Статья

С чем связана активизация интеллектуальных площадок в Кыргызстане и почему это важно в преддверии выборов?

Алина Угай

2020 год обещал быть по-настоящему знаковым для всех кыргызстанцев, поскольку этой осенью должны состояться очередные выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, что безусловно является важным событием в общественной и политической жизни страны.

Однако резкое распространение вируса COVID-19 по миру вынуждает многие страны, в том числе Кыргызстан, внести свои коррективы, включая введение чрезвычайного положения на части территории страны. Таким образом тема пандемии отсрочила важную политическую повестку на неопределенный срок.

Даже невзирая на желание представителей политической номенклатуры провести выборы депутатов в местные кенеши в установленный ранее срок – 12 апреля, выборы все же пришлось отсрочить до нормализации эпидемиологической ситуации.

Вероятность переноса даты парламентских выборов также высока, однако в этой статье речь пойдет о другом. Рано или поздно выборы состоятся и, как обычно бывает, буря может разразиться после затишья.

Хочется отметить, что начало этого года выдалось динамичным и плодотворным на культурные события, что несколько необычно и подозрительно, с учетом того, что инициатором этих мероприятий стала новая восходящая партия. За одним столом собрались представители культурной и академической элиты: философы, политологи, теологи, профессора, творческая интеллигенция.

И здесь речь не идет о привычных нам круглых столах с достаточно устойчивой структурой, на которых собираются эксперты, вовлеченные в специализированные исследования для обсуждения насущных социально-экономических вопросов: от отсутствия питьевой воды до проблем продовольственной безопасности и пр.

В данном случае была предпринята попытка завязать концептуальный диалог относительно субъектности Кыргызстана, его места и роли внутри евразийской цивилизации, а также провести анализ тенденций современного мира, путей возможного преодоления кризиса, сформировать образ будущего страны.

Совокупность мировоззренческих позиций и идейных установок приглашенных гостей должны лечь в основу идеологической программы партии для предстоящей политической борьбы и это, безусловно, подогревает еще больший интерес к содержанию дискуссии.

Необходимо отметить, что инициатива организации этого диалога исходила от нового (старого) политобъединения "Биримдик" - партия демократического социализма – Евразийский выбор. Глава политической организации - член парламентской фракции СДПК Марат Аманкулов, заявил, что демократический социализм и евразийский выбор не просто идейная основа партии, но и цивилизационный путь развития страны и народа в целом. 

Еще до объявления отсрочки выборов в местные кенеши партия «Биримдик» была намерена участвовать во всех городских выборах (пяти кенешей). Таким образом, в регионах началась предвыборная агитационная кампания, в том числе через проведение конференций с участием населения.

И все же наиболее ярким выходом в публичное пространство стала серия круглых столов с интеллектуальной и творческой элитой по обсуждению идеологической платформы. Серия круглых столов была посвящена следующим темам: «Демократический социализм — выбор Евразии», «Советский Союз - как историческое воплощение евразийского социализма», «Демократический социализм и евразийский выбор для Кыргызстана», параллельно проходили и другие мероприятия, затрагивающие темы евразийской идентичности, исторических уроков прошлого, национализма и демократии.

С одной стороны, я допускаю, что истинным основанием сбора интеллектуальной элиты является неподдельный интерес к заявленной идее и в целом - неравнодушие к судьбе нашего народа; с другой стороны, возможно дефицит смысловых конструкций подталкивает власть обратиться за помощью к представителям интеллектуальной элиты для разработки предвыборной программы партии, но тогда возникает вопрос: почему идея евразийского социализма?

В рамках дискуссионных пространств были изучены выступления некоторых участников и сделаны три содержательных обобщения (стоит отметить, что участники не всегда разделяли одну точку зрения).

  1. Заимствование чужого опыта

Были высказаны мнения, что за короткий в историческом обозрении период наша страна стала пространством для всевозможных социально-политических экспериментов. Слепое копирование демократии западного образца и курс на универсализм заложили основу для проведения поверхностной модернизации, выражавшейся в наступлении рыночных отношений, потребительских ценностей.

Клановые отношения высшего чиновничьего звена и его приближенных позволили выстроить эффективную систему воровства и коррупции. В связи с этим, в общественной жизни кыргызского народа стремительно начали назревать центробежные тенденции: усилились региональные вопросы и родоплеменные противоречия, увеличился разрыв между городской и сельской жизнью, богатыми и бедными, появились все социальные злоупотребления на фоне деградации политической элиты.

Обострение политической ситуации в связи с массовыми демонстрациями общества Кыргызстана, требовавшими от властей более взвешенных и дальновидных подходов, является показательным фактором повлекших за собой события – революции 2005 и 2010 гг. И именно отсутствие подлинной государственности как проекта является глубинным основанием происходящих в стране негативных событий.

  1. Кыргызстан является частью евразийского пространства (единство цивилизационных путей Кыргызстана и Евразии)

Многие присутствующие эксперты были уверены, что в нашей стране сохранить свою идентичность и субъектность возможно только в контексте какого-то крупного геополитического объединения, поскольку Кыргызстан не обладает достаточными внутренними ресурсами чтобы обеспечить устойчивость, стабильность и безопасность обществу.

Поскольку наша страна географически включена в евразийский цивилизационный контекст, то целесообразно интегрироваться именно с этим культурным пространством, что может дать положительный эффект, по мнению экспертов. А уже в рамках этого объединения развиваться, достигать целей, улучшать качество жизни сообразно самобытности народа.

Политологом А. Макаровым было предложено отталкиваться от «евразийства» не как от концепции, а как от практики, так как мы уже живем и развиваемся в рамках Евразийского пространства и ему пока нет альтернативы. «Именно в Евразийстве есть тот центризм, который может объединять идеи и ценности разных проектов. Весь процесс должен идти снизу общественно-политическими организациями, которые могут выносить идею на всеобщее обсуждения», - отметил политолог.

Другой подход был предложен профессором философии Ж. Урманбетовой: «Кыргызстану, прежде чем выработать свою стратегию в Евразийском пространстве, необходимо понять идентичность Центральной Азии и только найдя эти точки соприкосновения возможна какая-либо интеграция». 

  1. Попытка сформировать общие очертания идеологии

Как было отмечено, некоторые участники уверены в том, что Евразийский демократический социализм – наиболее адекватная форма жизни и развития Кыргызстана, и эта идея могла бы лечь в основу его идеологии. Таким образом, экспертам представилась возможность задать новое наполнение и смысл таким понятиям, как демократический социализм, евразийство.

Как отметил Э. Джумабаев, за годы независимости Кыргызстана в мире произошло очень многое, поэтому социализм в той форме, в которой его привыкли видеть в советском государстве, сегодня не может существовать. Социализм XXI века должен быть демократическим.

Кроме этого, было отмечено, что общество демократического социализма должно в первую очередь отражать кыргызскую идентичность, глубинные аспекты кыргызского мировоззрения, кыргызский тип демократического социализма.

Что касается евразийства, то его главной объединяющей платформой являются общие нравственные ценности, общая картина мира. Группе экспертов удалось лишь слегка затронуть эти понятия, и, по их словам, работа еще будет продолжаться.

Итак, предложенные идеи, которые вероятно будут заложены в основе партии – спорные и неоднозначные, но наверняка найдут отклик у определенной части электората. Но партия еще не представила внятную программу, стратегию, дорожную карту. Все что мы имеем – это задокументированные материалы круглых столов.

Однако, факт позиционирования партии как идейного политического сообщества, построенного не вокруг отдельной личности, а на основе единой идеологической платформы, - задает прецедент для кыргызской политической реальности.

Во-первых, партия выбрала несвойственный подход для формирования электоральной базы, сделав упор на идейную основу. Учитывая, что избиратели не придают большого значения текстам деклараций и программ политических партий (как правило они принципиально не отличаются друг от друга и зачастую содержат популистские заявления, которые вовсе не выполняются), партия «Биримдик» должна продемонстрировать, что это партия действительно народная.

Во-вторых, если в предыдущие годы отсутствие идеологической платформы компенсировалось использованием административного ресурса, то в этом случае, сможет ли партия «Биримдик» за счет силы своей идеи победить на выборах, учитывая, что М. Аманкуловым было заявлено, что партия «Биримдик» - не партия власти. И с другой стороны, будет ясно, насколько избиратели созрели, чтобы сохранить гражданскую добросовестность и делать выбор исходя из мировоззренческих предпочтений.

В-третьих, очевидно, что с каждым созывом качество работы Жогорку Кенеша падает, поэтому общество ожидает, что новый созыв будет принципиально отличаться по составу. Также ссылаясь на интервью с председателем партии «Биримдик», будем ожидать сбалансированный список кандидатов – из разных отраслей, разных социальных уровней, представителей научной и творческой интеллигенции, социального сектора, выражающих интересы конкретных страт населения.

В-четвертых, партии, которые еще не заявили о себе, для них это определенный вызов задуматься о своей идеологии. И если каждая партия честно заявит о своих идеологических взглядах и позициях, то мы возможно получим реальные партии, а не акционерные общества, которые стремятся получить депутатский мандат для защиты своих узких интересов.

В-пятых, интересно понаблюдать, насколько заявленный курс на сближение двух стран, в условиях перекрестного года Кыргызстана и России, скажется на стартовых позициях евразийской партии.

Хочется надеяться, в период, когда мы вернемся к привычной жизни после пандемии, нас будет ждать настоящая партийная борьба – борьба идей, что усилит социальную мобилизацию и укрепит организацию социальных групп на мировоззренческой основе, а это значит, избирательная культура в нашей стране получит мощный стимул.

Фото Виктории Гунгер, vb.kg.

2285

Написать комментарий: