Что мы получили и куда движемся?
Вопрос, который волнует многих аналитиков и политологов, а также обычных граждан, заключается в том, как будет выстроена система власти в ближайшее время?
Сегодня представители власти в большей степени заняты укреплением вертикали и решением последствий политического кризиса после октябрьского переворота. Можно отметить, что в государственном строительстве не осмысливается предыдущий опыт и не проводиться работа с будущим. Затеянная игра в конституционную реформу ставит перед собой одну лишь цель – сделать власть Садыра Жапарова легитимной.
Надо отдать должное, что глава государства и его команда приводят Конституцию в соответствие с существующей политической реальностью, в которой уже давно между ветвями власти так и не сложилось работающей системы сдержек и противовесов.
Реальные же политические преобразования, на наш взгляд, вероятно будут носить «косметический» или же инерционный характер, следуя давлению внутренних и внешних факторов.
Отныне вся ответственность за принятые политические решения, а также за успехи и неудачи возлагается на главу государства и его аппарат.
Постепенно ситуация может идти в сторону складывания механизма «ручного управления», когда без указаний президента или его аппарата не будет решаться ни один серьезный вопрос.
Это может постепенно формировать неуправляемую социально-политическую ситуацию, усиливающую негативные эффекты и риски формирования предпосылок для авторитаризма.
Как бы не менялась государственная система власти, тем не менее сохраняется одна из важнейших проблем – претензия правящих классов и некоторых групп элит на ресурсы страны, которые они воспринимают как возможность собственного обогащения и повышения собственной власти.
Система коррупции как непременного атрибута государственного управления не была демонтирована и вряд ли это будет сделано в дальнейшем. Это может тормозить социально-политическое и экономическое развитие страны.
Сильный президент и его аппарат — как условие для становления вертикали власти
Сегодня можно с уверенностью говорить, что после событий первой половины октября 2020 года вся полнота власти передается теперь уже избранному главе государства. После того, как будет принята новая Конституция, президент получит достаточно широкие полномочия, за счет парламента и правительства.
Более того, по сути, подконтрольной президенту станет и судебная ветвь власти. Глава государства будет вправе инициировать законы, назначать референдумы, определять внешнюю и внутреннюю политику. Его полномочия будут определяться как Конституцией, так и специальными законами.
Конечно же не стоит забывать, что те разношерстные политические акторы, которые обеспечивали приход к власти Жапарова, скорее всего имеют еще нереализованные интересы в распределении государственных ресурсов и полномочий. И в свое время они могут потребовать от президента «платы» за оказанные услуги. И здесь должна проявиться позиция главы государства: насколько он может проявить свою волю, не поддаваясь их воздействию.
Усиление президентской формы будет сопровождаться процессами сакрализации власти и усиления государствообразующей мифологии.
Для власти может стать очевидным, что общественное мнение проще формировать за счет мифотворчества. Ведь нынешнему главе государства необходимо будет подкрепить те популистские обещания, которые он ранее давал электорату.
Ряд политологов сходится на том, что предвыборная программа Жапарова по меньшей мере в нескольких местах абстрактная и ее реализация вызывает у них сомнение. Вероятнее всего процесс мифотворчества будет строиться вокруг создания образа врага – как внутреннего, так и внешнего.
В этой связи аресты части бывших и нынешних чиновников является ресурсом по увеличению доверия к главе государства.
Однако это еще не отражает системную работу по борьбе с коррупцией. Со временем мы увидим, насколько у президента сложилась сплоченная и сильная команда, в процессе решения государственных вопросов.
Сегодня пока что рано говорить о наличии в его рядах кадров, которые являются носителями реформаторского духа и которые способные эти реформы претворить в жизнь.
Правительство как подконтрольная президенту ветвь власти
До настоящего времени правительство как институт государственной власти можно охарактеризовать как один из самых непостоянных. Начиная с 2010 года в Кыргызстане было уже 15 премьер-министров и исполняющих обязанности.
Со сменой кабинета министров изменялись программы и стратегии страны, в которые, как мы знаем, вкладывалось большое количество финансовых и экспертных ресурсов.
Подобные перемены сбивали с толку не только международные организации, но и инвесторов: ведь решенный при одном премьер-министре вопрос приходилось решать с самого начала уже с другим.
Принципиально ситуация не поменялась до настоящего времени. Институциональная память и преемственность, несмотря на большие усилия, так и не сформировались. Поэтому постоянная смена правительств тормозит социально-экономическое развитие страны.
Несмотря на то, что правительство страны является по действующей Конституции независимой ветвью исполнительной власти, фактически оно ждет указаний от президента или парламента на реализацию той или иной политики. Поэтому его самостоятельность так и осталась лишь на бумаге.
Не была завершена до конца и административная реформа. Ярким примером существующего положения является неэффективность и неслаженность предыдущего кабинета министров в условиях пандемии и экономического кризиса, который грозит неприятными последствиями в самом ближайшем будущем.
В рамках будущей Конституции аппарат главы государства будет управлять правительством, которое будет отчитываться лишь перед президентом.
Возможно, полная подконтрольность аппарату президента сделает правительство более устойчивым, но вместе с тем и подневольным органом.
Парламент как проводник воли президента
Сегодня уже очевидно, что парламентаризм на нынешнем этапе своего развития не состоялся. Жогорку Кенеш не смог стать самостоятельным субъектом политики. Поэтому ему будет отведена роль инструмента в продвижении политической воли президента и его аппарата.
В стране сегодня нет влиятельных партий как политических субъектов, но есть персоналии, которые участвуют в политической жизни страны. Сильный парламент с широкими полномочиями – головная боль президентов во все времена. Отсюда вполне логичным становится утверждение, что всякое политическое инакомыслие партий будет устраняться.
Бесхребетность парламента объясняется еще и тем, что за годы независимости политические силы по партийному признаку так и не оформились в стабильных акторов. Ни у одной партии не было такой идеологии, которая бы послужила реальным основанием для политической борьбы.
По мнению некоторых аналитиков, партии более тяготеют к клановому, этническому, конфессиональному или региональному признакам, чем к чему-то другому. Не будет большой неожиданностью, если в ближайшее время начнут складываться именно такие партии.
Партии как таковые обслуживают не собственные идеологические интересы (проблема идеологий и следования принципам наблюдается у всех партий), а являются инструментом в политической борьбе их лидера и некоторых первых лиц из предвыборного списка. Программы политических партий больше напоминают рекламный буклет из воздушных замков, о которых после выборов вспоминают разве что журналисты и политологи.
Политпартии пока не научились создавать долгосрочные союзы между собой.
Вместе с тем мы можем наблюдать некоторую политическую консолидацию политических сил в стране. Эта консолидация поможет политическим силам брать курс на возрождение парламентаризма в дальнейшем.
Ведь по новой конституции Жогорку Кенеш потеряет возможность инициировать проведение референдумов, ему будет сложнее объявить импичмент президенту, а численность депутатов будет сокращена до 90 человек. Принцип партийности и фракционности потеряет свое значение – законы будут приниматься пленарным большинством, присутствующим в данный момент на голосовании.
Таким образом государственная система власти имеет множество проблем и противоречий, которые не были разрешены после октябрьского кризиса.
Это создает неустойчивость всей системы, которая под действием обстоятельств будет стремиться не к диверсификации полномочий между ветвями власти и между государственными органами, а к сосредоточению власти в руках главы государства.
Поэтому президенту потребуются большая политическая воля, удача и расчет, чтобы в стремлении устранить нестабильность не породить еще большую нестабильность и кризис.
Официальное фото.
Комментарии