Когда корабль не знает, в какой порт направляется, никакой ветер не будет попутным. “ — Сенека 4 - 65 до н.э.
Вот уже три недели как жизнь всего мира определяется событиями, происходящими вокруг военных действий между Россией и Украиной. Глубину тектонических изменений в глобальном мироустройстве еще предстоит осознать и проанализировать. В этой статье речь пойдет о том, как происходящие события отразились и еще отразятся на экономике Кыргызстана.
Уже сейчас можно утверждать, что воздействие на нашу привычную жизнь будет сравнимо по силе разве что с распадом Советского Союза и произошедшей затем полной перестройкой всех экономических процессов, формирования совершенно новых экономических связей и новой структуры экономики. Эти процессы заняли по времени целое десятилетие, Кыргызстан конца 90-х годов отличался от Кыргызстана начала независимости практически во всем. Не исключаю, что и в этот раз перемены займут несколько лет, в течение которых нам придется искать новую роль страны в сложившейся экономической реальности.
Что происходит
В настоящее время на экономику Кыргызстана воздействуют следующие факторы.
Во-первых, справедливости ради начнем с непосредственно самих боевых действий, ведущихся на территории Украины, хотя сами по себе они оказывают наименьший эффект на нашу экономику. Мы находимся в удалении от театра боевых действий, потока беженцев к нам нет. Естественно, что пострадали внешнеэкономические отношения с Украиной, но объемы взаимной торговли были невелики. Так по итогам 2020 года Кыргызстан экспортировал в Украину товаров на сумму 8,6 млн. долларов США, а импортировал на 51,7 млн. долларов[1].
Однако, по отдельным видам лекарственных препаратов и продовольственных товаров Украина играла достаточно значимую роль. Представители отечественных фармацевтических компаний уже заявили, что ввиду сложившейся ситуации между двумя странами все размещенные заказы в Украине аннулированы, и возможность возобновления поставок остается неизвестной[2]. Кроме этого естественно, что в настоящее время полностью ограничен транзит товаров через территорию Украины, однако он не являлся значимым для кыргызстанских перевозчиков.
Ко второй группе факторов можно отнести экономические санкции, введенные рядом стран против России. Масштабы этих санкций беспрецедентны. Никогда такая крупная экономика как российская не подвергалась таким ограничениям. В настоящее время на Россию наложено более 5 с половиной тысяч различных санкций, что делает ее наиболее санкционированной страной в мире. К примеру, на находящийся на втором месте Иран действует 3,6 тысяч санкций[3].
Число санкций постоянно увеличивается, практически каждый день против России вводятся дополнительные ограничения. Основные санкции были наложены на финансовую систему, импорт Россией высокотехнологичной продукции и продукции двойного назначения, сектор гражданской авиации, энергетический сектор. Несколько крупных российских банков были отключены от системы SWIFT. Практически полностью закрыт доступ российских компаний и банков к рынкам капитала. США и Канада также ввели запрет на импорт нефти и других энергоносителей из России. Запрещен импорт сталелитейной продукции. Ряд стран ввели запрет на выдачу виз для российских граждан.
Основной удар санкций пришелся на Центральный Банк России, который потерял доступ к большинству своих резервов и практически лишился возможности поддерживать национальную валюту и предпринимать другие действия по поддержке российских финансовых учреждений и компаний. Даже в этих условиях Центробанк России предпринял отчаянные меры, пытаясь спасти курс рубля, подняв учетную ставку с 9,5% до 20%, обязав экспортеров продавать 80% валютной выручки, ограничив снятие валюты со вкладов до размера 10 000 долларов и ряд других мер. Но, несмотря на это курс рубля упал более чем на 30%, а из-за введенных ограничений, фактически рубль потерял статус конвертируемой валюты и средства платежа.
Санкции против России были введены практически всеми развитыми странами мира, включая ЕС, США, Канаду, Японию, Южную Корею, Швейцарию, Сингапур, Австралию и другие.
Помимо самих санкций Россия в настоящее время подвергается экономической блокаде, вызванной либо солидарностью бизнеса с Украиной, либо повысившимися рисками, либо комбинацией этих двух факторов. Сотни крупных иностранных компаний свернули или собираются сворачивать свою деятельность в России. Причем речь идет о таких гигантах как Apple, Airbnb, Boeing, Google, McDonald’s, Microsoft, Nestle, Netflix, Nike, Paypal, Volkswagen и т.д. Ряд крупных перевозчиков перестал осуществлять перевозки в Россию, причем речь идет и о транзитных перевозках.
Кыргызстан уже непосредственно ощутил на себе эффект от введенных против России санкций. Из-за ограничений на российскую финансовую систему наши трудовые мигранты испытывают значительные трудности в осуществлении денежных переводов в Кыргызстан, наши экспортеры в получении оплаты за поставленные товары, импортеры в оплатах за поставки российской продукции. Значительно сокращено количество авиарейсов между нашими странами. Ограничены поставки в Кыргызстан из других стран, которые шли транзитом через территорию России, грузоперевозчикам приходится искать альтернативные маршруты.
Ну и третья группа факторов, которая представляет наибольшую угрозу для экономики Кыргызстана, это уже непосредственно экономический кризис в России вследствие введенных санкций и экономической блокады. Россия является крупнейшим торговым партнером Кыргызстана и основным направлением для трудовой миграции. В результате, за прошедшие 3 недели наша национальная валюта девальвировала почти на 20%. Для предотвращения дальнейшего падения Национальный банк Кыргызстана запретил коммерческим банкам, обменным бюро и микрокредитным компаниям вывозить из страны доллары США, а также поднял учетную ставку до 14%. Это означает автоматическое удорожание кредитов.
Многие предприятия ориентированные на Россию, в частности швейного сектора, рыбные хозяйства приостановили временно свою деятельность из-за отказа российских контрагентов работать в условиях подобной курсовой нестабильности.
Начался рост цен, а по ряду товаров первой необходимости таких как сахар, растительное масло или мука уже ощущается дефицит. По прогнозам, инфляция в 2022 году может составить не менее 12%, что будет самым высоким показателем за последние 20 лет.
Также российскими властями с целью защиты внутреннего рынка и недопущения роста цен введен запрет на экспорт в страны ЕАЭС зерновых, сахара, а около 200 наименований товаров, включая технологическое, телекоммуникационное, медицинское оборудование, транспортные средства, сельхозтехника, электрическая аппаратура, железнодорожные вагоны и локомотивы, контейнеры, турбины, станки могут ввозиться в страны ЕАЭС только после получения разрешений.
Резюмируя, можно сказать, что уже сейчас по происшествии меньше месяца с начала военной операции России в Украине экономика Кыргызстана получила сильный шок. Однако, похоже это только начало глубокой экономической рецессии и кардинального переформатирования существующей экономической модели.
Чего ожидать дальше
Все дело в том, что с экономической точки зрения Кыргызстан по сути является одним из субъектов России. Экономические связи настолько глубокие, что любой экономический кризис в России будет зеркально отражаться и в Кыргызстане. В первую очередь речь идет о наших трудовых мигрантах. По разным оценкам до 30% трудоспособного населения Кыргызстана работают в Российской Федерации. Если посмотреть на объем денежных переводов в Кыргызстан, то за последние 5 лет доля России не опускалась ниже 97%, а ежегодные поступления составляли около 2,5 миллиардов долларов США[4].
Источник: НБКР
Любой обзор экономики Кыргызстана за последние 15-20 лет отмечал эту чрезвычайно высокую зависимость страны от трудовой миграции и вызываемые этим риски в случае экономического кризиса в России. Всемирный банк уже спрогнозировал падение поступлений от мигрантов для Кыргызстана в размере 33% в 2022 году. Возможно, эта оценка окажется даже слишком оптимистичной.
Также РФ является крупнейшим внешнеторговым партнером Кыргызстана. По итогам 2021 года доля России в нашем импорте составила 33,6%, а в экспорте 24,9%. В основном в Россию экспортировалась продукция сельского хозяйства, предметы одежды и принадлежности к одежде и недрагоценные металлы. Основные импортные поставки это горюче-смазочные материалы, металлы, древесина, продукты питания, транспортные средства. И по многим жизненно важным позициям, например, по ГСМ заменить российские поставки очень сложно, если вообще возможно.
Источник: НСК КР
Доля России в прямых иностранных инвестициях не так высока, но все же занимала достаточно высокое место. По итогам последних 5 лет по этому показателю Россия уступала только Китаю.
Источник НСК КР
Насколько сильным будет экономический кризис в России? Учитывая количество и серьезность введенных санкций, можно с большой долей уверенности сказать, что конечной их целью является полное разрушение экономики. Россия уже лишилась доступа к рынкам капитала, финансовым платежам, технологиям, значительной доли авиасообщения. Те немногие экспортные поставки, которые еще разрешены, будут продолжать ограничиваться.
Так 9 марта Еврокомиссия предложила странам Евросоюза план полного отказа от угля нефти и газа из России к 2030 году, а две трети этих поставок будут прекращены уже к концу 2022 года. Надежды, что часть санкций удастся обойти через страны, которые к ним не присоединилась, например Китай, пока не оправдываются. Уже сейчас большинство экономистов прогнозируют падение ВВП России в этом году в двухзначных цифрах и считают, что по масштабам данный кризис не сравним даже с 1998 годом.
Центробанк России увеличил прогноз по инфляции на 2022 год до 20%, что вкупе с падением экономики и сокращением рабочих мест приведет к резкому обнищанию населения. Таким образом, в условиях падения экспортной выручки и оттока капитала можно прогнозировать дальнейшую девальвацию рубля, сохранение ограничений на конвертацию, а следовательно возникновения черного рынка валюты.
Введенные санкции носят бессрочный характер, на их снятие по уже имеющейся международной практике могут понадобиться долгие годы, если не десятилетия, даже в случае если будет устранена причина, по которой эти санкции были введены. А политического урегулирования военного конфликта в Украине пока не просматривается. Более того, военные действия будут требовать все больше ресурсов, что в какой-то момент может привести к введению в России полностью мобилизационной экономики с прекращением действия остатков рыночных механизмов.
В этих условиях следует ожидать возвращения значительной части трудовых мигрантов из России, уменьшения денежных переводов, значительного сокращения нашего экспорта на российский рынок, включая поставки швейной и сельскохозяйственной продукции и реэкспорта товаров, так как новое соотношение рубля и сома значительно ухудшает конкурентоспособность таких поставок, а дальнейшие проблемы с конвертацией рубля могут в какой-то момент сделать торговлю с Россией вообще бессмысленной, так как у российских покупателей просто не будет долларов, чтобы платить за импорт.
В Кыргызстане также следует ожидать в ближайшие годы падения ВВП, роста цен, ползучей девальвации сома и значительного обнищания населения. Главной проблемой станет безработица. Ведь даже в случае, если не произойдет значительного возвращения мигрантов из России ежегодно в Кыргызстане в трудоспособный возраст вступает не менее 100 тысяч человек.
Аналогичного количества рабочих мест в экономике не создается и трудовая миграция позволяла сбрасывать это давление на рынок труда. Но в новых условиях не стоит ожидать, что граждане Кыргызстана будут выезжать в Россию на заработки в прежних масштабах, а доступных по количеству альтернативных зарубежных трудовых рынков пока нет.
Новая учетная ставка Национального Банка КР в размере 14,5% хоть и будет способствовать ограничению девальвации и инфляции, но при этом также приведет к значительному удорожанию кредитных ресурсов для физических и юридических лиц, а значит к ухудшению доступа к финансированию и ограничению экономической активности.
Из-за введенных Россией ограничений на экспорт продовольственных товаров, в частности зерна и сахара, можно ожидать значительного ухудшения ситуации с продовольственной безопасностью в Кыргызстане. Похожая ситуация может сложиться с поставками из России и Украины лекарственных средств, доля которых в настоящее время составляет около 60%.
Согласно нормам ЕАЭС, Кыргызстан получает фиксированную долю доходов от таможенных поступлений Союза в размере 1,9%. Из-за санкций и девальвации рубля очевидно, что объемы импорта в ЕАЭС значительно сократятся, что приведет к пропорциональному выпадению доходов нашего бюджета по этой статье.
Также к числу рисков можно отнести возможное отключение России от сети Интернет. В настоящее время операторы связи Кыргызстана получают доступ в Интернет в основном через российские каналы, что ставит под угрозу качество и вообще доступ к глобальной сети в нашей стране.
Неблагоприятные последствия и возможные риски для экономики Кыргызстана можно перечислять еще долго. Будут затронуты практически все сферы и отрасли от транспортной до туристической. В целом при планировании дальнейших действий нужно понимать, что наиболее вероятный сценарий на следующие много лет – это превращение нашего основного экономического партнера в страну изгоя, с катастрофическим падением покупательной способности и деградацией экономики, которая будет становиться все более закрытой и менее рыночной.
Что делать?
Меры, которые следует предпринять Кыргызстану в этой ситуации можно разделить на краткосрочные и более долгосрочные.
Краткосрочные антикризисные меры должны включать:
- Сохранение строгого нейтралитета Кыргызстана по отношению к военному конфликту между Россией и Украиной и максимальное донесение этой позиции до международного сообщества с целью избегания возможных санкций, а также бойкотирования экономических связей с нашей страной. К сожалению, уже были прецеденты разрывов контрактов и ограничения поставок в Кыргызстан из-за подозрений в нашей поддержке проводимой специальной операции;
- Отслеживание и пресечение действий по возможному использованию кыргызстанских компаний и банков для обхода санкций, введенных против России и Белоруссии. Международное сообщество сейчас настроено достаточно решительно и контрмеры могут последовать незамедлительно;
- Проведение Национальным банком Кыргызстана политики по сглаживанию резких колебаний обменного курса сома, чтобы его курс определялся создавшимися новыми экономическими реалиями и новым платежным балансом, а не паническими настроениями;
- С целью сокращения количества банкротств среди заемщиков и сохранения финансовой системы следует провести реструктуризацию валютных кредитов в сомовые. Для валютных кредитов, выданных Росийско-Кыргызским Фондом Развития целесообразно провести реструктуризацию путем вхождения Фонда в уставной капитал;
- Перевод кыргызских банков, использующих российские процессинговые центры, на другие платформы;
- Необходимо отменить все антиковидные ограничения для туристов и разрешить, наземное пересечение границы без ограничений;
- В настоящее время из России, Белоруссии частично Украины происходит массовый исход высококвалифицированных специалистов. Мы можем воспользоваться данной возможностью привлечь их в нашу экономику, предоставив возможность удаленной регистрации физических и юридических лиц, включая налоговую регистрацию. НБКР должны быть внесены изменения в законодательство позволяющие дистанционное открытие банковских счетов гражданами этих стран. Необходимо определить конечный единый список документов, необходимый для открытия ИП нерезидентами;
- В срочном порядке обеспечить фермеров семенами, ГСМ и другими ресурсами для проведения весенне полевых работ. На мировых рынках уже происходит значительный рост цен на продовольствие. Высока вероятность внедрения ограничений на вывоз продовольственных товаров;
- Провести корректировку бюджета с учетом экономического кризиса и выпадения таможенных поступлений от ЕАЭС;
- Провести фиксацию обменного курса для всех платежей государству, установленных в иностранной валюте по курсу на 20 февраля 2022 года, включая налоговые и таможенные платежи;
- Предоставить компаниям экспортерам средства в виде долгосрочных льготных кредитов для пополнения оборотных средств и избегания банкротства. Сейчас многие поставщики сырья и оборудования перешли на 100% предоплату, что вымывает средства у бизнеса. Сохранение экспортного потенциала позволит сократить ущерб от выпадения денежных переводов от мигрантов;
- Резервировать каналы по получению интернета через Китай, а также спутниковых каналов;
- В целях налаживания альтернативных маршрутов в обход территории России и Белоруссии провести переговоры с Туркменистаном и другими странами по транзиту наших грузовых машин.
Помимо этих срочных антикризисных мер необходимо начать работу по структурной перестройке нашей экономики, поиску новых рынков для наших товаров, созданию максимального количества рабочих мест внутри страны и новых направлений для трудовой миграции. Главным приоритетом должна стать экспортная ориентированность, чтобы заменить выпадающий объем валютных поступлений от трудовых мигрантов и существенную потерю российского рынка.
К числу структурных долгосрочных мер можно отнести следующие:
- Создание единого экспортного органа, который бы оказывал поддержку экспортерам и сельхозпроизводителям в проведении переговоров, получении необходимых документов и разрешений, строительстве лабораторий и другой необходимой инфраструктуры при выходе на новые экспортные рынки, включая Китай, Индию, ЕС, Японию, Корею, страны Ближнего Востока, Турцию и другие;
- Создание механизма хеджирования валютных рисков для производителей, которые берут кредиты в иностранной валюте;
- Сокращение регулятивной и финансовой нагрузки на горнодобывающий сектор, введённой в последнее время и приводящей к массовому уходу инвесторов. В частности речь идет о сокращении ставки за удержание лицензий, за использование поверхностных вод, возврата доступа инвесторов к крупным месторождениям. В предстоящие годы каждая единица экспортной валютной выручки будет на вес золота, а продукция горнодобывающего сектора одна из немногих, которая имеет устойчивый спрос на мировых рынках;
- Расширение списка безвизовых стран. Внедрение возможности получения вида на жительство иностранными гражданами при инвестировании определенной суммы;
- Также для стимулирования туризма можно создать игровые зоны без возможности их посещения местными гражданами;
- Отмена НДС в 12% при оплате зарубежных услуг для резидентов парка высоких технологий и предоставление возможности по добровольному патенту работникам IT сферы, включая иностранных граждан. Это позволит удержать часть зарубежных IT специалистов, выбравших Кыргызстан как место для первоначального отъезда;
- Осуществление трудоемких национальных проектов, включая начало строительства железной дороги из Китая в Узбекистан. Это также позволит в перспективе получить выход на новые рынки и увеличить транзитный потенциал Кыргызстана;
- Дальнейшее расширение политики Открытого Неба и привлечение инвестиций в инфраструктуру аэропортов с целью привлечь международных авиаперевозчиков, которые больше не могут осуществлять полеты над территорией России.
Заключение
Кыргызстан не виноват в текущем кризисе и сложившейся тяжелейшей экономической ситуации. Нам придется провести глубокую перестройку нашей экономики. Эта перестройка в любом случае произойдет, и власти страны могут только ускорить ее, предпринимая необходимые меры и реформы и сокращая этим период экономического кризиса. Либо мы сможем быстро перестроиться и вписаться в новую экономическую реальность, либо нас ждут долге годы нищеты и прозябания. Самое плохое, что может произойти, если мы окажемся по ту сторону железного занавеса, который в настоящее время опускается на Россию и Белоруссию. Также нет смысла просто сидеть и ждать, когда пройдут тяжелые времена, в этот раз нам придется быстро меняться и учиться жить по-новому.
Фото сайта ia-centr.ru
[1] Источник. Нацстатком КР
[2] https://24.kg/obschestvo/225977_situatsiya_vukraine_kyirgyizstan_ojidayut_pereboi_spostavkami_lekarstv/
[3] https://www.economist.com/briefing/2022/03/05/western-sanctions-on-russia-are-like-none-the-world-has-seen
https://www.energymonitor.ai/special-focus/ukraine-crisis/what-will-be-the-impact-of-western-sanctions-on-russia
[4] Источник: НБКР
Комментарии