Статья

МНЕНИЕ. COVID-19 в Кыргызстане: политика закончилась, настало время антикризисного менеджмента

О чем эта статья?

В моих предыдущих статьях я писал:

  1. государство в Кыргызстане является врагом общества: оно нацелено исключительно на защиту власти и игнорирует интересы народа, открыто поддерживая коррупционеров;
  2. доверять государству можно будет только в том случае, если оно начнет изменения с себя - в течение 3 лет в 8 раз сократит чиновничий аппарат, а значит и расходы (это также гарантированно приведет к снижению коррупции);
  3. стратегия власти в борьбе с COVID-19 ошибочна и должна быть пересмотрена: карантин абсолютно необходим, но если он не будет преобразован, нас могут ожидать массовые нарушения и последующий за ними всплеск преступности, рост заражений и 200 тысяч смертей.

В этой статье я попробую обобщить все написанное ранее и предложить иную стратегию для борьбы с COVID-19 в Кыргызстане. Суть такова: вредно притворяться, что правильный рецепт известен, слабая власть и антихрупкое общество должны искать его вместе.

Каковы наши цели?

Мы живем в Кыргызстане, одной из самых коррумпированных и бедных стран мира, которые пострадают от пандемии больше всего. Именно поэтому мы попали в список 25 стран, которые получают поддержку от Всемирного Банка в первую очередь. Из постсоветских стран в списке кроме нас только Таджикистан. Мы также оказались в списке первых 14 стран, уже получающих поддержку от Программы Развития ООН в связи с пандемией. И ПРООН, и ВБ предсказывают удар по экономике, который странам из первых списков пережить будет намного сложнее, и призывают другие организации и страны присоединяться к помощи. Даже в это сложное для всего мира время мы не остались одни, это хорошие новости, плохие: нам хотят помочь, потому что мы пострадаем больше всех в мире, а государство с этим справиться не сможет.

Трудные задачи, которые стоят перед нами в период пандемии, таковы:

  1. Спасти как можно больше жизней
  2. Сохранить психическое здоровье нации
  3. Обеспечить жизнеспособность экономики

Эти три задачи крайне трудно исполнимы одновременно. Главным инструментом спасения жизней людей во время пандемии почти всеми странами мира признан карантин, он позволяет уменьшить количество людей, которые болеют одновременно, а значит система здравоохранения имеет шансы спасти больше тяжелобольных. Но карантин одновременно означает, что страна проходит период пандемии намного дольше, а значит удлиняется период, в течение которого не может функционировать основная часть экономики страны.

Также надо учитывать, что современные люди в основной массе изоляцию переносят тяжело. Журнал The Lancet еще в феврале 2020 года опубликовал анализ 24 исследований последствий карантина, которые приходят к общему выводу: эта крайне опасная для психического здоровья мера должна применяться в исключительных случаях и сопровождаться активным объяснением всего происходящего и обеспечением людей минимальным набором продуктов для выживания. Последствия карантина для психики людей будут проявляться в течение длительного времени после его снятия. Основные последствия психических нарушений в период карантина: депрессия, тревожное расстройство личности, посттравматический стресс и гнев. Страшный пример, о котором сообщало МВД: с 18 по 28 марта семь несовершеннолетних покончили жизнь самоубийством.

Карантин необходим, но он разрушает экономику и психическое здоровье людей. Значит нам необходим креативный поиск решения.

Сколько еще сидеть дома?

Само слово карантин происходит из французского quarantaine, и итальянского quarantena — сорок дней. Сегодня день двадцать третий, власти продлили режим ЧП до 30 апреля, а значит, в общей сложности получится почти 40 дней, хватит ли этого? Думаю, нет. Посудите сами:

  • первый зараженный COVID-19 был выявлен 18 марта,
  • в первые 10 дней было выявлено 58 зараженных (в среднем 6 в день),
  • во вторые 10 дней - еще 158 (16 в день),
  • в третьи 10 дней - 250 (25 в день).

Инкубационный период COVID-19 согласно данных Всемирной Организации Здравоохранения составляет от 1 до 14 дней, значит благодаря карантину еще 10 дней назад количество заражений должно было начать снижаться. Однако мы видим, что даже при карантине до сих пор эпидемия только разгоняется, мы еще не подошли ни к пику, ни к замедлению темпов роста заражений. Раннее снятие карантина перечеркивает все его достижения и лишает смысла все жертвы, которые были принесены до сегодняшнего дня.

Еще один фактор, который уменьшает потенциал борьбы за жизни в Кыргызстане - это количество зараженных медработников - на сегодня это почти каждый четвертый из зараженных. Каждый зараженный медработник - это какое-то количество жизней, которые будут потеряны в этой борьбе. К сожалению, мы сможем рассчитать это количество жизней только после того, как все закончится.

Учитывая скудность предоставляемой нам информации, есть сомнения в оперативности выявления заражений. Количество зараженных растет ускоренными темпами, но в это же время количество анализов, которые делают в лабораториях Кыргызстана, в последние дни снизилось и составляет около 1000 в день (в начале апреля ежедневно обрабатывалось около полутора тысяч). Логично было бы ожидать, что количество анализов по мере разрастания эпидемии растет параллельно. Можно ли быть уверенным, что все зараженные выявляются?

Для понимания масштабов пандемии и ожидаемых сроков карантина возьмем пример Великобритании: первый зараженный был обнаружен 31 января, а пик заражений, по заявлению Главного врача Великобритании страна проходит сейчас - спустя два с половиной месяца. На данный момент общее количество заражений в Великобритании составляет почти 100 тысяч человек, это 0,15% населения. В Кыргызстане такой процент был бы эквивалентен почти 10 тысячам человек, а пик заражений через 2,5 месяца после первого зараженного выпадает примерно на начало июня. Конечно, расчет пика заражений зависит от множества факторов, нельзя ожидать, что Кыргызстан повторит сценарий Великобритании или любой другой страны. Но есть ли у государства математическая модель, с помощью которой было принято решение о продлении карантина до 30 апреля?

Снятие карантина 30 апреля, на мой взгляд, крайне маловероятно, люди, которые настраиваются на эту дату могут испытать глубокое разочарование. Если карантин, действительно, продлят, могут начаться одновременно массовые нарушения карантина и массовые нарушения психики. Было бы разумнее на основе расчетов установить реальный срок и честно объявить его как можно раньше.

 Что государство делает не так?

Прежде всего я хотел бы сказать, что благодарен властям за то, что в этот раз они довольно рано (по сравнению с соседними странами) начали готовиться к беде и старались строго выполнять рекомендации международных институтов, в первую очередь, рекомендации ВОЗ.

Решение о полном карантине было принято еще в тот момент, когда в Кыргызстане было выявлено только 42 зараженных, это намного раньше, чем, к примеру, в Москве. Там режим самоизоляции граждан был объявлен 30 марта, когда количество зараженных в одном только этом городе составляло 1 226 человека, а 15 апреля их количество составляло уже около 14 800 человек. На данный момент согласно данным statista.com у нас меньше заражений, чем в 94 других странах мира. Но это не победа, а отложенная война, мы просто вошли в эту ситуацию намного позже.

Что власти делают не так:

  1. Мы не видим лидера, который берет на себя полную ответственность за ситуацию и принимаемые в кризисный период решения. Такой лидер сейчас активен в каждой стране: в США Президент Трамп проводит ежедневные брифинги, сообщает ключевые новости, планы правительства и отвечает на вопросы, пресс-конференции Президента РФ Владимира Путина проводятся почти еженедельно. Канцлер Германии Ангела Меркель, Премьер-министр Новой Зеландии Ясинда Арден, Президент Тайваня Цай Инвэнь настолько активны, что сейчас приводятся в пример, как доказательство превосходства женщин-лидеров в борьбе с подобными кризисами. Кризис - время лидерства. Размытое лидерство порождает грызню, уже сегодня власть выглядит как группа ненавидящих и подставляющих друг друга карьеристов у штурвала корабля в период бури. Увидим ли мы одного уверенного в себе человека за штурвалом или дождемся полной анархии?
  2. Мы не верим властям: они блокируют работу СМИ, отвечают на вопросы уклончиво, не представляют свой анализ данных по ситуации, не объясняют логику своих решений и не дают обоснованных прогнозов. Власть как будто считает народ тупым и неспособным нести ответственность за себя и в то же время боится его, думает, что правда может оказаться непосильной ношей. Дежурное “прорабатывается вопрос” уже вызывает аллергию.
  3. Власть делает вид, что имеет ответы на все вопросы, она боится продемонстрировать свою растерянность, бросает в борьбу лишние ресурсы, к примеру, врачи и милиция по многочисленным свидетельствам в социальных сетях с самого начала пандемии работают на износ, при этом плохо защищены. Это похоже на стратегию “стрелять больше, когда пули заканчиваются”. При этом действия властей часто непоследовательны: принятые решения отменяются, объявленные решения не исполняются, примеров этого очень много. Это порождает свободную трактовку правил и вбросы жертв (в основном жертв женского пола) на обозленное общественное растерзание. Количество людей на улицах Бишкека визуально растет ежедневно, несмотря на карантин. Вы обратили внимание на снижение количества нарушителей по ночам? Может быть, их уже просто отказываются ловить? Кто-нибудь интересуется моральным, физическим и экономическим состоянием этих ключевых служб?
  4. Власть не привлекает ученых для анализа данных, не формирует математическую модель для описания происходящего в стране, очень мало использует современные технологии для сбора данных. Предложенная IT-штабом помощь по факту была использована только для создания сайтов и чат-ботов. Вы слышали хотя бы раз, чтобы кыргызские чиновники, объясняя решения, ссылались на научные данные?
  5. Гражданское общество отрезано от принятия решений. Дошло до того, что Назгуль Турдубекова по ее собственным словам “вышла из состава комиссии по распределению денежных средств, поступивших на депозитный счет Министерства здравоохранения по борьбе с коронавирусом в связи с тем, что в состав комиссии вошло мало представителей от гражданского общества”. Адвокаты также не могут посещать своих арестованных подзащитных. О многих преступлениях, которые сейчас совершаются против общества, мы не узнаем никогда.

Мы живем в Кыргызстане, самой свободной стране в своем регионе, где проводятся выборы, которые международными наблюдателями признают чистыми, где есть политическая конкуренция, где народ уверен, что способен влиять на власть, и в глубине души всегда готов к революциям. Социальные связи у нас очень крепкие, а альтруизма нашему народу не занимать: “Биз барбыз” и “IT-штаб” - ярчайшие примеры. Эта готовность народа брать ответственность за страну на себя, адаптивность, мобильность и пассионарность могут в этот период оказаться нашим единственным козырем.

С народом в Кыргызстане нужно разговаривать по-взрослому прямо и стратегически сотрудничать, а пытаться обманывать, сажать под замок и принуждать долго не получится.

COVID-19 изменит кыргызское общество. Это наш шанс консолидироваться и построить настоящую демократию или превратиться в анархию после неудачной попытки насадить диктатуру.

Я хотел бы напомнить, что статья 60 Конституции КР гласит:

  1. Президент является главой государства.
  2. Президент олицетворяет единство народа и государственной власти.

Поэтому обращаюсь к вам, господин Президент. Пожалуйста:

  1. Выйдите из сумрака, встаньте у руля и продемонстрируйте свою готовность взять на себя полную ответственность за все решения, которые будут приняты. Общайтесь с народом каждый день, рассказывайте честно о том, что делаете, чем руководствуетесь и чего опасаетесь тоже. Защитите от удара тех, кто предлагает решения, отсейте тех, кто с вами только ради кормушки. Назначьте умных и стойких людей, которые смогут добавить идей в обсуждение планов и затем их точно исполнять. Это ваш шанс войти в историю спасителем нации, а терять ведь вам уже почти нечего, правда?
  2. Признайте, что у вас нет ответа на все вопросы, но мы совершенно точно находимся только в самом начале эпидемии, нам нужно готовиться к худшему и справляться вместе. Призовите на помощь лучшие мозги внутри страны и лучшие мозги наших соотечественников за рубежом.
  3. Продемонстрируйте серьезность вашего намерения сотрудничать. Помогать власти, которая много раз обманывала, готовы далеко не все умные и честные люди. Вот вам идея, как быстро получить намного больше доверия: посадите в тюрьму того, кто уже давно олицетворяет саму коррупцию. Многое будет прощено и забыто, как только вы сделаете это.
  4. Освободите СМИ, дайте им полную свободу передвижения, обеспечьте ресурсами, делитесь всеми доступными данными, просите поддержки в пропаганде важности карантина, просите также искать информацию о научных прорывах со всего мира. Не бойтесь ошибаться, все понимают, что поиск ответов имеет цену.
  5. Защитите врачей, милиционеров, ЖКХ по-настоящему, перераспределите бюджеты, сократите госаппарат так, как это было нужно сделать уже давно. Не позволяйте изнурять тех, кому в ближайшие полгода, возможно, предстоит бороться за выживание всей нации.
  6. Найдите умную форму карантина, которая позволит экономике дышать, а гражданам сохранить психическое здоровье и найти заработок. Это сложно и рискованно, но вместе с лучшими мозгами страны вы справитесь.
  7. Изучайте зарубежный опыт, используйте то, что уже сработало за рубежом, в этом хорошими союзниками выступят и международные организации, и наши соотечественники.

И тогда, возможно, мы станем уникальной страной, которая завоюет репутацию настоящей современной демократии, где несмотря на минимальные ресурсы народ совместно с властью находит успешные решения для нерешаемых задач. Гарантий нет, но есть шанс.

Политика закончилась, настало время антикризисного менеджмента.

____________________

Список источников:

https://kloop.kg/blog/2019/12/20/daniyar-amanaliev-kogda-gosudarstvo-vrag/

http://www.center.kg/article/292

http://www.center.kg/article/308

https://www.worldbank.org/en/news/press-release/2020/04/02/world-bank-group-launches-first-operations-for-covid-19-coronavirus-emergency-health-support-strengthening-developing-country-responses

https://www.undp.org/content/undp/en/home/news-centre/news/2020/COVID19_Crisis_in_developing_countries_threatens_devastate_economies.html

https://www.thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140-6736(20)30460-8/fulltext#seccestitle230

https://www.telegraph.co.uk/politics/2020/04/15/coronavirus-finally-reaching-peak-britain-butlockdown-has/

https://edition.cnn.com/2020/04/14/asia/women-government-leaders-coronavirus-hnk-intl/index.html

https://rus.azattyk.org/a/30538018.html

Фото Вячеслава Оселедко, Агентство Франс Пресс.

Публикации с отметкой «Мнение» отражают позицию автора и могут не совпадать с точкой зрения Центра политико-правовых исследований.

Гонорары за данную и предыдущую статью автор попросил перечислить в помощь независимым СМИ, объединившимся в фактчекинговую группу «Медиа-Блок-Пост» по противодействию фейковым новостям, - Factcheck.kg, Pk.kg («Политклиника»), T-Media.kg, Kaktus.media.

14725

Написать комментарий: