Исследование

Борьба с коррупцией по-кыргызски. Часть 1

Международная организация Transparency International 25 января 2018 г. опубликовала ежегодный Индекс восприятия коррупции за 2017 г., в котором Кыргызстану было отведено 136 место из 176 стран.

Кыргызстан набрал 28 из 100 баллов в Индексе восприятия коррупции (чем меньше баллов, тем выше уровень коррупции в стране) и оказался на 136-м месте из 176 стран. Такое же количество баллов Кыргызстана набирал и в 2016 г.

Индекс составляется на основе опросов, проведенных среди экспертов и в деловых кругах. Опросы проводят независимые организации, которые занимаются анализом государственного управления или бизнес-климата.

Первые места в общем рейтинге заняли Дания и Новая Зеландия, набрав по 90 баллов соответственно. Африканские государства Южный Судан и Сомали замыкают рейтинг, набрав по 11 и 10 баллов. Среди стран СНГ лучшие показатели у Грузии – 57 баллов, худшие – у Туркмении и Узбекистана, которые набрали по 22 и 21 баллу соответственно и находятся на 154 и на 156 местах.

Нынешняя позиция Кыргызстана в Индексе восприятия коррупции означает, что страна находится в зоне «сильной коррупции», и граждане сталкиваются с ней ежедневно.

На обнародование Индекса отреагировал президент страны Сооронбай Жээнбеков, проведя 8 февраля заседание Совета безопасности КР, на котором рассматривался вопрос «Об актуальных мерах по борьбе с коррупцией в судебных, правоохранительных и надзорных органах Кыргызской Республики». Глава государства привел анализ и статистику работы правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.

В своем выступлении он раскритиковал работу МВД, ГКНБ, Генеральной прокуратуры и судов. Президент Жээнбеков подчеркнул, что намерен вести жесткую борьбу с коррупцией, и при этом откровенно заявил, что органы, которые призваны непосредственно бороться с этим явлением, не могут полноценно выполнять свои функции, так как сами поражены коррупцией.

В целом заседание Совета безопасности вызвало положительные отзывы общественно-политических деятелей, экспертов, политологов, рядовых граждан, и вновь, в который уже раз, вселило в обществе надежду на то, что финансовые потоки, оседающие в карманах коррупционеров, начнут работать на благо всего народа.

Сегодня во власти и среди населения есть общее понимание, что отступать дальше некуда: либо государство и общество совместными усилиями что-нибудь сделают с коррупцией, либо коррупция окончательно погубит страну. Очень важно, чтобы все происходящее было понятно гражданам, чтобы они могли разобраться сами и оценить действия властей по борьбе с коррупцией. Но чтобы дать такую самостоятельную оценку, надо понимать: какова у нас эта коррупция? в чем ее специфика? где зоны максимальной опасности? каковы негативные последствия коррупции? как ей противостоять?

Испорченное государство

В буквальном переводе с латыни «коррупция» означает «порча». Разумеется, не в оккультном значении, а в самом что ни на есть прозаическом, бытовом смысле. Коррумпированное государство - значит «испорченное государство». В современном Кыргызстане коррупция стала настоящей «порчей», угрожающей самому существованию государства. По оценкам международных экспертов, Кыргызстан входит в число наиболее коррумпированных государств мира, соседствуя в рейтингах с отсталыми африканскими и азиатскими странами.

Наиболее «зубодробительную» характеристику коррупции в Кыргызстане, на мой взгляд, дал шведский политолог Йохан Энгвалль, в 2006-08 годах изучавший Кыргызстан и коррупцию, в своей докторской диссертации «Государство как инвестиционный рынок: аналитическая база для понимания политики и бюрократии в Киргизии».

«Все государство под названием Кыргызстан можно представить в качестве рынка, на котором продаются и покупаются, прежде всего, государственные должности», - утверждает Йохан Энгвалль. По словам доктора Энгвалля, коррупция для Кыргызстана является не одной из проблем, с которым оно сталкивается, а самим что ни на есть способом государственного управления.

По его словам, кульминацией разложения государства или, если угодно, низшей точкой падения стал практически официальный симбиоз между правоохранительными органами и организованной преступностью, взращенный бывшим президентом Бакиевым. Впрочем, и пост-бакиевские руководители не сильно впечатляют ученого. В то же самое время, даже такое продажное государство можно изменить, утверждает политолог, и приводит в пример послереволюционную Грузию.

Следующие примеры свидетельствуют о масштабах коррупции в нашей стране. Так, за 2015 год Генеральная прокуратура возбудила 905 «коррупционных» дел. Причиненный по ним ущерб государству – 823 млн. 339 тыс. 893 сома. Возмещено чуть больше трети. По коррупционным преступлениям в 2016 г. Генеральной прокуратурой было возбуждено 812 уголовных дел. По законченным уголовным делам выявлен ущерб на более 506,7 миллиона сомов. Всего за 2016 г. органы прокуратуры смогли возместить ущерб, причиненный коррупционерами, на 196,4 миллиона сомов (источник - https://www.prokuror.kg.).

Кому-то приведенные цифры нанесенного ущерба/возмещения от коррупционных правонарушений могут показаться очень большой суммой, но на самом деле это только маленький финансовый ручеек, который удалось вывести на чистую воду правоохранителям.

Между тем, 17 января 2011 года лидер депутатской фракции партии «Ар-Намыс» в Жогорку Кенеше Феликс Кулов представил общественности отчет о коррупционных схемах в Кыргызстане. Многостраничный документ был подготовлен группой экспертов возглавляемой им партии. По их утверждениям, из-за коррупции республиканский бюджет ежегодно теряет до 300 млн. долларов. 9 марта 2011 г. в СМИ был обнародован отчет правозащитников, которые также представили общественности свои данные о коррупционных схемах в республике. По подсчетам правозащитников общий ущерб от использования основных коррупционных схем в Кыргызстане составляет не менее 700 млн. долларов!

Указанные цифры демонстрируют масштабы ущерба, наносимого республиканскому бюджету использованием коррупционных схем в самых различных сферах деятельности, причем эти суммы сопоставимы с суммами, которых так не хватает на нужды социальной сферы.

Почему коррупция угрожает безопасности государства?

Коррупция – явление отнюдь не новое в жизни общества, оно имеет многовековую историю и присуще буквально всем государствам.

В широком смысле коррупция - это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. В более узком смысле, под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая сторона (например, фирма, получающая государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны.

Типична ситуация, когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоему лицу (к примеру, выдать лицензию на какой-либо вид предпринимательской деятельности), создает для этого искусственные незаконные преграды, чем понуждает своего клиента к даче взятки, что, как правило, и происходит. Эта ситуация соответствует традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки.

Необходимо отметить, что коррупцию осуждают и Библия, и Коран: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих» (Исх.23:8, см. также Втор.16:19); «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран 2:188).

Коррупция стала реальной угрозой национальной безопасности Кыргызстана, так как:

1) сводит на нет или тормозит экономические и социальные преобразования;

2) расширяет сектор теневой экономики, уменьшает налоговые поступления в бюджет, снижает эффективность использования бюджетных средств;

3) негативно влияет на имидж страны в глазах её политических и экономических партнёров, ухудшает инвестиционный климат;

4) увеличивает имущественное неравенство граждан;

5) формирует в общественном сознании представление о беззащитности простых граждан и перед преступностью, и перед лицом власти;

6) является питательной средой для организованной преступности, экстремизма и терроризма;

7) приводит к деградации морально-этических ценностей общества, народных традиций и обычаев;

8) оказывает негативное воздействие на формирование политической элиты, выборы в органы власти (подкуп избирателей и других участников выборов), разлагающее влияние на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов и судов, институтов гражданского общества;

9) тормозит позитивное развитие общества и государства.

Наибольшую опасность представляет коррупция в органах государственной власти и местного самоуправления, а также в экономике. Здесь широко распространены такие проявления коррупции, как завышение затрат на капитальное строительство, ремонт и приобретение дорогостоящего оборудования; развитие собственного бизнеса чиновниками, зачастую возглавляемого их родственниками, за счет создания организационно-финансовых стимулов или выплаты так называемых «откатов»; получение взяток за вмешательство в практику приема на работу, лицензирования, аккредитации или сертификации коммерческих структур; создание подконтрольных чиновникам органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, управляющих компаний, фирм по оказанию населению коммунальных услуг, сдача в аренде государственных и муниципальных нежилых помещений за вознаграждение коммерческим структурам.

При непосредственном участии чиновников среднего и высшего звена происходит передел собственности: путем заказных банкротств, недружественных слияний и поглощений, всевозможных корпоративных конфликтов, связанных с захватом чужого бизнеса, в том числе с распространившимися в последние годы рейдерскими захватами собственности, в том числе с использованием правоохранительных органов и судов.

Большой размах нынешнего криминального рейдерства был бы невозможен без высокой коррумпированности органов государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, в экономике признаются наиболее взяткоемкими кредитно-финансовая сфера, внешняя торговля, рынок ценных бумаг, операции с недвижимостью, рынок драгметаллов и камней. Одной из наиболее коррупционных сфер является закупка товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд.

В целом, специфика коррупции в Кыргызстане заключается в следующем: наличие мощной, широко разветвленной теневой экономики и больших незаконных доходов, значительная часть которых направляется для «финансирования» коррупционеров в органах исполнительной власти, местного самоуправления и в правоохранительных органах; в неисполнении или ненадлежащем исполнении принимаемых законов и мер по борьбе с коррупцией; вовлечение родственников в коррупционный процесс на низовом уровне власти и в быту; разный коррупционный потенциал отдельных регионов страны - коррупция наиболее распространена в тех регионах, которые обладают наибольшими экономическими ресурсами, особенно там, где они сконцентрированы, большое количество субъектов предпринимательской деятельности (города Бишкек и Ош, Чуйская, Ошская и Джалал-Абадская области).

В чем причины коррупции в Кыргызстане?

К основным причинам коррупции относятся:

1) ускоренный, непродуманный переход к рыночным отношениям в начале 90-х годов прошлого века, поспешная приватизация, проведённая со значительными нарушениями, в результате которой в выигрыше оказалась незначительная часть новых собственников;

2) кардинальное изменение экономического и общественно-политического устройства;

3) отсталость и неэффективность государственного управления и его несоответствие требованиям рыночной экономики;

4) недостатки законодательства и его отставание от развития социально-экономических правоотношений;

5) падение общественной морали, насаждение новых нравственных ценностей, центральное место среди которых занимает культ личного преуспевания и обогащения, а деньги являются мерилом и эквивалентом жизненного благополучия;

6) высокий разрыв между богатыми и бедными слоями населения;

7) низкая правовая культура общества, правовая неграмотность подавляющей части населения страны;

8) низкое материальное обеспечение госслужащих, отсутствие гарантированного правового статуса и достойного пенсионного их обеспечения;

9) исключительная монополия чиновников на принятие решений в экономической и социальной сферах;

10) слабость и фактическая зависимость от исполнительной власти судебных органов;

11) кадровая, техническая и оперативная неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе коррумпированным структурам всех уровней власти;

12) отсутствие развитого гражданского общества, демократических традиций в обществе;

13) беспрецедентное развитие бытовой коррупции, превратившее низовое звено органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и правоохранительных органов в институт кормления;

14) отсутствие эффективной системы парламентского и общественного контроля;

15) минимальный риск разоблачения коррупционеров и отсутствие жестких по отношению к ним репрессивных мер (как правило, применяются условное наказание, помилование по амнистии и т.д.).

Особенности коррупции в Кыргызстане

Коррупция уже давно является неотъемлемой частью культуры кыргызского общества. В сознании жителей страны коррупция стала уже чем-то привычным, совершено обыденным и оттого не слишком страшным. Мы привыкли к тому, что коррупция охватывает всю жизнь человека. Взятки платят в роддоме, потом в загсе для ускорения процедуры выдачи свидетельства о рождении, впоследствии — за устройство в детский сад, в престижную школу.

Повзрослев, человек платит за поступление в вуз, за возможность «откосить» от армии, за постановку в очередь на жилье, получение земельного участка, за получение водительского удостоверения… А заканчивает человек свой жизненный путь, так за него снова платят родные - за место на «престижном» кладбище.

Давайте честно скажем о том, что в обществе многие знают, но говорить об этом как-то не принято: официальные заработные платы государственных служащих среднего и высшего звена налоговых, таможенных и других государственных органов, а также органов местного самоуправления, наделенных распорядительными, контрольными и административными полномочиями, давно уже стали не источником их реального дохода, а своего рода ритуальной прибавкой ко всем прочим преференциям их должностного статуса.

Зарплата их особо не интересует - административная рента позволяет ее «счастливому обладателю» извлекать дивиденды совершенно иного масштаба. Таким образом, в Кыргызстане сегодня фактически восстановлен и успешно действует феодальный институт кормления.

Не случайно профессии налоговика, таможенника, ветеринарного (санитарного) врача, следователя, судьи, начиная со второй половины 90-х годов, имеют большую популярность у молодой генерации. Количество желающих устроиться на госслужбу в указанные структуры растет в арифметической прогрессии, а абитуриенты штурмуют приемные комиссии факультетов вузов по этим специальностям. Просто наиболее мобильная и активная часть населения понимает, «откуда дует ветер»: какие возможности предоставляет статус сотрудника перечисленных госорганов и перспективы его продвижения по служебной лестнице.

Конечно, не каждый из госслужащих, даже работающих в «проблемных госорганах», - коррупционер, но каждый, тем не менее, - часть системы, пораженной коррупцией. Круговая порука коррупции во власти представляется в наших условиях практически непобедимой. Просто потому, что ею в той или иной степени повязана вся властная вертикаль.

И даже честные госслужащие, работающие по принципу «мне за державу обидно» и которых большинство в госорганах, являются заложниками системы. Чтобы изменить систему, необходимо менять не один или несколько элементов, которые априори не приживутся, а будут либо поглощены этой системой и станут ее частью, либо будут этой системой отвергнуты - нужно менять все элементы системы.

Виды коррупции в Кыргызстане

Материалы проверок органов прокуратуры по надзору за исполнением антикоррупционного законодательства, аудиторских заключений и отчетов Счетной палаты, уголовных дел в сфере экономики и экономической деятельности свидетельствуют о том, что республиканский и местные бюджеты являются основным объектом преступных посягательств со стороны коррумпированных государственных и муниципальных служащих, наделенных распорядительными, контрольными, административными полномочиями. Анализ коррупционных правонарушений по характеру и субъектам их совершения позволяют выделить три уровня коррупции.

Первый уровень - так называемая «бытовая» коррупция», которая проявляется в виде взяток и незаконного получения вознаграждения. Бытовая коррупция совершается в основном на уровне отношений граждан и младших категорий служащих государственных, социальных, муниципальных и коммунальных учреждений и организаций, оказывающих населению социальные услуги, и характеризуется широкой распространенностью и небольшими размерами «вознаграждения» за срочность решения тех или иных социальных вопросов и бытовых проблем.

Второй уровень - «кабинетная» коррупция», которая совершается в основном на уровне отношений отдельных граждан и руководителей хозяйствующих субъектов с госслужащими среднего звена системы административных, правоохранительных, фискальных (налоговых, таможенных) и других контролирующих (надзорных) органов, а также органов местного самоуправления.

Как правило, на этом уровне «оплачиваются» услуги за действия или бездействия госслужащих, позволяющие субъектам как совершать правонарушения, так и уклоняться от ответственности за совершенные правонарушения. «Кабинетные» коррупционеры подпадают практически под все статьи Уголовного кодекса, касающиеся должностных преступлений.

Третий уровень - «беловоротничковая» коррупция», совершаемая руководителями и должностными лицами высшего звена в органах исполнительной власти (министерства, административные ведомства и др.), в правоохранительных органах и в органах местного самоуправления, которая отличается изощренностью и причинением особо крупного ущерба государству и интересам общества.

Объектом коррупционных посягательств третьего уровня является сама система законодательства, в том числе и отраслевое законодательство, регулирующее общественные правоотношения в различных сферах государственного управления или отрасли экономики. Коррупционные преступления на третьем уровне совершаются, как правило, в сфере формирования и распределения бюджетных средств, госзакупок, управления госимуществом, установления размеров тарифов и сборов, распределения квот, лицензий, земельных участков, природных ресурсов и т.д.

На этом уровне «оплачиваются» определенные решения госорганов и органов местного самоуправления с целью создания, в ущерб интересам общества и государства, внешне формальных правовых условий для конкурентных преимуществ определенному кругу участников и последующего установления с ними устойчивых коррупционных отношений. Специфика «беловоротничковой» коррупции заключается в том, что решения принимаются на одном уровне и в одном месте, а ответственность чаще наступает в другом месте и на другом - более низком уровне - по истечении некоторого времени.

Окончание следует.

Фото сайта President.kg.

 

 

6877

Написать комментарий: