Статья

Могут ли президентские указы Жапарова повлиять на развитие экономики Кыргызстана?

В этой статье предпринята попытка формирования ожиданий в случае эффективной реализации недавних указов главы государства. Мнение автора субъективно и не является официальной позицией министерства экономики КР.

О вопросах реформирования горнодобывающей отрасли Кыргызской Республики

В месторождениях Кыргызстана есть более 500 тысяч тонн золота, более 400 тысяч тонн серебра, более 300 тысяч тонн меди, менее 1 млн тонн железа, около 39 млн тонн ртути, более 260 млн тонн сурьмы, а также запасы других полезных ископаемых.

Горнодобывающая отрасль пока что остается единственным сектором экономики, формирующей (в кластерном контексте) доминирующий объем валового внутреннего продукта, и остается основной статьей экспорта – страна по этой статье получает одну треть выручки. Вероятно, по этой причине один из первых указов президента посвящен ожидаемым изменениям в горнорудной сфере.

Институциональная база отрасли содержит множество устаревших (в том числе советских) норм и правил, не соответствующих рыночным условиям ведения бизнеса. Работа в направлении стандартизации учета и повышения требований к раскрытию информации весьма актуальна.

Данные официальной статистики показывают, что участники рынка в основном используют прямые иностранные инвестиции.

Некоторые проекты благодаря применению правил, соответствующих международным стандартам, работают с привлеченными портфельными инвестициями. Речь идет о таких площадках как ASX (Австралийская Фондовая биржа), LME (Лондонская биржи металлов), TSE (Токийская фондовая биржа) и др.

Опыт других стран показывает, что там, где основная рента происходит от недр, власти предпринимают меры и определяют госполитику с учетом рекомендаций экспертов Комитета международных стандартов отчетности о запасах твердых полезных ископаемых. Речь идет о локализации в национальную систему права таких стандартов, как CRIRSCO. Практика проработки производственного процесса впоследствии улучшает инвестиционные возможности, открывая пути к инвесторам на биржевых площадках. 

Такие рекомендации, как разработка институтов для создания национальной горнодобывающей компании, внедрение международных стандартов экологической безопасности и международной системы стандартов отчетности по запасам полезных ископаемых, а также наем не менее 90% работников из числа граждан Кыргызской Республики, приобретение не менее 80% товаров и услуг на территории Кыргызской Республики и цифровизация выдачи разрешительных документов создают позитивные социально-экономические ожидания.

О принятии мер, направленных на улучшение миграционной ситуации

Не менее важным и даже болезненным вопросом для кыргызской экономики остается проблема эффективного размещения трудовых (в том числе интеллектуальных) ресурсов и наращивание человеческого капитала. Проблема создания условий для реализации профессиональной компетенции граждан с годами ухудшается, а трудовая миграция стала для кыргызской экономики одним из самых значимым паттернов.

Сегодня Кыргызстан одну треть выручки получает от трудовых мигрантов.

Каждая пятая семья содержится и потребляет товары и услуги именно на средства, полученные от родственников за рубежом. Благодаря им потребительский спрос в стране сохраняется в «здоровом» режиме, поддерживая, например, торговлю и занятость в ней.

Кажется, впервые на уровне президента целенаправленно даются рекомендации по разработке инструментов по стимулированию трудовых мигрантов и членов их семей инвестировать в национальную экономику. Это политическое заявление, включающее в себя аспекты трудоустройства, социальной защиты и создания механизмов экономического воспроизводства. Но этот вопрос не прост не только в своей постановке, но и в реализации.

Рынок труда в стране неэффективен по причине слабой технической оснащенности.  

Например, прирост производительность труда в секторе сельского хозяйства (2/3 населения заняты в этом секторе) за последние 10 лет демонстрирует прирост лишь на 52 процента, тогда как в секторе добычи полезных ископаемых (в этом секторе занят 1 процент населения) на 410 процентов. В обрабатывающем секторе и вовсе минусовые показатели производительности труда.

По всем демографическим показателям Кыргызстан мог бы претендовать на опережающий рост экономики, однако, маргинализированные отраслевые рынки практически не оставляют шанса к справедливой конкуренции. Это особенно заметно в отраслях, где работают доминанты и естественные монополисты.

Как следствие, общество получает экспансию импортных товаров и шоки, вызывающие инфляцию.

Помимо прочего экономика имеет еще и альтернативные издержки в виде разрушения института семьи, женской занятости (вернее ее отсутствия), детскую бедность и др.

Хотя на государственном уровне такие инклюзивные сектора, как здравоохранение и образование, имеют низкий уровень налоговой нагрузки, на сегодня фискальные инструменты перестали сдерживать миграционные потоки и создавать приемлемый уровень занятости. И без того не очень привлекательный рынок труда страны был серьезно подвержен негативному влиянию из-за пандемии COVID-19, так как более 700 тысяч граждан получали свою зарплату именно в сервисных секторах.

Понятно, что указ президента не панацея от всех бед, но осознание на политическом уровне проблемы всегда вселяет надежду и позитивные ожидания. Как долго и как эффективно будет реализовано политическое намерение – покажет время.

О защите собственности и поддержке предпринимателей и инвесторов

Кажется, этот указ про реформы. Кыргызская экономика проходит непростой путь.

Прежде реформы, связанные с институциональными изменениями, иногда сопровождались разрушительными и почти необратимыми процессами.

Речь идет о финансовом рынке, на котором проворачивали не только отмывание преступных средств, но и предоставляли неправильные статданные, например, по внешнеэкономической деятельности. В этой связи регулирование финансового и банковского рынков всегда актуально. Без тщательной разработки нормативно-правовой базы разрешать работу в режиме регуляторной «песочницы» нельзя.

Некоторые реформы были средовые, были и так называемые всеобъемлющие. Но такие реформы не учитывали системные межотраслевые процессы, и как такового ярко выраженного отраслевого планирования не было.

Хотя указ президента «О защите собственности и поддержке предпринимателей и инвесторов» не обязан делать обзор рынков и рекомендовать конкретные решения, тем не менее контекст и постановка могли бы быть более успешными, если бы учитывалось, что экономика – это свод больших и малых отраслевых рынков, которые должны оказывать друг на друга созидательное влияние.

2339

Написать комментарий:
https://mrtg.menpan.go.id/ https://heylink.me/totokudalari/ https://trilogi.ac.id/blog/ https://fi.uinsyahada.ac.id/blog/klari/ slot pacar zeus https://www.santafesteak.com/ https://data.madiunkab.go.id/hehe/ https://wifeemade.com/ https://sipatas.sabangkota.go.id/function/PATDA-V1/ https://infolaras.bpbd.garutkab.go.id/ https://www.enportadas.com/ https://heylink.me/totosuper-login/ https://regutembakdalam.org/ https://arthistoryworlds.org/ https://thenextreal.net/news/ https://fi.uinsyahada.ac.id/blog/ttsuper/ https://jurnal.polsri.ac.id/ http://siakad.probis.um.ac.id/ https://peradaban.ac.id/ https://checklist-tsel.telkomsigma.co.id/ https://umart.um.ac.id/ https://cakrajb.um.ac.id/ https://hangtuah.ac.id/hehe/ https://skadik502.tni-au.mil.id/ https://jurnalfuda.iainkediri.ac.id/ https://satpolpp.pamekasankab.go.id/ http://absen.bbpomserang.com/ https://ftik.uinsatu.ac.id/apps/hehe/ https://simahal.fk.ulm.ac.id/blog/tklari/ https://simahal.fk.ulm.ac.id/blog/top/ https://referensipropertyindo.com/totokl/ https://totokl98.com/ https://totosuper95.com/ https://sbopoker69.com/ https://bukaantotokl.com/ https://metadata.pamekasankab.go.id/ https://mynida.stainidaeladabi.ac.id/top/ https://lptqkaltim.or.id/ https://ejurnal.unim.ac.id/ https://sekda.pamekasankab.go.id/ https://usaidwildlifeasia.org/ https://lifeontwitter.com/ https://hipdroprecords.com/ https://donostikluba.com/ https://monicabelluccifan.com/ https://plantatuarbol.com/ https://infolaras.bpbd.garutkab.go.id/ http://pmionline.disnakertrans.cirebonkab.go.id/ http://manfaat.pesantren-insan-pratama.sch.id/ https://dfo.kemkes.go.id/ https://bkpsdmad.sambas.go.id/gaspol/ https://bisnisdigital.darmajaya.ac.id/ https://registrasifasyankes.kemkes.go.id/pacarzeus/ https://registrasifasyankes.kemkes.go.id/assets/ https://dekastoregaming.id/ https://kampungkeling.org/ https://umasssoils.com/ https://kawahputih.org/ slot gacor https://pertanian.jatimprov.go.id/ https://manumminen.com/ https://artandsignature.com/ https://gis-bpkad.blitarkota.com/ https://falcom-technology.com/pisbet/ https://falcom-technology.com/psgto/ https://pamongdesa.kemendagri.go.id/ https://www.rpg.co.id/pisangbet/ https://www.rpg.co.id/pisto/