для автомобилистов. Парковок для всех будет не хватать, а за те что будут, придется платить. Но такова логика развития всех городов мира. Нужно создавать условия прежде всего для комфортного проживания горожан, а удобства для владельцев авто являются вторичными. Необходимо на практике начать воплощать в жизнь лозунг “Бишкек – это город для людей, а не для машин”.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ

Для планирования и реализации комплекса аналитических, организационных и законодательных мер по улучшению качества воздуха в Бишкеке желательно создать специальную рабочую группу, которую условно можно назвать “Министерством чистого воздуха”. В эту группу следовало бы включить представителей правительства, мэрии Бишкека, ОАО “Электрические станции”, заинтересованных предпринимателей, гражданских активистов и экспертов-экологов.

В настоящее время при мэрии Бишкека создан и начал работать Экологический экспертный совет (ЭЭС), который мог бы принять активное участие в работе такой группы, выработке необходимых мер и контроле за их выполнением.

В задачи группы должно входить проведение аналитической работы по выработке практических мер, разработка необходимых дополнений и изменений в нормативные акты КР, выработка мер организационного характера и мониторинг за выполнением поставленных задач.

Очевидно, что группе желательно дать расширенные полномочия и ее деятельность должна находиться на особом контроле со стороны президента, правительства и мэрии Бишкека. В этом случае есть все шансы, что в относительно короткие сроки ситуация с воздухом в Бишкеке начнет кардинально меняться в лучшую сторону.

Центр политико-правовых исследований (ЦППИ)

Фото из Интернета

2040

Написать комментарий: