В этой статье предпринята попытка формирования ожиданий в случае эффективной реализации недавних указов главы государства. Мнение автора субъективно и не является официальной позицией министерства экономики КР.
О вопросах реформирования горнодобывающей отрасли Кыргызской Республики
В месторождениях Кыргызстана есть более 500 тысяч тонн золота, более 400 тысяч тонн серебра, более 300 тысяч тонн меди, менее 1 млн тонн железа, около 39 млн тонн ртути, более 260 млн тонн сурьмы, а также запасы других полезных ископаемых.
Горнодобывающая отрасль пока что остается единственным сектором экономики, формирующей (в кластерном контексте) доминирующий объем валового внутреннего продукта, и остается основной статьей экспорта – страна по этой статье получает одну треть выручки. Вероятно, по этой причине один из первых указов президента посвящен ожидаемым изменениям в горнорудной сфере.
Институциональная база отрасли содержит множество устаревших (в том числе советских) норм и правил, не соответствующих рыночным условиям ведения бизнеса. Работа в направлении стандартизации учета и повышения требований к раскрытию информации весьма актуальна.
Данные официальной статистики показывают, что участники рынка в основном используют прямые иностранные инвестиции.
Некоторые проекты благодаря применению правил, соответствующих международным стандартам, работают с привлеченными портфельными инвестициями. Речь идет о таких площадках как ASX (Австралийская Фондовая биржа), LME (Лондонская биржи металлов), TSE (Токийская фондовая биржа) и др.
Опыт других стран показывает, что там, где основная рента происходит от недр, власти предпринимают меры и определяют госполитику с учетом рекомендаций экспертов Комитета международных стандартов отчетности о запасах твердых полезных ископаемых. Речь идет о локализации в национальную систему права таких стандартов, как CRIRSCO. Практика проработки производственного процесса впоследствии улучшает инвестиционные возможности, открывая пути к инвесторам на биржевых площадках.
Такие рекомендации, как разработка институтов для создания национальной горнодобывающей компании, внедрение международных стандартов экологической безопасности и международной системы стандартов отчетности по запасам полезных ископаемых, а также наем не менее 90% работников из числа граждан Кыргызской Республики, приобретение не менее 80% товаров и услуг на территории Кыргызской Республики и цифровизация выдачи разрешительных документов создают позитивные социально-экономические ожидания.
О принятии мер, направленных на улучшение миграционной ситуации
Не менее важным и даже болезненным вопросом для кыргызской экономики остается проблема эффективного размещения трудовых (в том числе интеллектуальных) ресурсов и наращивание человеческого капитала. Проблема создания условий для реализации профессиональной компетенции граждан с годами ухудшается, а трудовая миграция стала для кыргызской экономики одним из самых значимым паттернов.
Сегодня Кыргызстан одну треть выручки получает от трудовых мигрантов.
Каждая пятая семья содержится и потребляет товары и услуги именно на средства, полученные от родственников за рубежом. Благодаря им потребительский спрос в стране сохраняется в «здоровом» режиме, поддерживая, например, торговлю и занятость в ней.
Кажется, впервые на уровне президента целенаправленно даются рекомендации по разработке инструментов по стимулированию трудовых мигрантов и членов их семей инвестировать в национальную экономику. Это политическое заявление, включающее в себя аспекты трудоустройства, социальной защиты и создания механизмов экономического воспроизводства. Но этот вопрос не прост не только в своей постановке, но и в реализации.
Рынок труда в стране неэффективен по причине слабой технической оснащенности.
Например, прирост производительность труда в секторе сельского хозяйства (2/3 населения заняты в этом секторе) за последние 10 лет демонстрирует прирост лишь на 52 процента, тогда как в секторе добычи полезных ископаемых (в этом секторе занят 1 процент населения) на 410 процентов. В обрабатывающем секторе и вовсе минусовые показатели производительности труда.
По всем демографическим показателям Кыргызстан мог бы претендовать на опережающий рост экономики, однако, маргинализированные отраслевые рынки практически не оставляют шанса к справедливой конкуренции. Это особенно заметно в отраслях, где работают доминанты и естественные монополисты.
Как следствие, общество получает экспансию импортных товаров и шоки, вызывающие инфляцию.
Помимо прочего экономика имеет еще и альтернативные издержки в виде разрушения института семьи, женской занятости (вернее ее отсутствия), детскую бедность и др.
Хотя на государственном уровне такие инклюзивные сектора, как здравоохранение и образование, имеют низкий уровень налоговой нагрузки, на сегодня фискальные инструменты перестали сдерживать миграционные потоки и создавать приемлемый уровень занятости. И без того не очень привлекательный рынок труда страны был серьезно подвержен негативному влиянию из-за пандемии COVID-19, так как более 700 тысяч граждан получали свою зарплату именно в сервисных секторах.
Понятно, что указ президента не панацея от всех бед, но осознание на политическом уровне проблемы всегда вселяет надежду и позитивные ожидания. Как долго и как эффективно будет реализовано политическое намерение – покажет время.
О защите собственности и поддержке предпринимателей и инвесторов
Кажется, этот указ про реформы. Кыргызская экономика проходит непростой путь.
Прежде реформы, связанные с институциональными изменениями, иногда сопровождались разрушительными и почти необратимыми процессами.
Речь идет о финансовом рынке, на котором проворачивали не только отмывание преступных средств, но и предоставляли неправильные статданные, например, по внешнеэкономической деятельности. В этой связи регулирование финансового и банковского рынков всегда актуально. Без тщательной разработки нормативно-правовой базы разрешать работу в режиме регуляторной «песочницы» нельзя.
Некоторые реформы были средовые, были и так называемые всеобъемлющие. Но такие реформы не учитывали системные межотраслевые процессы, и как такового ярко выраженного отраслевого планирования не было.
Хотя указ президента «О защите собственности и поддержке предпринимателей и инвесторов» не обязан делать обзор рынков и рекомендовать конкретные решения, тем не менее контекст и постановка могли бы быть более успешными, если бы учитывалось, что экономика – это свод больших и малых отраслевых рынков, которые должны оказывать друг на друга созидательное влияние.
Комментарии