Формальные рамки
Общественно-политическая история суверенного Кыргызстана насчитывает чуть более тридцати лет. В силу значительной поляризации политических предпочтений граждан, частой их смены, социальные процессы нередко проходили хаотично, без четкого понимания куда и зачем движется страна.
С другой стороны, даже при таком идеологическом беспорядке, в обществе была и продолжает оставаться рамка, которая удерживает страну в заданном, пусть крайне широком и извилистом, но все же русле, за пределы которого она не выходила.
Такой рамкой всегда являлась демократия.
Любые другие системы управления – монархия, диктатура, клерикальное правление, тоталитаризм – не находили и не находят массовой поддержки ни среди общественности, ни среди официальных властей, которые, естественным образом, ориентируются на настроения основной массы граждан.
Демократия, как социально-политическая концепция управления, изначально, в самом узком смысле, понималась как выборность власти, но со временем концепции демократического управления к выборным процессам, в обязательном порядке стали добавлять наличие системы признания и защиты прав человека.
Необходимость выборности власти, равно как и важность защиты прав человека, на формальном уровне ни со стороны властей Кыргызстана, ни со стороны общественности никогда не подвергались сомнению, а наоборот ставились в качестве важного ориентира в развитии страны.
При этом, конечно, на демократию и ее девиации в Кыргызстане, были и есть разные точки зрения, которые иногда далеко расходились в части теории и пактического их выполнения. Поэтому для достижения высоких демократических стандартов
Кыргызстану еще предстоит пройти долгий и сложный путь.
Более того, выбранный демократический вектор развития вовсе не означает отсутствие рисков сваливания в диктатуру или авторитаризм на каком-либо этапе развития страны. Такие риски есть практически у любой страны, в том числе конечно и у Кыргызстана, с его значительными проблемами в области устойчивости политических традиций и экономического развития.
Рассматривая уже пройденный путь становления демократии в Кыргызстане, можно условно поделить его на три этапа, где ключевыми критериями предлагается использовать форму правления и особенности развития государственно-правового режима.
Используя такой подход, условно, социально-политические процессы в Кыргызской Республике можно поделить на три этапа:
Республика 1.0: 1991–2010 гг.
После развала СССР в Кыргызстане провозглашается построение демократической республики и устанавливается смешанная, президентско-парламентская форма правления. Эта система подразумевает, что в формировании исполнительной ветви власти – правительства - участвуют как парламент, так и президент.
Данный период характеризуется частой сменой конституции с постепенным усилением роли и полномочий президента.
При президенте А. Акаеве Конституция менялась пять раз (1994, 1996, 1998, 2001 и 2003 гг.), и все изменения носили односторонний характер, направленный на усиление позиций президента.
После массовых протестов в 2005 году, формальным поводом для которых послужили существенные нарушения на выборах в парламент, А. Акаев бежал из страны и новым президентом был избран К. Бакиев. При К. Бакиеве Конституция менялась дважды (2006 и 2007 гг.).
Форма правления и государственно-правовой режимы при А. Акаеве и К. Бакиеве имели некоторые отличия, но в целом характеризовались как режимы с постоянным усилением роли президента за счет снижения роли парламента.
Кроме того, для обоих режимов был характерен такой социально-политический феномен как «семейное правление». Члены семьи президентов косвенно или напрямую вмешивались в процессы управления страной, а также старались контролировать прибыльные предприятия и даже целые отрасли экономики страны.
На фоне усиления влияния президентов и членов их семей, в стране росло недовольство и, как следствие, влияние оппозиционных сил, которые с целью свержения президентов, на короткий период времени объединяли свои силы и достигали результата.
Республика 2.0: 2010–2020 гг.
В 2010 году, после массовых народных протестов и смещения К. Бакиева, Конституция КР была вновь изменена, а роль политических партий и парламента существенно повысилась. В указанный период в стране было три президента: Р. Отунбаева (2010–2011), А. Атамбаев (2011–2017) и С. Жээнбеков (2017–2020).
В стране по-прежнему существовала смешанная форма правления, однако вектор развития официально и, в определенной степени фактически, был изменен.
Страна взяла курс на построение парламентской республики.
И действительно, при том, что роль президента по-прежнему была достаточно большой, Жогорку Кенеш также стал играть более существенную роль в определении и реализации политики в стране, чем это было при А. Акаеве и К.Бакиеве.
Усиление роли парламента, в определенной степени, сыграло положительную роль в части развития демократических процессов. Стало больше возможностей для развития политических партий и политического плюрализма. Негативный опыт «семейного правления» ушел в прошлое.
Вместе с тем возникли проблемы, связанные с так называемой «безответственностью» парламента, когда принятие решений зачастую тормозилось из-за разобщенности политических элит в высшем законодательном органе. Коррупционные процессы также, как и на предыдущем этапе, продолжали оставаться значительной социальной проблемой.
Все это вызывало обоснованное недовольство части общественности. На этом фоне в стране стал возникать запрос на т. н. «сильную руку», которая, по мнению некоторых слоев населения, нужна была для наведения порядка в стране.
Республика 3.0: 2020 г. – по настоящее время
После длительного периода эпидемии Ковид-19 и связанных с ним ограничений (2019–2020 гг.), а также нарушений на осенних парламентских выборах, в октябре 2020 г. в стране возникло социальное напряжение, вылившееся в общественные протесты и внеочередную смену власти.
Пришедший к власти С. Жапаров провозгласил очередную конституционную реформу с переходом к новой форме правления – президентской республике. Этот переход создал новую реальность с повышением концентрации власти в руках президента, снижением роли парламента в формировании правительства и в целом в определении и реализации политической повестки в стране.
В силу концентрации власти в руках президента относительно быстрее стали приниматься управленческие решения.
С одной стороны, определенными слоями населения это отмечается как позитивный сдвиг, с другой, оппозиционные силы указывают на повышение рисков, связанных с недостаточным общественным обсуждением и, как следствие, недостаточной прозрачностью некоторых государственных решений.
При этом в целом по стране снизился уровень политического плюрализма.
Одновременно с этим в политический лексикон страны стал входить термин дуумвират. При влиятельном президенте С. Жапарове, относительно сопоставимой по влиятельности стала фигура председателя ГКНБ и заместителя председателя кабинета министров К. Ташиева. Современный этап развития страны показывает, что в Кыргызстане вполне приживаются различные способы управления.
Заключение
Таким образом можно выделить три этапа – три республики, которые имели место за относительно короткий исторический период. После длительного периода (19 лет) смешанной формы правления, страна, хоть и продолжала иметь форму правления смешанного типа, но официально взяла курс на построение парламентской республики и медленно двигалась в этом направлении (10 лет), однако в 2020 году сделала поворот в сторону президентской республики и пока идет по этому пути (2 года).
Разные формы правления, сами по себе, имеют как плюсы, так и минусы. При этом кроме формы правления есть еще и государственно-правовой режим – совокупность фактически используемых, стоящими у власти группами, способов осуществления государственной власти.
Одинаковая форма правления, при разных политических лидерах и околовластных группах, может создавать разные методы и способы реализации власти, что наглядно демонстрирует политическая система Кыргызстана.
Комментарии