На пресс-конференции по итогам 2016 года президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев заявил, что главы России и Казахстана просили его остаться ещё на один срок. Был такой разговор или нет, простому люду не известно, а посему нам остается только поверить Алмазбеку Шаршеновичу на слово. Однако немаловажный момент: глава суверенной республики должен устраивать не только граждан своей страны, но и уметь находить точки соприкосновения с лидерами ближайших и стратегически важных государств. Какого президента Кыргызстана хотят видеть те же Путин и Назарбаев? Кто сможет наладить отношения с руководителями Узбекистана и Таджикистана? На эти вопросы «Ферганы» ответили эксперты и политологи как Кыргызстана, так и соседних стран.
Российский политолог Аркадий Дубнов, рассуждая о словах Атамбаева, вспомнил историю, как в 2007 году ныне покойный Ислам Каримов уговаривал Путина пойти на третий срок: ничего, мол, что Конституция запрещает, народ-то все равно поймет и скажет спасибо! Путин тогда только ухмыльнулся в ответ, но оставил эти слова без ответа, хватило ума.
— Но Атамбаев не Путин, а Назарбаев не Каримов, - отметил Аркадий Юрьевич. - И кого хотят видеть следующим президентом Кыргызстана в Москве и Астане, я думаю, там и сами ещё не знают. Но, полагаю, хотели бы видеть политика ответственного и здравого - во всех отношениях. Отношения Кыргызстана с соседями чрезвычайно важны для сохранения устойчивости ситуации в Центральной Азии, постоянно находящейся в зоне политической и социальной турбулентности. Я не исключаю, что Путин в решении поддерживать того или иного претендента на власть в Кыргызстане будет прислушиваться к мнению Назарбаева: Казахстан остается ключевым связующим звеном в ЕАЭС между Москвой и Бишкеком. С этой точки зрения недавние эскапады Атамбаева в адрес Казахстана кажутся «выстрелом в ногу», сделанным киргизским президентом.
Эксперт из Казахстана Марат Шибутов считает, что главы соседних с Кыргызстаном стран, говоря гипотетически, хотели бы видеть во главе страны человека, который бы соответствовал минимальным требованиям: выполнял международные обязательства Кыргызстана, работал над соблюдением законности и антитеррористической безопасности в стране, был вменяемым и в расхищении международной помощи не переходил определённую черту.
— В принципе, уже и этого хватает. Беда в том, что практически все президенты Кыргызстана рано или поздно не могут соответствовать даже этим минимальным требованиям, — резюмировал Марат Максумович.
Его коллега Эдуард Полетаев согласен с ним во мнении, что лидеры государств-партнеров хотят видеть президентом Кыргызстана дипломатичного человека, которого поддерживает население страны.
— Кыргызстан – страна, пережившая две революции, потенциально чреватая конфликтами, её политическая система сегодня выстроена так, что президенту приходится много думать о сохранении фасада своего правления, а также о том, как красиво уйти и сохранить свое влияние, - поясняет Эдуард Эдуардович. - Атамбаев всегда стремился найти равновесие между чрезвычайно динамичными и изменчивыми, но вместе с тем противоречивыми процессами в политической системе Кыргызстана. При этом у него было достаточно узкое пространство для маневров. Достижения страны за годы независимости ещё весьма хрупкие, ситуация с возможным преемником невразумительная, а среди потенциальных кандидатов в новые президенты не видно ярко выраженного харизматика, способного решить накопившуюся кучу проблем. Безусловно, нужна перезагрузка и в отношениях с южными соседями, и это вполне достижимая цель. Нужно активнее применять дипломатические таланты. Думаю, что, если транзит власти завершится без потрясений, в 2018 году мы увидим существенные положительные подвижки во взаимоотношениях Кыргызстана с соседями и партнерами.
По мнению политолога Григория Михайлова, руководители России и Казахстана хотят видеть главой Киргизии адекватного, предсказуемого и договороспособного человека.
- Имя, по большей части, не важно, гораздо ценнее, чтобы этот человек мог удержать Кыргызстан от сползания в хаос и проводить добрососедскую политику, - считает Михайлов.
Узбекский политолог Бахтиер Эргашев говорит, что знает в Кыргызстане конкретного человека, который мог бы наладить нормальные, рабочие и эффективные отношения с новым руководством Узбекистана.
- Но я не хочу пока называть его фамилию, потому что он ещё не выставил свою кандидатуру публично в качестве потенциального кандидата, — интригует эксперт. - Главное, чтобы он не был связан с той группировкой, которая пришла к власти после апреля 2010 года и привела к ошским событиям. Он не должен быть замаран этим.
Бывший сотрудник узбекского МИДа, политэмигрант Алишер Таксанов считает, что у Узбекистана больше шансов и интересов наладить отношения с Казахстаном, чем с Кыргызстаном.
— Этому способствует железная дорога плюс возможность выхода в Китай через Казахстан, - поясняет Алишер Арсланович. - На данном этапе Кыргызстан не представляет большого интереса для Узбекистана в силу того, что там неясная ситуация с президентом. Частично интерес к Кыргызстану может быть как к рынку сбыта, да и то этот рынок не такой объёмный, как Казахстан. Это первое. Второе - покупательская способность казахов гораздо выше. А Кыргызстан пока - это вопросы анклавов и воды, которые нужно решать. Мирзиёев постарается их отрегулировать, потому что жить в постоянном конфликте с соседями нельзя. Может, с минусом для себя, но Мирзиёев в этих вопросах поставит точку. Ему нужны хорошие связи со всеми и стабильность. Это Каримов усложнял и ухудшал связи, потому что ему было всё равно. А нынешний лидер Узбекистана понимает, что управлять политикой по-старому рискованно. Поэтому ему нужен адекватный сосед. Тот, кто реально оценивает ситуацию и готов на компромиссы.
Мирзиёев пойдет на уступки, если на такие же шаги согласится его киргизский коллега. Речь идет об анклавах: нужна взаимная уступка земель и переформатирование границ. Ведь это нонсенс, что у двух стран есть «островки» сопредельного государства, как будто где-то в океане.
Политолог из Узбекистана Камолиддин Раббимов, ныне проживающий в Париже, вспомнил момент, когда Каримов и Назарбаев публично просили и даже настаивали, чтобы бывший президент Киргизии Аскар Акаев остался на своем посту, невзирая на конституционные ограничения.
— Я не сомневаюсь в том, что Путин и Назарбаев прямо или косвенно, через намёки, могли просить Алмазбека Атамбаева, чтобы он остался в качестве президента как можно дольше, — считает Раббимов. — Есть несколько причин, по которым президентам России и Казахстана выгодно, чтобы у власти оставался такой человек, как Атамбаев. Но хочу уточнить, что речь не идет конкретно о нынешнем главе государства. Для лидеров России и Казахстана неважно, кто будет президентом Кыргызстана. Главное, чтобы власти страны не вели антироссийскую и антиказахстанскую политику. Причина в том, что, кроме республик Прибалтики, все остальные страны бывшего СССР составляют некое единое культурно-политическое пространство, и поэтому тенденции и господствующие социально-политические настроения в одних будут влиять на ситуацию в других. Легитимность властей - это ценность, которая выявляется и определяется на фоне сравнений. Если, допустим, в одной стране жёсткий авторитаризм, диктатура, а в соседней - постоянно сменяемая власть, это, естественно, будет нервировать авторитарных политиков. По сути, Владимир Владимирович и Нурсултан Абишевич говорят Алмазбеку Шаршеновичу следующее: «Не будь трусом. Будь диктатором, как мы! Не порть правила игры. Не играй в эту игру под названием демократия. Останься! Будь мужиком и будь диктатором! Быть диктатором — это почетно».
- Вы считаете, что они желают видеть во главе Кыргызстана очередного диктатора?
— Мне представляется, что тут есть несколько ожиданий. Во-первых, 32 миллионное население Узбекистана, - как общественность, так и власти, - травмировано преступлением против человечности - жестокой резней в Оше и Джалалабаде в июне 2010 года. Отсюда вытекает первое ожидание Ташкента: господствующая социально-политическая атмосфера в Кыргызстане должна быть такой, чтобы порядок и стабильность имели крепкие основы, а ксенофобия по отношению к этническим меньшинствам была подавлена на корню. Второе ожидание - чтобы Кыргызстан политически стабилизировался, а социально-экономические проблемы смягчились. Думаю, власти всех соседних стран хотят, чтобы в Кыргызстан вернулся стабильный и даже жёсткий авторитаризм, который у соседей уже сформировался как устойчивое политико-философское течение со своим корпусом убеждений, обоснований, фобий. Согласно представлению тех же Путина, Назарбаева, Рахмона, Бердымухамедова и покойного Каримова, главная проблема Бишкека - слабость власти, не способность принуждать людей, общества к непопулярным мерам, реформам.
По мнению Раббимова, Ташкент ждёт от Бишкека изменений в геополитическом плане.
— Известно, что и Каримов, и, скорее всего, новый президент Узбекистана Мирзиёев с недоверием смотрели и смотрят на региональные геополитические проекты Кремля. В центральноазиатском регионе только три страны напрямую участвуют или частично поддерживают проекты Кремля — Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. В Ташкенте хотят, чтобы в региональных делах, в том числе, по вопросам строительства гидроэлектрических станций, Бишкек не сильно апеллировал к Москве. Естественно, в Ташкенте хотят договориться о решении региональных, межгосударственных и водных вопросов. Мне кажется, что новые власти Узбекистана и Кыргызстана должны найти консенсус в вопросах распределения водных ресурсов ради социальной стабильности в регионе.
Отметим, что «Фергана» специально попросила экспертов и политологов не называть фамилии тех или иных кандидатов в президенты Киргизии, чтобы не делать им рекламу. Мы хотели бы, чтобы потенциальный кандидат на пост главы государства, выборы которого назначены на 17 ноября 2017 года, ознакомился с ожиданиями представителей соседних стран и выстраивал линию управления Кыргызстаном, не только опираясь на внутренние интересы, но и сообразуясь с внешними.
Улукбек Бабакулов
Информационное агенство Фергана
http://www.fergananews.com/articles/9350
Комментарии