Как менялась ситуация с продовольственным обеспечением в стране?
Вопрос продовольственной безопасности сегодня актуален для ряда стран Центральной Азии. Он обусловлен множеством факторов, влияющих на снижение возможностей населения покупать продукты питания.
Страны постсоветской Центральной Азии демонстрируют низкую эффективность в сравнение с советским периодом. Были утеряны многие технологии аграрного сектора. Наука, оставшаяся без бюджетного обеспечения государства (особенно в Кыргызстане), переживала стагнацию или же разрушалась.
Государственное имущество в сфере сельского хозяйства, уходя с молотка, в результате бездумной политики государства приходило в упадок. Увеличивающаяся зависимость от мирового или регионального рынка, растущее население, недостаточная эффективность ведения сельского хозяйства понижали уровень продовольственной безопасности.
При этом природные и сельскохозяйственные ресурсы (пресная вода, посевные площади и проч.) истощались. Государство как правило не имело политической воли решать подобные вопросы, а частный сектор не готов был вкладывать в долгосрочное развитие производственного потенциала (куда можно включить и сельское хозяйство).
В прошлом году ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) в своем бюллетене указывала, что в нашей стране существенно выросли цены на продовольствие. Около 40% бюджета домохозяйств тратится в среднем на продовольствие. Длительные сбои в логистике (поставке) и работе рынков нарушили производственно-сбытовые цепочки, увеличивая нехватку продовольствия, что стимулировало рост цен на жизненно важные продукты питания.
В мире разворачивается экономический, а в отдельных странах и политический кризис, вызванный пандемией и раздутым финансовым пузырем (по мнению ряда экономистов). В регионе особенно остро вопросы продовольственной безопасности встали в этом году в Туркменистане.
Нехватка продуктов питания, несмотря на заверения кабмина нашей страны, породила в обществе вопросы: не возникнет ли в республике голод, вызванный недостатком продовольствия? Вопреки оптимистичным прогнозам властей политолог Азамат Темиркулов полагает, что сегодня в Кыргызстане не может быть и речи об экономическом росте – необходимо думать о выживании.
Пандемия коронавируса оказала негативное влияние на перевозки, хранение, сбыт, финансовую стоимость и доступность сельскохозяйственной продукции. В целом экономика страны сжалась на 8,6%, из которых 6,6% приходится на сферу производства. Проблемы сбыта перекликаются с ограничением деятельности животноводческих рынков. Сообщается об усугублении проблем со сбытом продуктов растениеводства и животноводства. Среди аграриев денежные проблемы сильнее всего ударили по фермерам-животноводам.
Фермеры-растениеводы начали испытывать серьезные проблемы с доступностью ресурсов в виде семян и удобрений. При этом в стране наблюдается снизившийся спрос на товары по причине снижения покупательской способности граждан. Но вместе с тем наблюдается положительная динамика в сфере денежных переводов, которые оказывают помощь домовым хозяйствам. В кризисных ситуациях население как правило закупается впрок товарами первой необходимости, что способствует ажиотажу, некоторому дефициту и, как следствие, росту цен.
Согласно официальным данным, ежегодная потребность Кыргызстана в муке составляет приблизительно 600 тысяч тонн.
Однако, как утверждает Радио «Азаттык», по неофициальным оценкам эта цифра варьируется в пределах 1–1,5 млн тонн. Имеющаяся разница между приведенными показателями фактически завозится извне. Основными поставщиками муки в Кыргызстан являются Россия и Казахстан.
На сегодняшний день наша страна лидирует по росту цен на продовольствие среди стран ЕАЭС (+15,8%). Вместе с тем рост потребительских цен уже в марте в 4,3 раза опередил темпы прироста зарплат, а инфляция съела 6,4% зарплат кыргызстанцев, что в денежном эквиваленте составляет дополнительных 1 тысячу 104 сома. Если по стране реальная заработная плата в среднем составляет около 18–19 тыс. сомов, то в Баткенской области она варьируется в пределах 13–14 тыс.
Несмотря на то, что официальные данные говорят о 10-процентной инфляции, цены на отдельные продовольственные товары выросли на 50 и более процентов. При этом стоимость продуктов примерно одна и та же по всей стране. Стремясь бороться с ростом цен, государство с 25 мая ввело сроком на 90 дней госрегулирование цен на сахар (его годовая потребность составляет около 110 тыс. тонн, где отечественное производство покрывает всего 50% потребностей) и подсолнечное масло (которого в стране производиться лишь 15% от потребностей).
Однако это не мешает росту цен на эти продукты (за период с мая 2020 по май 2021 масло подорожало практически в 2 раза, а сахар – в полтора). Так как мука и сахар являются биржевыми товарами, их стоимость зависит от мировых цен.
Подорожание мясной продукции в прошлом и начале этого года были вызваны отчасти запретом на вывоз домашнего скота из Казахстана. Это привело к росту спроса на производимое у нас мясо в Таджикистане и Узбекистане.
Сильный рост цен наблюдается на ГСМ. Это отражается на стоимости произведенных продуктов. Как известно в России существует нехватка топлива. Эта ситуация вызвана повышенным спросом на топливо в Европе. Россия старается заполнить повышенный спрос там. Как полагают эксперты, топливо в этом месяце может подорожать еще на 2–3 сома или даже выше. Особенно тревожным является выступление главы Минсельхоза, который признает проблему надвигающегося недосбора сельскохозяйственных культур, которые могут быть вызваны рядом факторов, в том числе и маловодьем.
Само же Министерство сельского хозяйства готовится к кризису, договаривается о закупках продуктов в резерв. Там утверждают, что будет закуплено порядка 15 тыс. тонн казахской пшеницы. Вместе с этим Китай выделит около 40 тыс. тонн муки, 20 тыс. тонн сахара и 20 тыс. тонн растительного масла. Вся продукция поступит в госрезерв. Фермеры Чуйской области заявили, что из 100 засеянных гектар высохло уже 6%. В Ассоциации кукурузоводов отмечают, что если не решать оперативно вопрос с водой, то в этом году может погибнуть около 60% урожая.
Баткенская область: как не стать депрессивным регионом
Баткенская область является дотационной и самой бедной. Здесь одним из самых ценных ресурсов является развитие. Управленческий потенциал является также достаточно слабым. Наблюдается неэффективное использование природных ресурсов (поливной воды). Низкий уровень безработицы по области объясняется высоким уровнем миграции населения (одним из самых больших по стране), что сильно тормозит развитие области, так как некому работать и развивать ее.
Около 34% населения живут за счет денежных переводов трудовых мигрантов.
Цены на продовольствие в Баткенской области являются достаточно высокими. Так 3 июня здесь была зафиксирована самая высокая стоимость сахара – 70 сом/кг. Мясо продается по 430–440 сомов за кг. При этом доход населения один из самых низких по стране.
Кыргызстан решил приостановить торговое сотрудничество с Таджикистаном после вооруженного противостояния. По данным Нацстаткома, в 2019 году товарооборот стран составил 67 млн долларов. В 2020 году из-за пандемии объемы сократились до 37 млн. В январе-феврале нынешнего года он составил 8,2 млн долларов. Из этой суммы на долю экспорта пришлось 7,1 млн долларов, а импорт составил чуть более 1 млн долларов.
На экспорт Кыргызстана приходится около 80–90% от товарооборота. Кыргызстан продает в Таджикистан в основном живой скот, молоко, яйца и другие продукты питания, а также полуфабрикаты, овощи, фрукты и сухофрукты. Большими объемами идет ГСМ. Соседняя же республика завозит в КР стройматериалы, хлопок, ткани, овощи, фрукты и сухофрукты, а также алкогольные и безалкогольные напитки, одежду и другие товары.
Вместе с тем в результате перехода конфронтации в пространство «торговых войн», резко упало наличие продукции, поставляемой контрабандным путем. В Баткенской области 21 мая из числа сотрудников Государственного комитета национальной безопасности, Министерства внутренних дел, Таможенной и Налоговой служб сформировали четыре оперативные группы по борьбе с контрабандой. Они будут бороться с незаконной торговлей на границе.
Складывающаяся ситуация со снижением торговли будет так или иначе способствовать падению благосостояния жителей Баткенской области. Вместе с тем бизнес-консультант «Центра поддержки предпринимательства» в Баткенской области Дастан Турдуев в закрытии границ с Таджикистаном видит плюсы. Он полагает, что в случае закрытых границ у области есть шансы развивать перерабатывающую промышленность.
Снижение покупательской способности населения Баткенской области будет стимулировать вывоз некоторой сельскохозяйственной продукции, которая здесь производится. В результате роста стоимости продукции, произведенной здесь, она может приближаться к стоимости продуктов, произведенных в ближнем и дальнем зарубежье.
Повышающая депрессивность региона на фоне обостренной ситуации с Таджикистаном будут отражаться на миграции населения и снижения здесь человеческих ресурсов. Это в свою очередь будет снижать и без того низкий уровень самообеспечения области, делая ее еще более дотационной.
Решения выхода из кризиса
Эксперт в сфере сельского хозяйства Бакыт Мамытканов предлагает убрать НДС (12%) на экспорт сахара, растительного масла, зерна. Это позволило бы сделать поставки бесперебойными и загрузить работой мукомольные комбинаты.
Маловодье, которое наблюдается по стране, также не обходит и Баткенскую область. По словам директора Агентства по водным ресурсам, сегодня Орто-Токойское водохранилище с объемом в 480 млн кубометров было открыто с пропускной мощностью на 120 куб/сек, что является максимальным показателем за длительную историю. При продолжении такого пропуска и низкой приточности, к 17–18 июля водохранилище может быть максимально выработано, что приведет к ощутимому недостатку воды. Это ожидаемо поспособствует недосбору урожая, что в свою очередь повлечет за собой рост цен на основные продукты питания.
Для снижения рисков продовольственного кризиса в области, особенно в наиболее уязвимых районах, государству необходимо ввести регулирование роста цен в области при обеспечении необходимыми продуктами питания. Конечно же в пределах разумного.
Безусловно необходимо в скорейшие сроки решать приграничный вопрос с Таджикистаном всеми действенными и эффективными способами. Это даст возможность открыть границы для ведения торговли с соседями.
Также правительству страны необходимо в долгосрочной перспективе налаживать сотрудничество с международным сообществом для более эффективного обеспечения продовольственной безопасности. Необходимо налаживать сотрудничество с аграрными исследовательскими центрами, научными институтами, бизнес-сообществом для обеспечения страны наилучшими сортами аграрной продукции.
Необходимо разработать и реализовать эффективную и результативную программу по привлечению в страну современных технологий, рационально использующих ресурсы (в первую очередь водные и земельные), а также увеличивающих продукцию, которая в свою очередь будет повышать продовольственную независимость страны и, в частности, Баткенской области. Работа должна проводиться в антикризисном режиме.
В противном случае мы может получить удручающую ситуацию с высокими показателями продовольственного кризиса, влекущего за собой очередной виток социально-политической напряженности, миграции и других негативных показателей нестабильности.
Фото сайта Photo.kg
От ЦППИ:
В Кыргызстане в рамках саммита по продовольственным системам 2021, инициируемом штаб-квартирой ООН, пройдет ряд национальных диалогов продовольственной безопасности с заинтересованными лицами. Об этом на пресс-конференции в агентстве «Кабар» сообщил начальник управления агропродовольственных цепочек добавленной стоимости Министерства сельского хозяйства, водных ресурсов и развития регионов КР Акимбек Бектеналиев. Отмечается, что для Кыргызстана тема продовольственной безопасности и всех ее составляющих, включая цепочку поставки питания - от выращивания до конечно потребителя, является актуальной и одной из приоритетных.
(информация КНИА «Кабар»).
Комментарии