Центр политико-правовых исследований (ЦППИ) 20 февраля 2020 года в пресс-центре информагентства «24.kg» провел круглый стол «Комплекс мер, направленных на борьбу с загрязнением воздуха в городе Бишкек».
В мероприятии участвовали представители СМИ, организации гражданского общества. Выступили: заместитель руководителя аппарата Правительства КР Болот Жунусов, эксперт ЦППИ (модератор) Талант Нарбаев, Дмитрий Ветошкин из Общественного объединения «Арча», Азамат Темиркулов – Ассоциация «Зеленый Альянс», а также эксперт ЦППИ Гульнара Искакова.
Ухудшающееся качество воздуха в Бишкеке было отмечено всеми выступающими.
В частности, Болот Жунусов отметил, что из-за состояния загрязнения воздуха Бишкек покинули несколько семей иностранных дипломатов. Трудности с осуществлением действий в сфере чистого воздуха он объяснил тем, что часто выбор приходится делать между экологией и экономикой, что из-за бедности, коррупции не удается решать экологические вопросы. Этому также не способствует отсутствие экологического поведения у чиновников.
В качестве позитива Б. Жунусов отметил функционирование Экологического Совета при Премьер-министре КР с участием неправительственных организаций, создание Координационного Совета по экологическим вопросам при Правительстве КР, а также прошедшие на днях переговоры с Азиатским банком развития, который собирается поддержать в составе единой системы мониторинга создание 50 пунктов измерения качества воздуха, создание новых моделей мобильности и диверсификацию общественного транспорта, а именно развитие электрического транспорта в Бишкеке.
Эксперт Центра политико-правовых исследований Гульнара Искакова отметила публикацию на сайте ЦППИ (www.center.kg) аналитического документа «Экологическая катастрофа в Бишкеке: необходимо внедрять лучшие модели поведения для обеспечения чистого воздуха», в которой изложены взгляды ЦППИ на данную проблему и возможные способы ее решения.
На самом деле, ситуация с загрязнением воздуха в Бишкеке похожа на полномасштабную техногенную катастрофу.
По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) и Организации по Экономическому Сотрудничеству и Развитию (ОЭСР) в Кыргызстане от болезней, связанных с загрязнением воздуха, преждевременно умерло, например, в 2005 году – 8 532, в 2010 году – 7 349 человек.
Таким образом, каждый год в КР от загрязнения воздуха умирает больше людей, чем погибло в каждой из 11 самых крупных техногенных катастроф XX века, включая Чернобыльскую аварию (4 тысячи человек).
Экономические затраты на упущенную продуктивность в связи с болезнями и смертностью из-за загрязнения воздуха в КР оцениваются до 24% от ВВП (по ППС) каждый год.
Основные источники загрязнения воздуха известны, для этого не нужны специальные исследования. Это в первую очередь - транспорт. По данным Государственного агентства по охране окружающей среды и лесному хозяйству при Правительстве КР, до 87% загрязнения воздуха в Бишкеке происходит от транспорта. Вторым источником загрязнения воздуха является отопление углем, включая Бишкекскую ТЭЦ и третьим – сжигание мусора, шин, производственных отходов, распространение пыли и других твердых частиц.
Исследования успешных случаев борьбы с загрязнением воздуха в городах Европы показало, что комплексные меры: очищение + здоровый образ жизни (хождение пешком на дистанции, бег, катание на велосипедах) дают весьма впечатляющие результаты.
ЦППИ понимает, что реализовать сразу все возможные мероприятия по очищению воздуха вряд ли получится, и поэтому предлагает определить приоритеты, выбрав те меры, которые дадут самые ощутимые результаты.
При этом есть такие меры, которые сами по себе позволят изыскать финансирование для дальнейших мероприятий. Например, оплату парковок и штрафы за неправильную парковку можно направлять на улучшение транспортной инфраструктуры города и покупку экологически чистого общественного транспорта.
Представители компании “Газпром Кыргызстан” прояснили некоторые вопросы относительно поставок топлива для транспорта и газа для отопления. Их попросили сделать публикации на темы их выступлений.
Вместе с тем представитель ЦППИ Г. Искакова отметила, что несмотря на разворачивающуюся работу Газпрома следует помнить, что это бизнес, они продвигают свои продукты. Кыргызстану же надо уходить от зависимости от монополиста и работать над диверсификацией как топлива для автомобилей, так и средств отопления, предпринимая меры для развития все-таки своей гидроэнергетики и альтернативных источников энергии.
И хотя в гидроэнергетике существуют известные проблемы с тем, что электричество, по утверждению энергетиков, продается по цене недостаточной для развития данной отрасли, государство обязано найти решение, чтобы развивать эффективное использование своего основного ресурса - воды.
Понимая занятость Правительства и госорганов разными другими вопросами, ЦППИ предложил всяческую помощь со стороны неправительственного сектора. Например, парламент Швеции принял 16 экологических целей, среди которых – чистый воздух. При этом Швеция и так занимает 5-ое место в мире по чистоте воздуха.
Есть настоятельная необходимость открыто провозгласить чистый воздух целью для развития Бишкека.
Поскольку принятие некоторых мер по снижению загрязнения воздуха вероятно вызовет недовольство среди определенных слоев общества, было предложено провести референдум в городе Бишкек с правильно сформулированными вопросами, чтобы жители сами определили, являются ли для них приоритетом автомобили или люди и чистый воздух.
Такое решение референдума послужило бы основанием для Правительства и мэрии Бишкека предпринимать более решительные меры по урегулированию удручающей ситуации с загрязнением воздуха. А общественные объединения и активисты готовы оказывать в этом всемерную помощь.
И это можно было бы делать через создание Комитета (или «Министерства») чистого воздуха, в котором будут представлены как заинтересованные госорганы, так и представители гражданского общества.
Комментарии