Статья

Прогноз и рекомендации в сфере безопасности Кыргызстана на период 2020 - 2021 гг.

2020 год оказался годом значительных перемен не только в социально-экономической сфере, но и в сфере международной безопасности. Под натиском повышенных рисков и угроз стремительным изменениям подвергается внутриполитическая ситуация в ведущих государств мира, а также вся глобальная конструкция безопасности.

Длительные массовые беспорядки в США, их выход из ВОЗ, санкции в отношении России, заявления госсекретаря США Майка Помпео о начале холодной войны с Китаем могут говорить о том, что мировая архитектура безопасности претерпевает невиданные изменения со времен развала СССР.

Изменения глобального миропорядка естественным образом приводят к изменениям региональных систем безопасности в различных частях мира, и в первую очередь - в Евразии. Региональная архитектура стабильности Евразии, к глубокому сожалению, трещит по швам.

Засидевшиеся в своих креслах президенты многих стран СНГ создали ситуацию массового недовольства населения, которое в некоторых странах проявляется критикой в социальных сетях, а в других - многотысячными протестами.

Если соцсети стран Центральной Азии захлестнула волна критики в адрес властей, то в российском Хабаровске 80-тысячная толпа требует отставки Путина, а в соседней Белоруссии к назначенным на 9 августа выборам президента оппозиционно настроенные демонстрации собирают до 60 тыс. человек.

Ситуация усугубляется тем, что нынешние правители вынуждены бороться за свою власть до конца, так как в противном случае их может ждать как минимум длительный тюремный срок с конфискацией имущества. В таком положении каждый из них заинтересован в появлении внешней угрозы, которая могла бы сплотить население вокруг своего бессменного лидера.

Предположительно, исходя из таких мотивов в Белоруссии были задержаны и обвинены в попытке дестабилизации обстановки 33 сотрудника российской частной военной компании «Вагнер». По всей видимости, Лукашенко намерен создать внешнего врага в лице путинской России.

Расчет, возможно, направлен на то, что это позволит сплотить население Белоруссии вокруг «батьки» против внешнего «агрессора». Более того, этим шагом Лукашенко может усилить нарастающие протестные настроения в самой России, ведь россияне явно не будут довольны ухудшением отношений с еще одной братской страной.

Из далекого Кыргызстана можно было бы не обращать особого внимания на происходящие между Белоруссией и Россией события, если бы такими своими действиями «батька» не наносил мощный удар по всей евразийской системе безопасности.

ОДКБ и ЕАЭС давно претерпевают откровенную и беспощадную критику не только со стороны экспертов, но и самих лидеров государств-членов этих организаций. Многократные публичные демарши Лукашенко, Токаева и Пашиняна снизили авторитет этих организаций и заставили многих засомневаться в их перспективе.

Нынешний же скандал вокруг обвинений в попытке дестабилизации ситуации между двумя основными участниками этих организаций нанес серьезный удар по жизнеспособности этих структур.

Ситуация также осложняется возобновившимся конфликтом между Азербайджаном и Арменией и неспособностью ОДКБ вмешаться в конфликт даже посредством заявления. Вследствие этого в Ереване слышны обвинения в бесполезности организации и призывы о выходе из нее.

Более того, наряду с ослаблением региональной архитектуры безопасности наблюдается повсеместное обострение локальных конфликтов и увеличение напряжения общественно-политической ситуации в странах Евразии.

На днях Совет безопасности Республики Таджикистан озаботился ухудшением обстановки на границе с Афганистаном, указывая на повышенную активность боевиков на сопредельной территории. Необходимо также отметить личную заинтересованность Эмомали Рахмона в появлении внешнего врага для перенаправления недовольства населения.

Остается высокрй общественно-политическая напряженность в Казахстане, где карантин позволил снизить активность уличных протестов против власти, но при этом увеличил количество недовольных в социальных сетях. На этом фоне вызывает озабоченность увеличение конфликтной межэтнической риторики в публичной сфере, а также случаи реальных столкновений между гражданами казахской национальности и представителями этнических меньшинств.

В Кыргызстане также увеличивается напряжение общественно-политической ситуации вокруг кризиса с эпидемией и парламентскими выборами 4 октября 2020 года.

Общественное недовольство, проявляющееся в социальных сетях, может обрести массовый характер и выплеснуться на улицы в случае появления соответствующего триггера - спускового крючка.

В случае сохранения стабильности во время предвыборной кампании, следующим возможным триггером может стать объявление результатов выборов, которое, конечно же, образует массу недовольных политических партий и их сторонников. Возможные протесты проигравших могут стать катализатором неконтролируемых массовых событий, к которым примкнут политические оппортунисты, все недовольные нынешней властью, а также просто аполитичные мародеры.

В данной ситуации нельзя исключать провокаций внутренних и внешних конфликтов со стороны заинтересованных в дестабилизации групп и даже государств.

Даже в случае сохранения стабильности в поствыборный период, существует большая вероятность того, что общественное недовольство будет только нарастать.

Это объясняется ухудшением экономического положения населения, которое остро начнет ощущаться с осени 2020 года. В случае второй волны эпидемии, веерных отключений электричества в маловодный год, возможных проблем с отоплением во время социального кризиса, общественное недовольство увеличится и к весне-2021 может обрести критический характер.

На этом фоне поствыборные политические игры вокруг доступа к власти, такие как формирование коалиции большинства, формирование нового правительства, следующие за этим кадровые передряги, станут еще одним фактором раздражения населения.  

Таким образом, Кыргызстану предстоит столкнуться с последовательным рядом рисков, которые будут появляться один за другим вплоть до лета 2021 года. Успешное прохождение одного этапа еще не будет означать полного выхода из полосы политической турбулентности.

Учитывая ослабление системы региональной безопасности, обострение замороженных конфликтов и рост общественно-политического напряжения в странах Евразии, Кыргызстану вряд ли придется надеяться на своих партнеров, которые уже заняты своими внутренними проблемами и конфликтами друг с другом.

Более того, возможное образование вакуума силы на региональном уровне может привести к дестабилизации всего региона, что имеет прямое влияние на национальную безопасность Кыргызской Республики. До наступления лучших времен, Кыргызстану придется больше полагаться на свои собственные силы в решении внутренних и внешних проблем, с которыми рискует столкнуться страна.

Исходя из вышеизложенного, и принимая во внимание ограниченность возможностей Кыргызской Республики по влиянию на региональную безопасность, руководству страны рекомендуется ряд мер, направленных на обеспечение внутренней безопасности страны.

Во-первых, необходимо уже сейчас предпринимать меры по перенаправлению в легальное русло общественно-политического напряжения, которое может обостриться весной 2021 года. Для этого необходимо провести перезаключение общественного договора, то есть провести общенациональный референдум по изменению Конституции, а именно смене формы правления - с гармонизацией ролей президента и премьер-министра либо ликвидацией одного из институтов исполнительной власти.

Это позволит выпустить накопившийся в обществе с весны 2020 до весны 2021 года «пар», так как население давно выражало недовольство нынешней политической системой и требовало дать ему возможность самому решать свою судьбу. Открытое общественное обсуждение новой Конституции создаст атмосферу конструктивного диалога в обществе, что будет способствовать сохранению стабильности.

Конституционное совещание необходимо создать сразу после проведения парламентских выборов 4 октября, чтобы оно успело до весны 2021 года разработать новую Конституцию с учетом мнения всех групп населения, а также социально-исторических особенностей нашей страны.

Референдум и принятие новой Конституции станут символом перезаключения общественного договора и началом нового этапа в истории независимого Кыргызстана с совершенно иными государственными институтами и правилами политической жизни. Это позволит избежать третьей революции.

Во-вторых, необходимо провести парламентские выборы с минимумом нарушений. Это позволит снизить количество недовольного электората, готового опротестовать результаты или легитимность предстоящих выборов.

Честные и прозрачные выборы являются залогом успешного прохождения первого этапа рисков и позволят обеспечить стабильность до весны 2021 года. В этих целях целесообразно использовать опыт сотрудников государственных структур, проводивших выборы в 2015 году.

В-третьих, после выборов необходимо в срочном порядке сформировать эффективное правительство из высококвалифицированных кадров, способных решать самые сложные государственные задачи, такие как обеспечение национальной безопасности, прохождение ОЗП, а также борьба с экономическим кризисом, эпидемией, безработицей, бедностью и ростом преступности.

При формировании правительства парламентского большинства и при кадровых назначениях коалиционные фракции должны будут руководствоваться национальными интересами страны, а не своими узкопартийными предпочтениями.

В заключение я хотел бы обратиться ко всем гражданам нашей страны. Я тоже недоволен нынешней властью, но любая ее смена должна происходить законным, ненасильственным путем. И это можно сделать путем выборов и референдума. У нас только одна Родина. И третьей революции она может просто не выдержать.

Фото vb.kg.

927

Написать комментарий: