Статья

Проблемы женских сообществ Ошской области: от многоженства и ранних браков до религиозной радикализации

Женщины из местных сообществ Ошской области поделились проблемами, среди которых чаще всего назывались многоженство и религиозная радикализация.

Две жены – виноват мужчина?

Каждая семья уникальна, на нескольких примерах, когда у мужчины две жены, очевидно, что вторая (по шариату) появилась, в том числе, из-за непростого характера первой (законной). На примере своих знакомых видно, что главы семейств – мужчины - люди религиозные и стараются воспитывать своих детей в соответствии с религиозными убеждениями. Их жены не работают, занимаются домашним хозяйством и воспитанием детей, которых попеременно рожают то первая, то вторая хозяйки.

Когда у первого знакомого после семейной ссоры жена забрала детей и вернулась к родителям, он сильно переживал, но родня не дала ему долго оставаться одному и засватали девушку. Появились дети, и тут первая жена решила вернуться. Сложно представить, какие мысли и чувства одолевали всех участников драмы, но глава семейства принял решение: у него будет две жены, но в разных домах. Таким образом, сейчас он уже отец шестерых детей – по трое от каждой. Помню одну из его семейных фотографий: глава семейства сидит в центре, а вокруг него все его дети, все выглядят счастливыми. Он не скрывал сложности, в первую очередь, нехватку финансов и достаточного внимания для каждого члена семьи.

Второй знакомый, юрист по образованию, представлял интересы малоимущих уязвимых людей в судах по гражданским делам, среди которых было немало дел, связанных с разводами и оформлением алиментов. Он всегда был на стороне потерпевших. Одной из его клиенток оказалась женщина, которая после развода с мужем добивалась выплаты алиментов на двоих детей. Так, защита интересов женщины и детей в суде переросла в более серьезные отношения – она стала его второй женой.

Появлению второй жены способствовали длительные сложные отношения с первой. Остается неизвестным, каким образом он смог получить разрешение первой жены на вторую, что является обязательным для мусульманина. Он не бросил первую жену и общих детей, также взял на себя ответственность за детей от прежнего брака второй жены, потом у них появился общий ребенок. Он с гордостью называет себя отцом семерых детей. Старается обеспечить всех, чтобы не было обид и ревности.

Один пенсионер, житель Оша, рассказал свою историю: когда ему было под 40, у него случился внезапный роман с девушкой-первокурсницей, которая к тому же была соседкой по махалле:

- Девушка знала, что я женат, у меня 4 детей. Мы были разных национальностей. Но у нас случилась любовь. А потом стали думать: “Что дальше?”. С первой я так и не развелся, она не дала согласие на то, чтобы я взял вторую жену, я у меня был нике (мусульманский брачный обряд) со второй и еще двое детей. Так и жили по соседству. Я думал, что у меня будет семейный уют в обоих домах, но в реальности получилось, что ни там, ни здесь не было всегда хорошо. Каждая из них винила меня в сложившейся ситуации. Но между ними не было ссор, ходили по одной улице, но без инцидентов. Сейчас я понимаю, что вторая жена – это лишняя головная боль, проблемы, никому не советую.

Правозащитники напоминают, что двоеженство незаконно. Согласно статье 153 Уголовного Кодекса КР, двоеженство и многоженство, то есть сожительство с двумя или несколькими женщинами с ведением общего хозяйства, - наказывается лишением свободы на срок до двух лет. Но если нет заявления от пострадавшей стороны, то нет и обвиняемого.

Один правозащитник напоминает, что есть понятия «супруги» и «сожители», но нет понятия «первая» или «вторая жена». Он считает, что в подобных случаях, когда «вторая жена случилась» и дети нуждаются в легализации, нужен закон, защищающий права второй жены и детей, содержащий обязанности общего мужа: «То, что не прописано в законе, дает повод его нарушать». Он считает, подобная норма будет способствовать пониманию ответственности и последствий для всех сторон: «Если вторая жена будет защищена законом, то мужчина обязательно задумается об ответственности». Он понимает всю сложность внедрения такого закона, его несвоевременность, однако, по его мнению, в будущем подобные проблемы будут только увеличиваться. Когда все сложнее жить по-старому, нужно создавать нечто новое, но это болезненный процесс.

Собеседник крайне недоволен практикой смены жен среди мигрантов, использующих SMS в сотовом телефоне со словом «талак», считая это аморальным и неуважительным по отношению к женщине, к институту семьи в целом. Он видит проблемы не в отношениях между конкретным мужчиной и конкретной женщиной, а в обесценивании общих семейных ценностей, низком уровне культуры. Он напоминает об общих проблемах сообществ: экономической нестабильности, безработице, миграции.

Ограничения в получении образования

Женщины из регионов рассказывают, что сейчас все больше примеров, когда девушки становятся вторыми или третьими женами немолодых мужчин. Подобные сделки имеют цель переложить экономическую ответственность с родителей девушки на супруга. Жительница Араванского района Ошской области Малахан Абдиллаева рассказала, что все начинается в семье, когда под влиянием старших мужчин девочки не заканчивают школу, в лучшем случае их образование ограничивается посещением медресе.

Их жизнь полна запретов и социальной изоляции, а осведомленность о правах как светских, так и религиозных крайне низка. Наблюдается социальное исключение женщин и девочек, их свобода передвижения ограничена пределами домохозяйства. Есть примеры, когда девочки не имеют даже 9-летнего образования, и остаются дома в ожидании замужества.

При заключении нике согласие девушки не обязательно, в семьях принято подчинение младших старшим. Подобные отношения, как правило, не сопровождаются официальной регистрацией в органах ЗАГС. В случае распада семьи женщина остается одна с детьми без имущества и материальной поддержки. Ей приходится отстаивать свои права и права детей через судебные инстанции.

Одна из женщин высказала мнение, что растет количество разводов и все больше женщин остаются одни, они сидят дома, не работают, а им нужно растить детей, поэтому согласие стать второй женой является выходом в экономическом плане. На это ей возразили, что сначала надо понять причины развода, которые зачастую кроются в отсутствии образования, профессии, правовых знаний, житейского опыта супругов, влияния родителей мужа или жены. Другие женщины сказали, что нужно получать образование. Если высшее образование стоит дорого и диплом не всегда востребован, то есть вариант освоить рабочую профессию. Женщина не должна позволять нарушать свои права, а образованная женщина знает, как защитить их и подскажет другим - так появляются лидеры в местных сообществах.

Руководитель прогрессивной общественной организации женщин “Мутакалим” Жамал Фронтбек кызы имеет большой опыт работы с сельскими женщинами, искренне переживает за их судьбы. По ее наблюдениям, некоторые мужчины в вопросе многоженства проявляют лицемерие, прикрываясь желанием помочь женщинам содержать детей и предоставить им статус замужней женщины. Происходит игнорирование светских законов под прикрытием религиозных норм. Вторая жена преподносится как благодеяние, чуть ли не подвиг, хотя если мужчина уже вознамерился сделать такой шаг, то экономическая поддержка – это уже его обязательство. Если мужчина желает помочь женщине, то это можно сделать другим способом, без необходимости заключения с ней нике как со второй женой. Можно помочь с приобретением продуктов питания, обустройством с жильем, покупкой швейной машинки для работы и т.д.

Борумухаммед Эсенов, старший специалист южного регионального отдела Государственной комиссии по делам религий поделился, что проблемы ранних браков и многоженства умалчиваются, граждане забывают, что ответственность за несовершеннолетних детей несут родители. Также есть определенная ответственность на служителях мечетей, которые заключают религиозный брак. Эксперт напомнил о светском устройстве Кыргызстана, о равных правах мужчин и женщин, предоставленных государством свободах и праве выбора. Он призвал женщин к самоуважению, отстаиванию личного выбора и стремлению к получению образования.

От нереализованности к радикализации

Оба эксперта считают, что низкий уровень образованности женщин и девочек ведет к радикализации. Жамал Фронтбек кызы поделилась наблюдениями, по которым радикализация женщин связана с их гендерной дискриминацией и угнетенным положением. Особенно страдают молодые сельские женщины. Родители тоже становятся слабым звеном на пути радикализации молодежи.

По вопросу радикализации женщин и девочек в стране не было исследований, отметила она. В страновых обзорах по вопросам радикализации и вовлечения в экстремистскую деятельность доминирует мнение о высоком потенциале радикализации местных сообществ на юге. Явления экстремизма проявляются не сразу, чаще всего они бывают следствием скрытых фаз радикализации и вовлечения в экстремистскую деятельность религиозных групп. Основные источники экстремизма: смена ценностей общества, отсутствие объединяющей идеологии, коррупция, социально-экономические проблемы, снижение общего образовательного и культурного уровня. Другие источники: социальное расслоение общества, его духовная дезориентация, противоречия между религиями и внутри конфессий.

Жамал Фронтбек кызы отметила незаинтересованность молодежи в получении образования по причинам его дороговизны, невостребованности будущей специальности, необходимости заработка в раннем возрасте и т.д. Молодежь не находит своего места в жизни, не видит перспектив карьеры. Такая ситуация может стать основой неприятия существующего общественного строя и возникнет желание радикально его изменить.

Кроме медресе, все еще существуют так называемые худжры, в которых получают религиозное образование в частных домах. Подобное образование запрещено, отметил эксперт Госкомиссии Эсенов. Он попросил участниц встречи сообщать о подобных местах им, так как нет точной информации о том, чему там обучают и к каким последствиям это может привести. Он призвал к получению образования в зарегистрированных религиозных учебных заведениях с утвержденной программой. Госкомиссия проводит работу с каждым медресе по профилактике экстремизма и радикализации. По данным Госкомиссии, в Ошской области действует два исламских института и 17 медресе.

Существует и другая сторона проблемы: те женщины и девочки, которые хотят изучать ислам, рискуют попасть в “неправильный мазхаб”. Сейчас все чаще поднимаются вопросы о “чистом исламе”, хотя ислам не может быть разным, традиционный ислам тот, который на протяжении 14 веков старшие поколения пытаются донести до последующих. Он основан на Коране и Сунне.

По словам руководительницы “Мутакалима”, в медресе не уделяется достаточно внимания положению и правам женщины в исламе. В большинстве случаев религиозное образование женщин и девочек сосредоточено на их обязанностях и ответственности.

- Рай находится под ногами женщин, - цитирует Жамал, - В священной Книге уделяется внимание роли женщины, ведь она – мать, должна правильно воспитать детей. В Коране есть сура о женщине. У нас мало говорят о роли женщины в исламе, например, на пятничных хутбах обсуждают общие идеологические вопросы, но почему-то не говорится об уважении и почитании женщин, ее значимости в семье. Ведь от женщины многое зависит. Если она недостаточно образованная, не уважает себя, то и дети будут относится к ней соответственно. В моем представлении религиозная женщина-лидер знает светские и религиозные законы, она порядочна, принципиальна, умеет отстаивать свои права и защищать права других. Она уважает себя и других, мудрая и примерная во всех отношениях. Вот к такому образу нам стоит стремиться.

Она заметила, что если для мужчин есть места для общения и восполнения религиозных знаний в более чем 2 700 мечетях, то у женщин нет такой возможности. Женщины не знают о религиозном радикализме, не знают, как обезопасить себя и своих близких, не осознают глубину последствий.

Жамал Фронтбек кызы рассказала, что недавно они провели 16 встреч в десяти сообществах Ошской области. Женщины жаловались на случаи гендерного насилия, безработицу, ранние браки и многоженство. Они понимают, что вопрос получения образования женщинами и девочками очень важен. “Женщины открыты к участию в обучающих мероприятиях”, - заключила Жамал. Она намерена продолжить работу в продвижении обучающих программ для сельских женщин, хочет инициировать проведение масштабного исследования по вопросам женщин и девочек.

Необходим системный подход, направленный на минимизацию всех экономических, политических, социальных, идеологических факторов, которые являются причиной радикализации женщин и девочек, заключила Жамал Фронтбек кызы. И на первом месте – получение образования женщинами и девочками.

Фото автора.

652

Написать комментарий: