Статья

В Кыргызстане говорят о необходимости решения накапливающихся экологических проблем

Отсутствие в Оше предприятий по переработке электронных отходов, бывших в употреблении шин, бытовой техники негативно влияет на состояние окружающей среды, говорят экологи и предлагают ряд изменений в нормативно-правовые акты.

Шины на машину: б/у или новые?

«Почему на базаре не продают старые калоши, а старые шины продают?», - возмущен директор предприятия «Рембыттехника» Хамуджан Арсланов. Бывшие в употреблении шины и пневматические покрышки стоят гораздо дешевле новых, например, в зависимости от модели машины и качества шин, новые стоят от пяти тысяч и выше сомов, а б/у - 1200-1500 сомов за штуку. Разница ощутима, и граждане заинтересованы в экономии бюджета. Но использование новых шин – это вопрос безопасности на дорогах, напоминают пользователи автотранспортных средств, а экологи добавляют, это еще и вопрос охраны окружающей среды.

Экологи призывают граждан не сжигать старые шины, так как при сжигании выделяются опасные для здоровья и окружающей среды вещества. Но вопрос утилизации остается открытым, в Оше, да и в стране нет перерабатывающего предприятия, как, например, в соседнем Казахстане - в Алматы есть цех, где измельченные шины используются в качестве добавки при производстве асфальтового покрытия для дорог. Ошским специалистам Государственной инспекции по экологической и технической безопасности рекомендовали налаживать сотрудничество с этим предприятием.

О правовых основах ввоза б/у шин рассказал специалист «Орхус центра» Тургунбек Жумабеков:

- Согласно постановлению правительства ввозимые шины должны отвечать следующим критериям: остаточная высота рисунка протектора шин и покрышек должна быть не менее 4 мм; срок момента изготовления не должен превышать 5 лет; они не должны иметь механические повреждения (пробои, вздутия, порезы). Не соответствующие требованиям шины являются опасными отходами. Непригодные шины подлежат вывозу, возврату или уничтожению за счет средств субъекта внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством по обращению с отходами.

Краткосрочный мониторинг экспертами общественного фонда «Орхус центр» рынка б/у шин в Оше показал, что продукция завозится из России, Кореи, Японии, Европы. Были примеры отсутствия разрешительных документов. Замеры показали, что остаточная высота рисунка шин и протекторов составляет 4-7 мм. Срок изготовления превышает 5 лет. На рынке в продаже были покрышки, изготовленные 12 лет назад, за такое время они теряют свою эластичность, что может привести к авариям на дорогах. Самые «новые» б/у шины изготовлены в 2012 году. Визуальный осмотр показал, что шины и покрышки не имеют механических повреждений. Пробои проявляются при установке на машину, поэтому отсутствие повреждений под сомнением, заключили экологи.

Другая проблема в том, что в страну завозят некачественные более дешевые шины, говорят жители города. К сожалению, в тандеме «экология – экономия» побеждает ценовой фактор. С осторожностью обсуждают вопросы получения выгоды от продажи некачественного товара и возможной коррупции.

В практике таможенной службы не было примеров возврата непригодных шин, отметил представитель Ошской таможенной службы Женишбек Жоробеков. И добавил, что их деятельность контролирует правительство соответствующими нормативно-правовым актами. При таможенных досмотрах обязательно присутствие представителей Торгово-промышленной палаты, Государственного агентства охраны окружения среды и лесного хозяйства, которые по результатам экспертизы составляют акт о соответствии товара критериям.

- Так происходит с любым видом товара. Нас привыкли обвинять, но мы действуем после разрешения этих двух ведомств. Мы даем разрешение только после их положительного заключения, - дополнил Жоробеков.

С целью снижения вредного воздействия на окружающую среду при обсуждении этого вопроса часто озвучивается мнение о запрете ввоза б/у шин. И тогда, согласно идеализированным представлениям, на рынке не будет б/у товара и граждане будут вынуждены покупать новые шины, что положительно отразится на безопасности на дорогах в том числе. Но вновь возникают уже известные два вопроса: «Где взять столько денег на новые шины?» и «Когда новые шины станут старыми, как их утилизировать?» То есть, круг замыкается и в один день одним постановлением о запрете ввоза б/у шин проблема не решится. Таможенники добавляют, так как Кыргызстан и Казахстан входят в состав ЕАЭС, то товар из соседней республики не проверяется, а это тоже надо учесть при внесении изменений в законодательстве.

Подобные вопросы возникают и при обсуждении ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ. Правовые нормы запрещают ввоз этих веществ, за исключением ввоза в личных целях, то есть в ограниченном количестве, или при транзитном перемещении через территорию Кыргызстана. Экологи говорят об образовании опасных отходов, отсутствии аппаратов для утилизации, отсутствии лицензии и сертификатов у точек заправки, необорудованность мастерских, нарушение условий хранения холодильников. Звучат рекомендации о внедрении новых технологий и введения запрета ввоза б/у техники. Вновь запрет...

Нужна широкая информационная кампания для населения, чтобы каждый гражданин задумывался о влиянии химических веществ на окружающую среду, а для этого надо сообщать о том, какие вещества наносят вред, а какие отвечают требованиям. Для таких тем не нужен новостной повод, экологические проблемы касаются каждого жителя планеты.

Экологи намерены представить рекомендации в профильные комитеты Жогорку Кенеша о внесении изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы ввоза и вывоза б/у шин, бытовой техники и озоноразрушающих веществ.

Куда девать электронные отходы?

Эколог Каныбек Исабаев привел данные, что если к 2000 году в мире насчитывалось 738 миллионов абонентов мобильной связи, то к 2015 году их количество превысило 7 миллиардов, и эта тенденция будет продолжаться.

- Вот у меня два мобильных телефона, примерно каждые полгода приходится менять аккумулятор, дома уже скопилось несколько, а куда их девать, что с ними делать? На нем стоит знак - «не бросать в урну», а в городе нет мест сбора таких отходов для последующей утилизации». У меня совесть не позволяет просто выкинуть его, поэтому они хранятся дома, - поделился опытом Исабаев.

Уже общеизвестна токсичность подобных отходов, так как они содержат тяжелые металлы (ртуть, кадмий, хром, свинец) и озоноразрущающие хлорсодержащие углероды. Помимо этого, электронные отходы (э-отходы) содержат железо, медь, золото, серебро, алюминий, палладий — те металлы, которые можно использовать вторично при правильном извлечении. То есть их обработка представляет собой экономические возможности, но запуск подобного производства сложный и дорогостоящий.

На данном этапе развития региона у жителей нет возможности правильной с экологической позиции утилизации отходов: старых компьютеров, телевизоров, мобильных телефонов и их деталей. Как отметил руководитель ОсОО «Каскад — Ош ЛТД» по продаже и ремонту техники Юрий Цымбалюк, после ремонта оргтехники они вынуждены складировать э-отходы и следить за их хранением, чтобы они не стали контактировать с землей и осадками, иначе произойдет выделение веществ в почву.

- Утилизация отходов — глобальная проблема и решение ее на уровне одного региона не будет столь эффективным из-за дороговизны перерабатывающего производства, - заметил предприниматель.

В качестве одного из вариантов решения он привел пример, когда в некоторых странах в стоимость автомобиля заложены расходы на его последующую утилизацию. И в нашей стране при продаже электроники можно включить эти расходы, что составит примерно треть от общей суммы, что отразится на спросе.

Владелец фирмы по ремонту и обслуживанию оргтехники «Арсенал» Александр Базаров поделился опытом сокращения объема отходов - ремонт техники с последующей передачей ее социальным учреждениям (детским домам, интернатам, домам престарелых).

Начальник отдела Государственной экологической и технической инспекции города Ош Асанбек Мамыраимов сказал, что фирмы по обслуживанию оргтехники должны сами контактировать с предприятиями по переработке. Он добавил, что на мусорном полигоне таких отходов мало. Также он предложил запретить точки ремонта сотовых телефонов на местном базаре, чтобы это делали в специализированных пунктах.

Сопутствующее решение проблемы - это широкое информирование общественности о необходимости соблюдения правил утилизации э-отходов путем проведения уроков в школах, выпуска материалов в средствах массовой информации.

Следующий этап - открытие пунктов сбора э-отходов, куда люди могли бы принести ненужную технику. При накоплении достаточного объема ее можно будет вывезти в Бишкек на одно из предприятий по переработке и утилизации.

Эта поэтапная работа подразумевает тесное сотрудничество местных общественных и международных организаций с мэрией, муниципальным предприятием «Ош Тазалык», Государственной инспекцией по экологической и технической безопасности, СМИ.

Фото Даниля Усманова из сайта Kloop.kg

430

Написать комментарий: