Статья

Типы избирательных систем: сквозь призму мирового и национального опыта. Часть 2

окончание. начало статьи здесь

3. Смешанная избирательная система

Чтобы минимизировать недостатки обеих избирательных систем была изобретена скрещенная модель пропорциональной в сочетании с мажоритарной избирательной системой. Вместе они образуют смешанную избирательную систему.

Ее суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию как правило устойчивого правительства (в Кыргызстане это не работало, т.к. основным источником частой причиной смены правительства стали прихоти президента, а не требование депутатов), а другая часть - в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.

В Кыргызстане смешанная система просуществовала с 1999 по 2005 гг. м потом страна снова вернулась к мажоритарной системе.

Смешанная система в разных странах проявляется по-разному, в зависимости от политических, исторических и культурных традиций, с учетом местного своеобразия и специфики, государственного устройства, имеет различные вариации, отличаясь большей или меньшей степенью демократизма.

Достоинства:

1. улучшается качество законотворческой и контрольной деятельности, ибо повышается требовательность законодателей к руководителям исполнительной власти регионов за подготовку проектов законов и их реализацию;

2. имеет место более полный учет разнообразных интересов и ценностей, существующих в данном обществе;

3. через партии, их предвыборные программы и политическую деятельность начинает более объективно учитываться общественное мнение различных групп, и слоев населения;

4. позволяет сформировать профессиональный парламент, состав которого отражает соотношение политических сил в обществе;

5. укрепляет политические партии, их связь с избирателями, поскольку часть депутатов избираются на пропорциональной основе.

Недостатки:

1. обезличенность партийных списков;

2. невозможность, если в парламенте много мелких партий, обеспечить стабильное большинство в парламенте;

3. сохраняет преемственность старой и новой политических систем, поддерживая политические традиции, поскольку использование мажоритарной избирательной системы сохраняет шансы на создание стабильного однопартийного правительства.

4. Преференциальная избирательная система

Является итогом развития передовой юридической мысли в достижении принципов равенства, справедливости и поисках эффективной власти. Новая система сочетает в себе преимущества пропорциональной и мажоритарной системы, устраняет, насколько это возможно, их отдельные недостатки.

При преференциальных выборах граждане получают возможность голосовать как на мажоритарных выборах, но голоса проигравших и выигравших будут учитываться, и складироваться в общую партийную копилку.

Каждая партия будет обязана создать два списка кандидатов: центральный (обычно состоящий из руководителей партии) и местный, состоящий из местного актива партии. Таким образом, партия, не выигравшая выборы ни в одном избирательном округе, теоретически может преодолеть избирательный барьер и получить депутатские мандаты для кандидатов из центрального списка партии.

Но все эти сложные процедуры и подсчеты, понятные для опытного европейского избирателя, могут стать непреодолимым препятствием для понимания и усвоения простыми обывателями и незрелыми избирателями. Непонятная и сложная система подсчета голосов обязательно приведет к злоупотреблениям и недовольству, конфликтам. Поэтому в Кыргызстане к данному политическому эксперименту следует отнестись очень осторожно.

В свое время из-за этого произошел отказ от мажоритарной системы в Кыргызстане в 2007 г. Произошел по причине того, что она дает возможность попадать в парламент харизматическим личностям, амбициозным и богатым депутатам, которые могут поднять свой округ по тем или иным причинам. Мажоритарная система выборов привела к бюрократизации и олигархизации парламента, росту коррупции в органах власти, что противоречит взятому курсу на демократизацию.

Парламент при мажоритарной способе формирования станет мелкофрагментарным (инициаторы законопроекта предлагают разбить республику на 118 округов), а судьба страны зависеть от позиции нескольких депутатов и даже отдельно взятого депутата. Автоматически возрастет угроза политической нестабильности и переворотов, криминализации состава парламента, административного контроля за выборами со стороны власти.

Вспомните выборы в парламент 2005 г., когда несколько недовольных итогами выборов кандидатов депутатов привели своих сторонников в Бишкек и власть Акаева пала.

Станет ли от этого нововведения, во-первых, наша страна более демократичней и стабильней, правительство эффективней и профессиональней, лучше налажен учет и контроль за деятельностью исполнительной власти, улучшится законодательная работа, если в большинстве своем депутаты будут представлять класс богатых, как сейчас?

И во-вторых, как тогда решить проблему с представительством парламента - временными квотами для кандидатов от молодежи, женщин, ЛОВЗ и национальных меньшинств? При мажоритарной системе отбора у них не будет шансов, и мы снова получим однополый, геронтократический и мононациональный Жогорку Кенеш образца 2005-2007 гг.

Может быть все-таки следующим шагом по реформе избирательной системы должно стать введение открытых партийных списков, где избиратели сами будут устанавливать очередность кандидатов, а не вожди партий и их окружение называемое "политсоветами" партий! Ведь задачами предстоящей реформы избирательной системы должны стать их демократизация в соответствие с Конституцией КР, приближение власти к народу, возвращение доверия к парламенту, а также преодоление таких негативных явлений и тенденций, как партийная коррупция, партийный фаворитизм и партийный бюрократизм, которые тащат страну назад.

Реформа должна открыть в парламент дорогу известным и честным людям, которые имеют заслуги перед народом и страной, хорошую репутацию, деловую подготовку и имеют свою гражданскую позицию. Очевидно, что целью политических реформ должно быть создание демократических партий в Кыргызстане. Создание идеологических партий в направлении подлинных "правых" и "левых" партий - консервативных, либеральных и социалистической ориентации, а не вождистских и маргинальных как сейчас. Без них нам тоже не видать успеха.

Фото ®Svoboda.org

404

Написать комментарий: