Статья

Революционные истоки молодежного движения и влияние советского наследия. Часть 1

Этот вопрос, волнующий молодежь Кыргызстана, членов молодежных организаций и их лидеров, был поднят на научно-практической конференции 23 марта, посвященной 13-летию "тюльпановой революции" в Кыргызстане 23-24 марта 2005 г.

Почему молодежь находится на переднем крае борьбы, но после победы всегда остается "у разбитого корыта" своих нерешенных проблем? Откуда у них берется энергия на свершения? И в чем секрет разочарования? И как они отразились на общественно-политической активности масс, в том числе и молодежи? И что нам надо делать сейчас, чтобы исправить ситуацию?

Существует одна известная поговорка, которая как бы краешком приоткрывает завесу: "Побеждает не тот, кто силен, а тот, кто терпелив". Смысл ее как никогда хорошо понимают люди, наделенные жизненным опытом, чем обделены молодые люди. Сам будучи молодым человеком, студентом, молодым специалистом, никогда не задумывался над тем, что есть молодежные проблемы и их надо решать!

Эти проблемы за меня решала компартия и советская власть, которые с детства вовлекали меня в различные социальные сети и общественные организации типа октябрят, пионерии и комсомола, а затем компартии, которые воспитывали в нас - нового человека, новый тип человечества.

Наших дедов, отцов, нас и будущих потомков воспитывали в духе преданности идеалам коммунизма, готовили из нас строителей социалистического и коммунистического общества. Государство-опекун делало все, чтобы советский человек был обеспечен работой, бесплатным жильем и медицинской помощью.

Это было время людей-революционеров, время людей-фанатиков, которые передавали свои идеалы от отцов к детям. Но их с каждым годом становилось все меньше и меньше, ибо энтузиазм, если нет успехов, не может быть вечным. И тогда распался Советский Союз и погибла мечта об обществе всеобщего благоденствия.

Пытаясь разобраться в этой тематике, перекопал и прочитал кучу литературы. И понял, что эта неуемная жажда к переменам, к новизне есть не только возрастная особенность человека! Суть лежит глубже. Революционность молодого поколения - это явление содержательное, духовное, отражающее конфликт поколений - как и что передать в качестве духовной эстафеты от отцов к детям?

История полна всяких внутренних конфликтов и военного противостояния. Но это совсем не то, что есть. Это ссора внутри правящих или политических элит за власть и ресурсы. Духовная эстафета - это совсем другое, это базисные идеи, волнующие и цементирующие общество! Это могут быть идеи свободы и равенства, которых не было в средневековый период, идеи освобождения родины от врага, идеи объединения нации и народов, освобождения от самодержавия, освобождения от рабства и национальной зависимости и т.д.

Разносчиками этих идей, которые выливались то в реформы, то в государственные и военные перевороты, то в бунты и революции, были молодые люди, осознавшие свои особые интересы, призывавшие своих сверстников к освобождению во имя торжества нового. Эти духовные скрепы развивались и получили мощный толчок в Древней Греции и Риме.

Там впервые были сброшены монархии и установлен республиканский строй и демократия, провозглашены идеалы свободы и равенства граждан, борьба за защиту прав бесправных, что выразилось в деятельности братьев-реформаторов Тиберия и Гая Гракхов, борьба против установления тирании в Риме, которые возглавили молодые Юний Брут и Гай Кассий (он еще в годы школьной юности избил сына кровавого диктатора Суллы за то, что тот «превозносил единовластие своего отца»), в Старом и Новом Свете.

Впервые воочию роль молодежи на опыте нашей страны мы видели на примере России во времена реформ Петра Великого. Молодые реформаторы, объединившиеся вокруг царя Петра, впервые покусились на основы Московской Руси. Поколебали монопольное право православной церкви и религии, изменили смысл жизни и в других сферах.

Европеизация Руси составила смысл Петровских реформ. Впервые на Руси разразился конфликт поколений. Отцы бились за Московскую Русь, дети - за европеизацию. Результатом этой борьбы стало возникновение российского дворянства и русско-европейской культуры, обращенной в будущее.

Новый образ жизни не умер вместе с Петром и был поддержан молодыми дворянами. Из них затем вышли декабристы. Духовная эстафета русскими европейцами времен Петра была передана русским вольтерьянцам и масонам.

Декабристы были молодыми людьми до 30 лет. И преследовали они вполне взрослые цели - освобождение русского народа от рабства, от самодержавия, служение высоким целям, установление республиканского строя. И пошли ради этой великой цели на смерть, пробудив своим героизмом и мужеством целое поколение людей.

Снова произошел конфликт между отцами и детьми. Первые остались консерваторами, от силы либералами, а дети стали нигилистами, атеистами, демократами, прогрессистами, народниками, социалистами и марксистами. Молодежное движение по своему составу стало быстро демократизироваться, обретать более широкую социальную базу.

Политика перестала быть только привилегией дворянства. Появился новый общественный класс - разночинцы, состоявшие из способных представителей социальных низов, молодежи, не имевшей достаточных средств и прав, и отрезанных от власти. Этим самым они были обречены на революционность и мечты о свержении самодержавия и власти имущих.

На первое место среди разночинцев выдвинулась интеллигентствующая, учащаяся молодежь. А слова "студент" и "революционер" стали синонимами. Молодая интеллигенция стала активно формировать революционное движение, стремилась просветить народ. Затем на их место пришла рабочая молодежь, рабочие-интеллигенты.

В кыргызском традиционном обществе, жестко структурированном в социальном отношении, и регулируемом на основе обычаев и традиций, примате коллективных интересов над личными, где оценка личности была опосредованной, а не прямой, не было, да и не могло возникнуть никаких зачатков молодежного движения. Не было и конфликтов между отцами и детьми, как следует жить дальше.

Артикуляция молодежных интересов здесь начала проявляться с периода вхождения в состав Российской империи, когда здесь стали открываться русско-туземные школы, появились учащиеся гимназий и студенты университетов (мыслящая молодежь), которые активно участвовали в революционных событиях в Туркестане и самой России в период Великой русской революции, чтобы изменить смысл и жизнь кыргызов.

окончание следует.

Фото Александра Неменова ®AFP

403

Написать комментарий: