Организация «Репортеры без границ» считает, что пандемия коронавируса и, как следствие принятый во многих странах режим чрезвычайного положения, угрожает свободе мировых СМИ.
В новом Индексе свободы прессы эксперты отметили, что появление пандемии привело к усилению цензуры в ряде государств. И эксперты опасаются, что власти усилят контроль над СМИ, правом на свободу слова и собраний, пользуясь чрезвычайными полномочиями.
Больше всего беспокойство вызывает то, что власти многих стран могут оставить цензуру и после окончания пандемии.
Как же дела обстоят в Кыргызстане?
Хорошо, но могли бы и лучше
Индекс свободы мировой прессы (World Press Freedom Index) выпускается «Репортерами без границ» (RSF) каждый год, эксперты оценивают состояние свободы слова и информации в 180 странах мира. 21 апреля организация обновила свой ежегодный рейтинг.
По итогам прошедшего 2019 года Кыргызстан поднялся на одну ступень и занял 82 место.
В докладе организации под заголовком «Хорошо, но могли бы и лучше» говорится, что плюрализм кыргызских СМИ является исключительным в Центральной Азии. Однако вместе с тем отмечается, что, несмотря на прогресс, в стране остаются определенные проблемы.
«Журналистские расследования затруднены доступом к информации и подвергаются многочисленным преследованиям, включая физическое насилие, кибератаки и допросы. Откровения о коррупции все еще могут быть очень опасными для независимых журналистов и СМИ. Журналистам также будет по-прежнему не хватать безопасности до тех пор, пока законодательные реформы не ограничат суммы исков за ущерб (которые остаются астрономическими), отменят особую защиту президента и обеспечат независимость судебной системы. По-прежнему существует значительная самоцензура по таким вопросам, как межэтнические отношения. Некоторые виды ненавистнических высказываний по-прежнему наказываются, но борьба с «экстремизмом» иногда используется в качестве основания для необоснованных преследований пользователей социальных сетей», - говорится в докладе.
Режим ЧП и свобода слова
После того, как 25 марта 2020 года в отдельных городах и районах Кыргызстана был введен режим ЧП, Республиканский штаб по противодействию коронавируса потребовал от журналистов и блогеров, освещающих распространение вируса, чтобы они ссылались лишь на факты, распространяемыми официальными источниками.
И тут важно подчеркнуть, что сначала журналистам отказали в аккредитации, и, следовательно, запретили передвигаться по стране для добычи фактов. И эксклюзивное право распространять информацию получил тот же Республиканский штаб и комендатуры регионов, где был объявлен режим ЧП.
И все это напомнило четкие элементы цензуры, так как власти предоставляют только выборочные данные, и использовать в своей работе журналистам предлагается только их.
Фейк или не фейк – вот в чем вопрос
Правда у журналистов оставался еще один маневр - с помощью онлайн-ресурсов выуживать нужную информацию из соцсетей и интернет-каналов, брать интервью по «удаленке», делать репортажи устами блогеров и читателей. Но власти оперативно перекрыли и эту «брешь».
Государственный комитет национальной безопасности КР предупредил медиа и пользователей соцсетей, что за публикацию любой неподтвержденной властями информации по коронавирусу их ждут «самые строгие меры». Вскоре эти меры пришлось испытать на себе местным пользователям соцсетей, медикам, блогерам.
В течение нескольких дней ГКНБ выловила десятки пользователей соцсетей за распространение недостоверное информации. Причем среди них были как настоящие разносчики фейковой информации, сеятели паники, так и медики, которые справедливо жаловались на то, что их не снабжают в должной мере средствами индивидуальной защиты. Все они принесли свои публичные извинения на телекамеру и признались в том, что распространяли «заведомо ложную информацию».
Международный телеканал «Аль-Джазира» даже посвятил целый сюжет о противоречивой деятельности спецслужб Кыргызстана, связанной с принудительными извинениями граждан и врачей за распространение якобы ложной информации о коронавирусе и нехватке средств защиты для врачей.
Кстати, позже выяснилось, что некоторые сообщения о заражении коронавирусом в разных областях не были фейковыми и потом получили свои подтверждения.
В итоге журналисты лишились и этого канала информации. Все действия властей могли содержать здравое зерно, если бы они были направлены на борьбу лишь с откровенной дезинформацией. Тем более что и сами журналисты усилили свою работу по фактчекингу, и оперативно проводили верификацию почти всех сомнительных информационных вбросов, получавших массовое распространение в соцсетях и мессенджерах.
Как это сделали, например, журналисты онлайн-изданий «Политклиника», «Т-Медиа» и «Кактус», решившие поддержать усилия единственного в КР специализированного фактчекингового ресурса Factcheck.kg, и объединились с ним в спецгруппу по выявлению фейковых новостей «Медиа-Блок-Пост». Журналисты не остались без поддержки и медиаорганизаций, например, Интерньюса в Кыргызстане.
Этот пример показывает, что, если бы вместо игнорирования независимых СМИ комендантские власти с самого начала выбрали путь тесного сотрудничества и с ними, а не только с подконтрольными правительству телеканалами, то информирование населения было бы полнее, качественнее и, главное, объективнее.
Но ограничения деятельности журналистов начали отрицательно влиять на свободу СМИ, подобное решение было контрпродуктивно и не могло способствовать полноценной борьбе с коронавирусом и четкой информационной политике государства.
Власти это поняли и 20 апреля открыли аккредитацию для журналистов. СМИ получили пропуски и возможность самостоятельно отыскивать факты для дальнейшего освещения.
Ужесточенные законы
1 апреля Жогорку Кенеш собирался на внеочередную сессию, на которой депутаты приняли ряд поправок, ужесточающих ответственность за нарушения режима ЧП.
В том числе была усилена ответственность за нарушение статьи 82 Кодекса о нарушениях «Действия, направленные на нарушение правопорядка, либо действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц путем распространения недостоверной информации, совершенные на территории, где объявлена чрезвычайная ситуация, чрезвычайное или военное положение».
Теперь по ней полагается штраф не 2-й категории (для физических лиц 3000 сом, для юридических 13 000 сом), а 3-й категории (для физических лиц 5500 сом, для юридических 17 000 сом).
Однако в отношении некоторых задержанных лиц правоохранительные органы и вовсе завели уголовные дела. Так, в отношении 27-летней жительницы села Беловодское Московского района Чуйской области начато досудебное разбирательство по признакам преступления, предусмотренного статьей 344 («Заведомо ложное сообщение о совершении преступления») УК КР.
Она распространила через Instagram ложную информацию, что «коронавирус пришел и в Беловодское, просто не разглашается, чтобы не вызывать панику». Но насколько это подпадает под заведомо ложное сообщение о совершении преступления – большой вопрос, который нужно будет выяснить адвокатам женщины.
Мы свободны?
Как известно, свобода мнений и их выражения, свобода информации, а также свобода СМИ представляют собой один из столпов современного демократического общества.
Во многих странах в связи с пандемией коронавируса множатся законодательные меры, излишне ограничивающие свободу слова путем создания условий, которые позволяют государствам вторгаться в сферу редакционной политики СМИ. Для запрета любой критики и закрытия неугодных средств массовой информации используется основной предлог – режим чрезвычайного положения и «борьба с дезинформацией».
В Кыргызстане, к счастью, подобного явления пока не наблюдается. Нужно понимать, что свобода слова в стране является залогом успешного развития государства. Свободные СМИ способствуют качественному обмену информацией между обществом и государственными органами, служат формированию политической и правовой культуры, оказывают действенную помощь в управлении жизнью общества и государства.
На своей прошлогодней итоговой пресс-конференции президент страны Сооронбай Жээнбеков отмечал, что такой свободы слова, как в Кыргызстане, нет нигде.
- Вы пишете, о чем хотите, говорите, как хотите. За это время ни я, ни мой аппарат ни разу не предъявили претензии ни одному СМИ. Потому что я считаю, что только тогда, когда у нас будут сильный парламент, независимые СМИ и свободное гражданское общество, страна будет развиваться. Я буду защищать свободу слова, — заявил тогда глава государства.
Очень хочется верить, что все будет именно так.
Комментарии