Усиливающаяся мировая рецессия и ожидаемый кризис вносят свои коррективы в жизнь и деятельность трудовых мигрантов в России. Этот финансовый кризис предрекали еще с 2012 года, вне зависимости от пандемии.
По этому поводу Международная организация труда (МОТ) прогнозирует увеличение количества безработных в текущем году приблизительно на 25 млн человек по отношению к 2019 году.
Это самое большое количестве безработных во всем мире с 2010 года.
Так, если в 2010 году было отмечено 205 млн безработных, в 2020 году прогнозируется 204,7 млн.
Начало 2020 года обернулось для России следующими потрясениями:
Спад производства в Китае повлиял на предпринимателей в России замедляя ее экономику;
Выход России из договора со странами ОПЕК+, увеличения объемов добычи нефти уже с 1 апреля по новым заниженным ценам, а также трансформирование нефтяного рынка больно ударили по рублю, который стал снижаться по отношению к доллару.
В качестве реакции на выход России из соглашения ОПЕК+, США пригрозили ввести новые экономические санкции, которые могут ударить по российскому энергетическому сектору. Вашингтон демонстрирует решительность и в дальнейшем применять санкционные инструменты для сдерживания российской экономики.
Бегство капитала: только за 6 дней с 12 по 18 марта из страны было выведено 1,4 млрд долл.
Постепенный рост цен на товары и услуги, на которые сказывается ситуация с ведением экономической деятельности по причине распространения коронавируса. Уже сегодня динамика доходов населения прогнозируется на нулевом уровне или может упасть до 15%. Инфляция может составить 5-7%. Уровень зарегистрированной безработицы приблизиться к миллиону человек (неофициально цифры выше).
Вместе с тем, Россия по мнению экономистов обладает преимущество, которое позволит в меньшей степени затронуть экономику страны. Речь идет о накопленном финансовом резерве в Фонде национального благосостояния (около 12 трлн рублей) и низкая вовлеченность в глобальные производственные цепочки.
Конечно, ожидать очень резкого сокращения спроса на труд мигрантов не стоит, но вместе с тем, ожидается что часть предприятий будет сокращать свой персонал. Большинство же будут стараться удержать работников. Но вместе с тем у мигрантов будет снижаться нагрузка и, соответственно, заработная плата.
Сегодня же найти новую работу, особенно низкоквалифицированным рабочим, будет в России сложнее. Вместе с тем Россия сегодня нуждается в трудовых ресурсах, поэтому некоторый отток иностранной рабочей силы может в ближайшие месяцы немного скорректировать уровень зарплат.
Почему же для Кыргызстана так важно, что происходит в экономике России, а также в отношении трудовых мигрантов? Начнем с того, что трудовая миграция помогает Кыргызстану разгружать переполненный предложением внутренний рынок труда: так, на одно рабочее место в нашей республике, заявленное в службе занятости в 2015 году, приходилось около 10 человек. Официальная безработица в стране на сегодняшний день составляет приблизительно 184 тыс. человек, или 5,76 % от экономически активного населения.
В России находиться от 600 тыс. (20% от экономически активного населения) до 900 тыс. граждан Кыргызстана, основная часть которых работает. Они, как правило, привлекаются на низкоквалифицированный и низкооплачиваемый труд. Доля женщин среди трудовых мигрантов варьируется в районе 40 %.
Следует отметить, что основной поток трудовых мигрантов в Россию – это выходцы из условно говоря «южных областей», где количество сельского населения составляет 70 %, и высок уровень безработицы. В этих областях наблюдается высокий уровень бедности, низкие заработки и отсутствие постоянной работы.
Баткенская, Ошская и Джалал-Абадская области больше всего зависимы от денежных переводов мигрантов, которые не дают скатиться населению в крайнюю бедность и нищету. Отчасти такая ситуация определяется тем, что в южных областях на человека приходиться в 3 и более раз меньше пахотных земель, чем в северных областях. Более того, там достаточно сложно трудоустроиться.
Ежегодно мигранты из России перечисляют более 30 % денежных средств от ВВП.
Тем самым трудовые мигранты являются как бы крупнейшими инвесторами в экономику Кыргызстана. За счет заработков за рубежом труженики обеспечивают свои семьи и родственников, пересылая достаточно большие объемы денег. Это, отчасти, стимулирует развитие строительного сектора, а также рост потребления товаров и услуг, что, в свою очередь, сказывается на занятости внутри страны.
Ежемесячно в среднем каждый мигрант отправляет домой более 200 дол. (или около 3 тыс. дол. в год) домой. Эти деньги сегодня в большей степени тратятся семьями в Кыргызстане на товары и услуги первой необходимости, приобретение недвижимости и автомобилей на вторичном рынке.
Снижение курса рубля по отношению к сому снизит денежные переводы наших гастарбайтеров на Родину, а повышение цен в самом Кыргызстане ограничит возможности семей мигрантов. Определенным категориям станет невыгодно находиться в России, вследствие чего, они решат вернуться домой. Однако на данный момент скорректировать прогнозы, сколько мигрантов вернется, пока что рано.
Сегодня в России уже наблюдается спад спроса на иностранную рабочую силу. Однако это не первый случай, когда мигранты переживают подобные потрясения в России. Так было после 2008 года (к примеру, если в 2008 г. перечисления составили 1 113 млн долл, то в 2009 уже 862 млн. долл.) и после 2014 года (в 2015 году переводы упали на 545 млн долл. по отношению к 2014 г.).
Вероятно, что спрос на низкоквалифицированную рабочую силу мигрантов будет падать постепенно. Как показывает опыт 2009 года, часть уволенных мигрантов, а также те, кому задержали или не выплатили заработную плату, могут оказаться в сложной жизненной ситуации.
Некоторые из них уже сегодня сталкиваются со сложностями возвращения домой. Это почувствовали те мигранты, которые желали вернуться в Кыргызстан во второй половине марта. У перекупщиков билеты на рейсы Москва-Бишкек, Екатеринбург-Бишкек и Новосибирск-Бишкек доходили до нескольких сотен тысяч рублей.
На сегодняшний день Росавиация получила от правительства поручение прекратить 27 марта все регулярные и чартерные авиасообщения с другими странами.
Исключением станет эвакуация российских граждан из-за рубежа.
Что же можно ожидать от сложившейся ситуации далее? После выхода из мирового финансового кризиса вполне вероятно, что изменится структура рабочих мест для мигрантов в России. Постепенно менее востребованным станет использование низкоквалифицированной рабочей силы. Крупный бизнес, а следом за ними и средний, в определенных сферах могут начать массово сокращать использовать человека и начинать осваивать робототехнику (например, при выборе и оплате услуг, в отелях, при оказании клининг-услуг и так далее).
Такое замещение уже сегодня наблюдается в ряде сетей быстрого питания. И происходит оно постепенно. То есть в среднесрочной и долгосрочной перспективе в России все больше будет востребована квалифицированная иностранная рабочая сила.
Вместе с тем, в России будет изменяться миграционная политика.
Так, согласно новой Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 гг. Россия ориентируется на привлечение мигрантов в получение ими гражданства через оформление получения вида на жительство. Россия стремиться более эффективно управлять миграционными потоками для извлечения максимальных для максимальных выгод стране. Поэтому приоритетом для нее будет привлечение высококвалифицированных кадров, которые дают большую экономическую выгоду.
Как следствие ухудшающейся экономической ситуации в России и мире, последует экономический спад и в самом Кыргызстане. Здесь будет сокращаться спрос на рабочие ресурсы, что поспособствует росту безработицы. Снизиться рост ВВП, а в месте с ним и потребление товаров и услуг, усилится инфляция, что повлечет повышение цен на все.
Малый бизнес из-за объявленных ЧС и ЧП недополучит выручку. За счет возвращения некоторых мигрантов на внутреннем рынке труда образуется дополнительный переизбыток рабочей силы. За счет образования большего количества незанятого экономически активного населения постепенно будет возрастать криминогенная ситуация.
В заключении хотелось бы отметить, что государству вместе с заинтересованными сторонами необходимо сформировать действенную модель кыргызской экономической политики и на ее основании модель миграционной политики. Миграционная политика должна стать управляемой сферой политической ответственности государства перед своими гражданами.
Государство должно быть готовым прогнозировать риски и приходить на помощь кыргызским трудовым мигрантам, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, задействую при этом все возможные ресурсы.
Комментарии