Статья

Снова о реформе политической и госуправленческой системы Кыргызстана

Авария на столичной ТЭЦ вновь заставила говорить кыргызское обществе о кризисе политической системы страны, государственного управления, разгуле коррупции и безответственности. И здесь нужна серьезная разборка ситуации, прежде чем проводить досрочные парламентские выборы весной или осенью этого года. Ибо, если это произойдет, то мы получим еще более лежачий парламент, чем имеем сейчас.

В 13 в. в Англии шла нешуточная борьба между королем и его лордами, окончившаяся принятием Хартии вольностей, документа, который принципиально повлиял на изменение взаимоотношений между властью и народом. До этого они строились на принципах безоговорочного подчинения народа своему королю, слабого сильному. Как результат этого появился парламент, как посредник между королем и народом. Как выразитель чаяний и интересов народа, что не никак не получается у нас в Кыргызстане.

Ситуация с парламентаризмом становится все хуже и хуже, чем даже при власти суперпрезидентов. Ибо Жогорку Кенеш перестал артикулировать, выражать и защищать интересы простого народа. Люди, да и сама исполнительная власть, уже не реагируют на его существование и формальную деятельность. А то, что им управляют и дают задания всякие помы и замы из БД, говорит о том, что так дальше нельзя.

Возможно, последним экзаменом на вшивость является обращение в Жогорку Кенеш 22-х НКО о том, чтобы они защитили свободу слова, задавленную карательными, не поворачивается язык сказать «правоохранительными органами», и ангажированной судебной властью. Вызвали на ковер ответственных за такую политику и устроили им политическую головомойку, как это происходило во время предыдущих президентов Кыргызстана с соответствующими оргвыводами и громкими отставками.

А не как сейчас, когда наказывают стрелочников, когда запоздалое парламентское разбирательство по аварии ТЭЦ и тому, что в течение 3-х дней жители миллионного Бишкека страдали от морозов и холода в квартирах, по словам депутата Натальи Никитенко, выявило главного виновного - насос. Такие выводы и высокий уровень безответственности парламента, который уже зашкаливает все немыслимые пределы, стали результатом регулярного белодомовского зачищения ЖК, стремления чиновников обеспечить себе беспокойную жизнь, воровство, безделье и т.д.

Этого они добились, но суть парламентаризма - быть за народ, представлять народ, законодательствовать и контролировать исполнительную власть в интересах народа, при этом полностью извратили, превратившись в некий клуб «избранных», в котором считается постыдным делом ездить в автобусах и маршрутках.

Деградации подвергся не только парламент, где с арестом Омурбека Текебаева уже нет личностей странового масштаба. Парламент, как известно, это в первую очередь собрание личностей, в Англии - собрание джентльменов, которые знают верный путь, ведут свой народ вперед. Авторитет родины парламентаризма держался на авторитете Чемберлена, Дизраэли, Черчилля, Вильсона, Тэтчер, Блэра, Кэмерона и многих других личностей, которые, как правило, впоследствии становились премьерами страны, лучших представителей оппозиции, их яркой политической деятельности и т.д.

В Кыргызстане нисколько не изменилась исполнительная власть, которая ныне является в СНГ самой архаичной, можно сказать КПССовской. В то время как в соседних странах давно проведены реформы государственного управления, отделены совещательные и исполнительные функции у аппарата, группы советников от групп помощников и т.д., у нас исполнительная власть осталась как во времена президента Акаева.

Помощники, которыми, как правило, становятся молодые люди с энергией и личными амбициями, но без жизненного опыта и хороших знаний, должны исполнять советы, но по нынешним правилам могут и сами советовать (поскольку эти функции не разделены), а советники, которые должны быть кадрами с жизненным опытом и глубокими знаниями, могут быть использованы в качестве помощников, что мы и сейчас наблюдаем.

В свете этого в обществе и недоумевают, зачем премьеру 9 советников, некоторые из которых детсадовского возраста. Что они могут ему посоветовать? В итоге продолжает существовать неэффективная и порочная система смешанных функций управления, где никто и ни за что конкретно не отвечает. Поэтому очень актуально, чтобы Кыргызстан приобрел необходимую динамику, отвечающую эпохе глобализации, у которой сейчас совершенна иная повестка дня, чем у нас.

Нужно синхронизировать нашу повестку с глобальной, необходимо начать с реформы политической системы и государственного управления, чтобы снова не потерять время и новые возможности. Необходимо сделать ее открытой и прозрачной, чтобы люди наглядно видели кому служит власть, куда идут финансовые потоки? Необходимо вернуть во власть Личность, управлять посредством Авторитета, а не страха и репрессий, эффект от которых сомнительный и недолговечный.

Фото ИА «24.kg».

268

Написать комментарий: