Исследование

Аналитическое исследование ЦППИ «Реформа региональных государственных СМИ как часть стратегий цифровой трансформации и информационной безопасности Кыргызстана»

Введение

Решение правительства КР реформировать государственные региональные печатные СМИ – давно назревший шаг. За 28 лет суверенной истории Кыргызстана областные и районные газеты прошли нелегкий путь, но так и не смогли выстоять перед вызовами, стоящими перед современной периодической журналистикой. Цифровая трансформация СМИ, начавшаяся на стыке 20 и 21 веков, значительно видоизменило традиционную прессу.

Так называемые «аналоговые» СМИ, и прежде всего печатные издания, совершили за два десятилетия большую эволюцию от «print only» (только печатная версия) к «print first» (уже имеется сайт, но газета все еще доминирует), затем был сделан качественный скачок от «digital first» (когда газета еще имеется, но предпочтение окончательно отдано развитию сайта) к «digital only» (у издания остается только сайт). Так можно схематично обрисовать переход печатной журналистики в новый формат – мультимедийный.

Развитие интернет-технологий, цифровой техники и мобильных средств связи не просто удешевило и упростило журналистское производство, это в корне изменило образ современного потребителя информации.

Обоснование необходимости перехода печатной прессы в цифровой формат

Речь идет даже не о новых медиапривычках людей – узнавать новости из своих смартфонов и даже «умных» часов, отдавать предпочтение не тексту, а видео или аудио-подкастам. Изменившаяся динамика жизни и технологический прогресс привели к небывалой ранее скорости появления информации и ее потребления. Это, в свою очередь, породило одну из главных проблем СМИ, которую специалисты назвали «дефицитом читательского внимания».

Теперь, чтобы завладеть вниманием, СМИ еще больше соревнуются между собой в скорости производства новостей, в качественном улучшении подачи информации и увеличении каналов ее распространения. Сейчас журналистам мало найти новость, мало быстро ее выпустить на своих сайтах. Чтобы новости и другие журналистские материалы попали к потребителю, нужно еще максимально охватить другие многочисленные платформы – социальные сети, мессенджеры, видеохостинги.

Например, одно из онлайн-изданий Кыргызстана Kaktus.media предоставляет своим читателям возможность распространять его материалы по шести интернет-платформам: Фейсбук, Твиттер, ВКонтакте, Одноклассники, Вотсап, Телеграм. А собственные официальные аккаунты имеет в Ютубе, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Телеграме, Инстраграме и, кроме этого, еще предлагает своим читателям RSS-подписку на свои обновления.

Вообще, социальные сети – еще один глобальный фактор, навсегда изменивший и природу деятельности СМИ, и информационно-потребительскую культуру аудитории. Люди все реже заходят за новостями непосредственно на веб-сайты редакций, потому что алгоритмы соцсетей сразу определяют самое важное и актуальное в информационной повестке дня.

Таким образом, социальные сети постепенно превращаются в социальные медиа. Этот признак подтверждается тем, что СМИ все чаще стали публиковать свои материалы напрямую в соцсетях и специально изменяя их подачу отдельно для каждой из сетевых платформ в зависимости от их особенностей, что на профессиональном сленге называется «переупаковкой» контента.

В результате всего этого в настоящее время Кыргызстан является страной динамично развивающихся средств массовой информации. И это происходит несмотря на ряд отрицательных факторов, мешающих полноценному развитию медиасферы, таких как слабый образовательный потенциал журналистских факультетов местных вузов, ограниченный рынок рекламы, недостаточно высокий уровень развития медиаграмотности общества, заметный дефицит высокопрофессиональных редакторских и журналистских кадров.

Отечественная пресса достаточно достойно отвечает на вызовы, стоящие перед ней. Например, в части ее адаптации к новым экономическим условиям, вызванным разрушением прежней рекламной модели, позволявшей добиваться редакциям финансовой самостоятельности или частичной устойчивости. Существующие проблемы не становятся непреодолимыми барьерами, а наоборот мотивируют кыргызстанские масс-медиа искать и использовать все возможности для роста.

В первую очередь, это возможности, которые предоставляет имеющаяся в стране свобода слова и СМИ, которая создает конкурентную среду. В плюсы также можно отнести и то, что Кыргызстан не отсекает себя от глобального информационного пространства, не допускает у себя государственную цензуру, создает условия для развития интернета, в том числе мобильного, и IT-технологий.

Достаточно вспомнить успешный опыт полного перехода на цифровое наземное телевещание в мае 2017 года, что не только обеспечило прорыв к новым техническим возможностям ТВ, но и, с точки зрения интересов самих телевизионных СМИ и зрительской аудитории, многократно увеличило количество отечественных телеканалов, получивших доступ к эфиру.

Уже сейчас видно как новые кыргызстанские телеканалы, вышедшие на охват всей страны, пусть и не в простых условиях, но все же делают серьезные усилия по улучшению своего контента. Идет процесс по прекращению пиратского вещания, увеличению доли собственного производства, соблюдению требования законодательства по пропорциям отечественного телеконтента и контента на государственном языке.

История проблемы

И возвращаясь к состоянию региональной печатной прессы, можно констатировать – государственные районные и областные газеты не выдержали испытание временем. Возможно, такая отрицательная оценка может коснуться также и местных теле- и радиостанций, но в данном материале речь идет только о периодических изданиях.

Следует понимать, что многие медиаэксперты и журналисты, по проблеме государственных СМИ, в основном придерживаются радикальной точки зрения – государственных средств массовой информации в Кыргызстане не должно быть вообще. Имеется в виду их юридическая принадлежность, административная подчиненность, выделение бюджетных средств и других форм преференций и льгот, таких например как предоставление редакционных помещений.

Сторонники такого подхода аргументируют свою позицию необходимостью равных условий для всех редакций и тем, что лишение большого числа государственных СМИ их статуса не только облегчит государственные расходы на их содержание, но и позволит им после неизбежной и объективной стадии «шоковой терапии» развиваться по законам конкурентного выживания. По их мнению, в конечном итоге, это позволит им превратиться в нормальные издания в своей нише «журналистики сообществ» - community journalism. Этот тип журналистики ориентирован на освещение локальных новостей отдельных местностей - города, района, области.

Затрагивается также момент чисто информационный, поскольку, по мнению значительной части медиасообщества, государственные СМИ не выполняют полноценно важных функций, присущих журналистике. Там отсутствует свобода слова, плюрализм мнений, они, за редким исключением, не способны предложить своей аудитории востребованный контент, заменяя общественное значимое содержание мелкотемьем, пиаром местных властей, и в целом остаются рудиментом бывшей советской пропагандистской прессы, не меняясь в соответствии с требованиями времени, новых общественно-социальных условий и современных реалий масс-медиа.

Риски реформы региональных СМИ

Следует подчеркнуть, что полноты понимания проблематики региональной прессы и, что особенно важно, конкретного видения ее реформирования в нашей стране практически ни у кого нет. Такая ситуация происходит потому, что для этого требуется проведение масштабных и весьма затратных экспертных исследований, социологических опросов читательской аудитории районных и областных газет, работ по контент-анализу изданий и изучению их менеджменту, финансово-экономических аудитов.

Полученные данные, в свою очередь, должны будут стать основой для разработки единой и универсальной стратегии развития региональной прессы, охватывающей все значимые компоненты ее деятельности. Сюда входит: финансовая модель, оптимальная структура и численный состав редакций, система самообучения журналистов новым знаниям, журналистская миссия в информировании местных сообществ, редакционные политики, обеспечение профессиональных и трудовых прав работников, вклад в развитие медиаграмотности и защиты информационной безопасности страны и другие важные составляющие функционирования СМИ.

Очень важно знать и позицию самих районных и областных газет. Весьма распространено мнение руководителей региональных СМИ, апеллирующих к важности сохранения традиционной печатной прессы, указывающих, возможно и отчасти справедливо, на необходимость учитывать интересы читательской аудитории старшего поколения, хранящей верность традициям, и ее потребность воспринимать информацию на «бумаге». Но, пожалуй, это чуть ли не единственный аргумент, с которым можно согласиться.

Международный опыт

Конечно, в мире еще много стран, где до сих пор газеты остаются популярными. Что особенно важно для нашей ситуации, речь идет не только о крупных изданиях, но даже о провинциальных. Однако следует понимать, что это является результатом огромных усилий медиаменеджеров по развитию печатной периодики, привлечению инвестиций, использованию передовых инноваций газетного бизнеса, оптимизации процесса доставки и дистрибуции печатной продукции. При всем этом принт-журналистика в целом все равно сдает позиции: сокращаются тиражи, объемы рекламы, рабочие места.

Зарубежные примеры даже со стабильными газетами местного уровня нужно правильно понимать: они сохраняют свою востребованность, а может и популярность, не в ущерб своему полноценному развитию и в других медиаформатах. Сейчас невозможно представить существование какой-нибудь газеты, не имеющей своей электронной версии. И веб-сайт – это лишь вершина айсберга.

Такие печатные издания диверсифицируют свой контент и каналы распространения информации настолько, насколько это позволяют их возможности и/или диктуется практической целесообразностью. В наше время никого не удивить, когда традиционная «старая добрая» газета не только продолжает удерживать на плаву бумажное издание, но и активно внедряется во все мыслимые и немыслимые новые площадки, находит свою новую аудиторию там, где она предпочитает быть в силу новых медиапривычек и новых способов потребления информации.

Ожидания от реформирования региональных СМИ

Вот таким образом еще вчерашние газетчики становятся образцовыми представителями «универсальной журналистики», сами газеты превращаются в конвергентные кроссплатформенные редакции, производящие совершенно разнообразную продукцию: снимают видеорепортажы и студийные программы, ведут онлайн-трансляции, записывают аудио-подкасты, верстают мультимедийные лонгриды, с помощью онлайн-сервисов создают интерактивные игры, тесты, опросы, голосования, преобразуют большие массивы информации в понятную и легко усваиваемую инфографику.

И все это к тому же размещается на множестве онлайн-площадок: собственных веб-сайтах, социальных сетях, видеохостингах и мессенджерах. Поскольку современный читатель предпочитает получать информацию посредством интернета, то присутствие СМИ, особенно печатных, имеет критически важное значение и еще по одной причине – это четкие метрики измерений популярности медиа-ресурсов.

Например, сервис Гугл Аналитикс ведет подсчет всех параметров работы сайта в режиме реального времени и с абсолютной точностью. Он позволяет узнать статистику посещений в данный момент или за определенный период, географию аудитории и время, в которое она заходит на сайт, увидеть самые читаемые или просматриваемые материалы и все остальные количественные данные, которые показывают эффективность работы издания.

Все это, в свою очередь, помогает редакторам и журналистам планировать свою работу с учетом интересов и предпочтений аудитории. Анализ поведения читателей и точные цифры их активности дают возможность редакции максимально полно понимать, что нужно предлагать своим пользователям, какие темы им больше нравятся, и в каких форматах и в каком объеме/продолжительности нужно предлагать им журналистские материалы, и даже в какое время публиковать их на сайте. И с точки зрения менеджмента редактор всегда будет знать, какие его сотрудники действительно популярны у аудитории и насколько они оправдывают свои зарплаты и гонорары.

Областным и районным газетам ничто не мешает успешно осваивать возможности, предоставляемые мультимедийной журналистикой, искать новые форматы, быть информационными лидерами своих сообществ, учитывая, в том числе, и государственную помощь региональной прессе. Пусть она и оценивается некоторыми наблюдателями как недостаточная, однако помощь есть помощь. У нее все равно есть видимые преимущества, которые могут стать базисом для дальнейшего улучшения положения газет.

Ситуация глазами региональных журналистов

Для полноты картины следует привести некоторые фрагменты из разговоров с журналистами местных изданий. Говорит корреспондент газеты из Нарынской области:

«У газеты когда-то был сайт, но сейчас он не работает. Ни в одной из соцсетей у нас нет своей официальной странички. Снимать и монтировать видео в редакции никто не умеет. Даже за малейшую безобидную критику местная администрация может оказать давление, потому что считает, что наша работа – хвалить и пиарить ее. И нам очень тяжело менять работу, когда твои коллеги – это 70-летние журналисты, а самому молодому сотруднику редакции – 38 лет. Наш главный редактор руководит газетой уже почти четверть века, и сам не хочет предлагать нам что-то новое, и не разрешает делать этого нам».

Примерно о том же свидетельствует журналист региональной газеты из Ошской области:

«У нашей газеты есть свой сайт, но в социальных сетях мы не представлены. Конечно, мы выступали с инициативой расширить наше присутствие, учитывая, что сейчас аудитория предпочитает узнавать новости именно там, но со стороны руководства наше предложение не было воспринято с энтузиазмом. Многие респонденты моих статей ожидают обратной связи в виде материала, но не все имеют возможность покупки печатной версии – люди могут быть не из нашего города, не оформили подписку, не успели купить газету».

Следует также добавить комментарий журналиста одной из региональных газет, но не относящейся к ведению Министерства культуры, информации и туризма (МКИТ), а финансируемой мэрией их города. Примечательно, что его ответы заметно разнятся от ответов его коллег из государственных изданий:

«Мы очень хорошо понимаем, какие возможности предоставляют нам социальные сети, и поэтому, конечно же, у нас есть свои официальные аккаунты во всех популярных платформах. Используем мы и свои личные странички, чтобы добиться максимального охвата наших статей. Оперативно заполняем и сайт газеты. Кроме этого, мы распространяем свои материалы и с помощью электронной рассылки. Сейчас все это – необходимость».

Описание проблемы цифрами

Даже по этим коротким ответам чувствуется большая разница, которая не в пользу государственных печатных СМИ. Поэтому необходимость трансформации и модернизации региональных газет жизненно необходима. Приведем небольшую, но красноречивую статистику:

На сегодняшний день в ведении Министерства культуры, информации и туризма находятся 46 областных и районных газет. Их усредненный общий тираж в неделю – 53 650 экземпляров.

При том, что население Кыргызстана за вычетом жителей городов республиканского значения Бишкек и Ош – 5 220 000 человек. Если из этого количества отминусовать еще несовершеннолетних и приблизительное число граждан КР, находящихся в трудовой миграции, то все равно ориентировочное количество потенциальных потребителей печатной информации остается около 1 600 000 человек. Значит, совершеннолетняя и постоянно проживающая в стране часть населения охвачена местной периодической печатной продукцией, не считая столичных газет, только на 3,35 %.

Возьмем пример отдельной газеты Иссык-Кульского района, где находится «курортная столица» Кыргызстана город Чолпон-Ата. Даже по устаревшим данным 2009 года население этого важного в социально-экономическом плане района составляло свыше 75 000 человек. А районная газета «Ысык-Көл баяны» выходит всего лишь один раз в месяц тиражом в 900 экземпляров.

Если применить вычет несовершеннолетних и примерный процент находящихся в трудовой миграции граждан, то доля обеспечения оставшегося взрослого читающего населения местной районной газетой составит 2,9 %. А если учесть, что страновой охват производится из недельного тиража, то фактически в Иссык-Кульском районе и в самом городе Чолпон-Ата потребителями каждого «недельного» выпуска «Ысык-Көл баяны» являются только 0,72 % жителей.

В этой ситуации не спасает даже старая формула мультипликативного потребления газетной продукции, по которой принято считать, что одну газету читают как минимум от 3 до 5 человек – члены семьи, соседи, коллеги. Потому что эта формула работает или в отношении безусловно популярных газет, пользующихся повышенным читательским спросом, либо в ситуации повального дефицита альтернативных источников информации. Ни то, ни другое нельзя сказать в отношении местных газет областей и районов Кыргызстана.

Выводы

Можно констатировать, что государственные региональные печатные СМИ нуждаются в безотлагательном реформировании. Для этого необходимо, чтобы была разработана «дорожная карта» поэтапного разгосударствления региональных СМИ. Совершенно очевидно, что в их нынешнем состоянии большинство местных газет, за редким исключением, не готово к самостоятельной работе и самоокупаемости.

Более того, как уже отмечалось, конверсия региональной печатной периодики в мультимедийные конвергентные онлайн-издания даже сильно запоздала по времени. Газеты, если исходить даже из сугубо рыночных соображений, не оправдывают затраты на бумагу, услуги типографии и транспорта, которые уходят на их производство и доставку. Но еще важнее их контент, который тоже отстает от запросов общества и вкусов современного потребителя информации.

Рекомендации

В связи с этим, можно дать следующие рекомендации Департаменту информации Министерства культуры, информации и туризма КР:

1) Провести детальные исследования по информационной и маркетинговой эффективности региональных газет, чтобы получить точный ответ, какие редакции необходимо закрывать, а каким наоборот увеличить содержание; каким образом произвести укрупнение редакций, занимающихся печатным выпуском, для оптимизации их деятельности и бюджетных расходов на их содержание.

2) Ранее озвученные планы МКИТ - собрать лучший кадровый состав нынешних районных газет в областные мультимедийные информационные центры на базе областных телерадиокомпаний - признать соответствующими сложившейся ситуации и необходимости дальнейшего развития региональных СМИ с целью повышения их конкурентоспособности, увеличения охвата аудитории, роста ее доверия и интереса к местной прессе, увеличения рекламных доходов и других форм монетизации.

3) Разработать программу интенсивных тренингов по мультимедийной журналистике в формате резиденций, чтобы обучение проходило в самих редакциях. Нужно понимать, что даже самые квалифицированные тренеры не способны сразу подготовить сотрудников СМИ к полноценной эффективной работе. Поэтому тренинги, возможно, должны быть проведены в несколько этапов.

4) Учитывать большую, а порой и определяющую роль руководителей редакций, для чего главными редакторами мультимедийных информационных центров следует назначать тех журналистов или медиаменеджеров, которые обладают необходимым опытом и компетенциями, максимально подходят для выполнения возложенных на них задач. Поэтому для главредов областных МИЦ должен быть отдельный конкурс или система их назначения, которые исключат возможность попадания на эти должности непрофессиональных или случайных людей.

5) Для лучшей управляемости программой реформирования региональных СМИ разработать единую для всех областных МИЦ редакционную политику, которая вберет в себя унифицированные стандарты и требования, особенно в части качественных критериев их деятельности, дизайна сайтов и официальных страниц в социальных сетях, производства контента, используемых форматов мультимедийной журналистики, минимизации субъективных факторов. При этом, конечно, подобный универсальный подход не должен ограничивать креативность и творческую специфику каждого из областных МИЦ. Это нужно прежде всего для того, чтобы гарантировать достаточно высокую планку их работы, чтобы было точно известно, какой качественный уровень от них ожидать и требовать.

Заключение

Кыргызстан должен поднять уровень информирования граждан, особенно в регионах, поскольку это имеет прямое отношение к обеспечению информационной безопасности государства, развитию медиаграмотности общества и усилению принципов свободы слова и мнений.

Самым эффективным способом достижения этой задачи в настоящее время может стать переориентирование государственной региональной печатной прессы в мультимедийные онлайн-издания, которые с учетом развития интернет-технологий и их все большей доступности для потребителей, потенциально способны охватить практически все население страны.

Учитывая, что 2019 год в Кыргызстане был официально объявлен Годом развития регионов и цифровизации, государственная политика в этих сферах не сможет стать комплексной и результативной без сильного медийно-информационного компонента.

Принимая во внимание сложившуюся на сегодня реальность и экономические факторы, эту нишу могут занять естественным образом модернизированные региональные СМИ путем их перехода в формат мультимедийных интернет-редакций.

Авторы: ЦППИ, медиаэксперт Азамат Тынаев.

2591

Написать комментарий: