2020 год выдался одним из самых тяжелых с экономической точки зрения за годы независимости Кыргызстана. Падение экономики по итогам 11 месяцев составило 8,1%, это самые высокие показатели с далекого 1994 года.
Дефицит бюджета достиг самого высокого значения за всю историю, составив около 30 миллиардов сомов. За первые 9 месяцев 2020 года приток прямых иностранных инвестиций снизился более чем на 30% и составил около 400 миллионов долларов, тогда как отток вырос на 40% и превысил 700 миллионов долларов.
Практически все эти цифры являются беспрецедентными для нашей новейшей истории.
Есть соблазн объяснить это только влиянием пандемии COVID-19, которая сказался на всей мировой экономике из-за вводимых ограничений, сокращения международной торговли и туристических потоков. И надеяться на то, что следующий год будет годом резкого восстановления и возврата к нормальной жизни. Есть ли для этого предпосылки, что ожидает экономику Кыргызстана в следующие годы, есть ли перспективы у нашей текущей модели экономического развития и является предметом изучения в данной работе.
Для того, чтобы более объективно судить о состоянии нашей экономики и прогнозах ее развития, необходимо рассматривать идущие в ней процессы в более широком региональном и глобальном контексте. А ситуация в международной экономике значительно меняется. Кризис, связанный с пандемией только ускорил ряд тенденций, которые и без того уже набирали силу.
В первую очередь речь идет о постепенном сокращении глобальной торговли и инвестиций, переходе к экономическому изоляционизму, росту протекционизма и усилению регионализации. Новые технологии сокращают значение недорогой рабочей силы, за которой инвесторы и международные транснационациональные компании шли в развивающиеся страны.
Развитие технологий возобновляемых источников энергии делает все менее привлекательным разработку сырьевых и в первую очередь топливных ресурсов. Однако при этом значительно возрастает роль услуг, цифровизации, устойчивого финансирования. Страны, в особенности развивающиеся, которые не смогут адаптироваться к этим изменениям, рискуют остаться на обочине глобального прогресса.
Кризис, связанный с пандемией, вызвал резкое сокращение глобального притока ПИИ в 2020 году, которое по прогнозам составит около 40 % по сравнению с уровнем 2019 года в 1,54 трлн долларов и будет зафиксировано на уровне 900 млрд долларов. Это приведет к тому, что впервые с 2005 года ПИИ составят меньше 1 трлн долларов. Прогнозируется, что в 2021 году ПИИ сократятся еще на 5−10 % и начнут восстанавливаться не ранее2022 года.
Ожидается, что наибольшее сокращение ПИИ произойдет в развивающихся странах, поскольку те в большей степени зависят от инвестиций в отрасли, связанные с глобальными цепочками создания стоимости и добывающей промышленностью, пережившими большой удар, а также поскольку они не могут принять такие же меры поддержки экономики, как развитые страны. Приток ПИИ в страны с переходной экономикой, как ожидается, упадет на 30–45 %.
Особенно негативны перспективы ПИИ в странах со структурно слабой и уязвимой экономикой, к которым относится и Кыргызстан. Из-за вводимых государствами карантинных ограничений не имеющие выхода к морю развивающиеся страны в непропорционально большой степени страдают от нарушений цепочек поставок.
При этом значительно возрастает конкуренция между странами за оставшиеся инвестиционные потоки, которая и без того была достаточно жесткой. Так в 2019 году из 107 мер, затрагивающих иностранные инвестиции; три четверти из них были направлены на либерализацию, стимулирование и упрощение, причем наибольшую активность здесь проявляли развивающиеся страны и развивающиеся рынки Азии. Шаги по либерализации были предприняты в горнодобывающей, энергетической, финансовой, транспортной и телекоммуникационной отраслях.
Согласно прогнозам ЮНКТАД и Всемирного экономического форума развитие международного производства в следующее десятилетие будут определять три ключевых технологических направления новой промышленной революции:
- автоматизация с использованием робототехники;
- расширение цифровизации;
- технологии 3D-печати.
Развитие этих трендов уже происходит в настоящее время и будет только усиливаться. Это приводит к следующим последствиям.
Процесс возвращения производств развитыми странами, ранее перенесенных в страны с более низкими издержками производства (решоринг). Для развивающихся стран это означает деиндустриализацию. Встраивание в глобальные цепочки стоимости и освоение в них производства с высокой добавленной стоимостью будет становиться все более трудной задачей.
Диверсификация производства приведет к появлению новых видов экономической активности. Уменьшится капиталоемкость производства, значительно возрастет роль инфраструктуры, в первую очередь цифровой. Будет усиливаться сокращение международных инвестиций в производственные активы и их направление преимущественно в сектор услуг.
Усиление роли технологических и цифровых компаний. Крупные технологические компании укрепляют свои позиции, покупая успешные стартапы. Они также стремятся к вертикальной интеграции, участвуя в создании контента для своих платформ или расширяясь в розничной торговле и других услугах. Уже сейчас капитализация компании Tesla, производящей более технологичные автомобили, превышает капитализацию следующих пяти крупнейших автогигантов вместе взятых. Это показывает, что уже сейчас основную стоимость компаний составляют не физические активы, количество заводов и работников, а имеющиеся технологии. Пандемия укрепит позиции технологических и цифровых компаний с ростом числа решений для электронной торговли.
Ослабевание спроса на сырье и пересмотр прогнозов по добывающим проектам в сторону понижения. Это приведет к значительному ослаблению экономических и политических позиций стран, где значительную долю в ВВП и экспорте составляет добыча ресурсов в первую очередь нефтедобывающих стран.
Значительный рост в сфере инвестиций в устойчивое развитие и борьбу с изменением климата. По оценкам сумма таких инвестиций уже достигла сегодня 1,2–1,3 трлн долларов. Пока большая часть этих средств инвестируется в развитых странах (например, в освоение возобновляемых источников энергии).
Десятилетие до 2030 года станет десятилетием трансформации международного производства. Странам, которые хотят быть конкурентоспособными в борьбе за мировые инвестиционные потоки необходимо изменить стратегии привлечения инвестиций, повысив внимание развитию инфраструктуры и услуг. Инвестиции, направленные на использование факторов производства, ресурсов и дешевой рабочей силы, сужаются. И эта тенденция сохранится в будущем.
Среднее значение темпов экономического роста Кыргызской Республики за последнее десятилетие составило примерно 4%, что хотя и превышает среднегодовое темпы роста мировой экономики за этот период, однако является самым низким показателем в регионе Центральной Азии. Падение ВВП в более чем 8% в 2020 году является самым высоким среди стран СНГ и приведет к значительному сокращению и без того невысокого жизненного уровня населения, увеличению безработицы, показателей бедности и росту социального напряжения.
Рисунок 1.1. Рост экономики в Кыргызстане (2008-2020)
Источник: Национальный статистический комитет КР
Одной из основных причин такого роста экономики страны является недостаточное инвестирование. По опыту стран добившихся высоких и устойчивых темпов экономического роста это возможно только в том случае, если норма накопления будет поддерживаться на высоком уровне в течение долгого периода.
Однако если рассматривать поступление прямых иностранных инвестиций за последние 10 лет, то видно, что их поступление не имеет устойчивого восходящего тренда (Рисунок 1.2). Абсолютный рекорд за рассматриваемую декаду по ПИИ в размере 1,5 млрд долларов США был установлен в 2015 году. Однако он не был подкреплен таким же показателями позднее, что говорит о случайности всплеска.
Последние 3 года с 2017 по 2019 год были ознаменованы умеренным ростом поступления ПИИ, однако в 2020 году нас ожидает значительный спад инвестиций, что соответствует глобальной тенденции сокращения инвестиционных потоков в мире. Учитывая негативные глобальные прогнозы на 2021 год, внутреннюю политическую нестабильность, череду предстоящих выборов можно констатировать, что Кыргызстан вряд ли сможет серьезно увеличить приток частного международного капитала в ближайшие годы.
Рисунок 1.2. Поступление ПИИ в КР (2008 – 2020)
Источник: Национальный статистический комитет КР
Данные статистики демонстрируют, что большая часть вложений направляется в сектор горной добычи и смежные сектора, связанные с недропользованием. Таким образом, экономический рост в Кыргызстане в настоящее время большей частью основан на производстве продукции с низкой добавленной стоимостью (добыча и производство золота, недропользование, геологоразведка).
Дополнительным подтверждением некачественного экономического роста является низкая доля инноваций, внедряемых компаниями. Так по данным Национального статистического комитета разработку и внедрение технологических маркетинговых и организационных инноваций в промышленности республики в 2019 г. осуществляли только 5,2% компаний.
Такая структура экономики крайне неустойчива и зависима от спекулятивного спроса на мировых сырьевых рынках. Кроме того, в секторе недропользования в силу его высокой капиталоемкости создается незначительное количество рабочих мест и слабые связи с другими секторами экономики.
Небольшая доля ПИИ, направленных на повышение эффективности производства, свидетельствует о том, что стране не удалось в полной мере воспользоваться региональными/глобальными цепочками создания добавленной стоимости и преференциальным доступом к международным рынкам.
На сегодня, согласно основным стратегическим документам, в Кыргызстане к приоритетным отраслям отнесены:
- промышленный комплекс (горнодобывающая промышленность, ювелирная отрасль, производство стройматериалов, нефтепродуктов, обрабатывающая промышленность)
- агропромышленный комплекс (сельское хозяйство и переработка);
- легкая промышленность (текстильная, швейная, трикотажная кожевенная отрасли)
- туризм
Выбор этих отраслей приоритетными понятен, они исторически были самыми развитыми, там создается наибольшее количество рабочих мест и обеспечивается основная доля экспорта страны. Однако с учетом тенденций развития мировой экономики и международных инвестиционных потоков, описанных в Главе 1, видно, что часть этих секторов экономики не имеет больших перспектив с точки зрения привлечения инвестиций.
Необходимо пересмотреть текущую модель экономического развития страны с учетом глобальных тенденций, для того чтобы быть конкурентоспособным в мировой экономике и борьбе за международные инвестиционные потоки. В следующие десятилетия будут доминировать такие сектора как: информационно-коммуникационныетехнологии, креативные отрасли экономики, где слабее возможности по автоматизации, сфера услуг и устойчивые инвестиции.
Именно эти сектора должны получать приоритетное внимание со стороны государства, для того чтобы Кыргызстан был способен стать конкурентоспособным в международной экономике. Это должно касаться регулирования их деятельности, подготовки необходимой инфраструктуры, кадров, введения преференций для инвесторов и других мер государственной политики.
На краткосрочную перспективу, ввиду неизбежного экономического спада и сокращения инвестиций из-за пандемии и политической нестабильности, единственной альтернативой избежать продолжения глубокого падения экономики является реализация государством крупных проектов, которые смогут создать рабочие места и подстегнуть падающий спрос.
Наиболее целесообразным является реализация крупных инфраструктурных проектов, например, в рамках инициативы "Пояс и путь", которая позволит позиционировать страну в качестве одной из ключевых цепей торгового и транзитного коридора между Азией, Европой и Ближним Востоком.Неизбежное увеличение при этом размеров государственного долга является меньшим злом в текущей ситуации.
Примеры других стран показывают, что сейчас все страны применяют активное увеличение государственных расходов с целью стимулирования экономик, даже если это приводит к увеличению долговых рисков и ухудшению макроэкономической стабильности.
Текущий экономический кризис и приход новых властей также дают окно возможностей для завершения кардинальных и зачастую непопулярных реформ, проведение которых затруднено или невозможно в обычное время. Любой экономический кризис рано или поздно заканчивается, начнется восстановление мировой экономики и к этому периоду необходимо подойти максимально готовыми к глобальной конкуренции.
К конкретным мерам государственной политики для усиления инвестиционной привлекательности страны, которые можно провести в течение следующих 6-12 месяцев можно отнести следующие:
Основной мерой для сокращения коррупции должно быть продолжение процесса дерегулирования экономической деятельности, перевод государственных услуг в электронный формат и сокращение числа контактов между предпринимателями и регулирующими/проверяющими органами.
До проведения полной реформы судебной системы дать возможность разрешения всех споров между предпринимателями и государственными органами в третейских судах.
Создание режима “Стратегического инвестора” с целью привлечения якорных инвесторов для масштабных инвестиций в национальные объекты развития и предоставление особых преференций.
Сокращение ограничений на деятельность иностранных инвесторов позволяющее увеличить привлечение иностранных инвестиций в развитие инфраструктуры, сельское хозяйство и туристическую отрасль.
Реформы в области налоговой политики должны быть направлены на устранение противоречий в Налоговом Кодексе, возобновление практики по досудебному рассмотрению жалоб налогоплательщиков органом независимым от ГНС, внедрению сдачи налогообложения полностью в электронном формате, сокращению налоговых лазеек и освобождений, вызывающих неравные условия конкуренции.
Также необходимо предусмотреть сокращение непропорционально больших ставок социальных отчислений и реформирования пенсионной системы с расширением накопительного добровольного компонента.
Перезагрузка и переосмысление роли СЭЗ. Внедрение конкурсного отбора руководства и постепеннаятрансформация СЭЗ в многоцелевые зоны, опираясь на качество инфраструктуры и содействие инвестициям, а не на налоговые льготы.
Для подготовки специалистов, которые будут востребованы на рынке труда в следующие годы необходимо переформатирование текущей системы общего, профессионально-технического и высшего образования, с упором на подготовку специалистов в области ИКТ, ВИЭ, сферы услуг, устойчивого развития, креативных секторов экономики.
Учитывая задачи технологической модернизации и развития экономики, требуется принятие мер по дальнейшему совершенствованию визового режима для компетентных и востребованных человеческих ресурсов, представителей бизнеса и инвесторов. Кыргызстан должен обеспечить компаниям возможность привлечения иностранных работников с навыками, которых недостаточно на местном рынке труда.
Нормы Трудового кодекса Кыргызской Республики, которые не используются или слабо используются, но при этом снижают инвестиционную привлекательность страны, должны быть пересмотрены либо исключены из трудового законодательства.
Для улучшения доступа к финансированию необходимо пересмотреть требования НБКР к коммерческим банкам в сторону их смягчения, внедрять предоставление финансовых услуг, включая безналичные платежи финтех компаниями и операторами сотовой связи,
Необходимо увеличить заинтересованность ОМСУ в привлечении инвестиций путем усиления финансовой децентрализации. Доля местных бюджетов в государственном бюджете должна быть увеличена, в особенности это касается проектов в горнодобывающем секторе, где у инвесторов возникают наибольшие проблемы во взаимодействии с местным населением.
Модернизация торгово-логистической инфраструктуры с упором на повышение конкурентоспособности логистического сектора с целью сокращения расходов и соединения с региональными и международными рынками.
Принятие тарифной политики, которая бы покрывала затраты энергокомпаний и способствовала притоку инвестиций в сектор энергетики. Также необходимо ввести нормы, позволяющие распределительным компаниям, включая частные, закупать электроэнергию на оптовых рынках в соседних странах, в случае дефицита внутреннего производства.
Необходимо использовать устойчивые инвестиции, привлекаемые в рамках реализации ЦУР, с особым упором на проекты, связанные с климатическим финансированием, на которые в рамках обязательств, принятых пореализации Парижского Соглашения, выделяются значительные ресурсы международных партнеров. Для этих целей необходимо подготовить и реализовать пакет инвестиционных предложений, отвечающих требованиям для финансирования из Зеленого Климатического Фонда.
С целью привлечения более качественных инвестиций и трансферта технологий приоритет должен отдаваться компаниям с проверенной международной репутацией, так называемым якорным инвесторам, а также высокотехнологичным инвестициям.
Кыргызстан уже потерял три десятилетия для развития, и на начало 2021 года находится примерно на том же уровне, что и 10 лет назад по таким показателям, как ВВП на душу населения, средняя заработная плата и доходы граждан.
Текущая модель экономического развития, структуры экономики, доминирующих отраслей и занятости не отвечает глобальным экономическим трендам, структурной трансформации мировой экономики и не имеет перспективы. Необходимо ее кардинальное преобразование, а также привлечение значительных ресурсов для смены экономической парадигмы развития Кыргызстана, чтобы отвечать текущим вызовам и потребностям развития.
Иностранные инвестиции являются по сути безальтернативным источником для резкого увеличения поступлений капитала в экономику, технологий и ноу-хау, диверсификации экономики, а также интеграции отечественных компаний в глобальные цепочки создания добавленной стоимости.
2020 год стал для Кыргызстана годом беспрецедентного падения экономики за почти три десятилетия. Значительное сокращение притока инвестиций будет иметь отложенный эффект на экономику в следующие годы. Политическая нестабильность будет ухудшать ожидания инвесторов и усугублять негативные экономические явления.
Без решительных и быстрых мер по возврату доверия инвесторов, стимулированию вливаний и точечной работы по привлечению стратегических партнеров для реализации крупных проектов экономический кризис, ухудшение жизни населения, а значит и дальнейшая политическая нестабильность могут затянуться на долгие годы.
В первую очередь необходимо понимание и консенсус среди политических элит и граждан в важности привлечения инвесторов, чтобы Кыргызстан смог наконец вырваться из существующей ловушки бедности и встать на путь устойчивого и динамичного развития.
Комментарии