Сегодня в Кыргызстане часто можно услышать мнение – cистема прогнила. Мы, молодежь, уже не помним, что то же самое говорили в СССР начиная примерно с середины 80-х годов прошлого века. Тогда государственные институты были еще достаточно устойчивыми, идеологическая база сильной, а коррупция относительно низкой. И тем не менее на кухнях, на рабочих местах, среди друзей, а потом уже и в «перестроечной» прессе потихоньку все больше и больше говорили – система прогнила.
Дефицит, очереди, недостаток свободы слова, разочарование в идеях коммунизма, рост коррупции. Все вело к смутному пониманию того, что система прогнила и надо что-то делать. Когда идеология начала давать сбои, экономика чахнуть, а центральная власть утеряла инициативу, политические элиты в национальных республиках взяли власть в свои руки. Закончилось это развалом большой страны.
Независимый Кыргызстан начал делать попытки построить собственную систему государственного управления, но очень быстро поехал по колее коррупции, непотизма и клептократии. За прошедшие 27 лет ни одна из попыток вырваться из порочного круга не дала результатов.
Приведу несколько цифр. За 23 года, с 1993 до 2016 г., ВВП на душу населения Кыргызстана увеличился примерно в 2 раза (с 1595 долларов США до 3529). Для сравнения в Грузии за этот же период произошло увеличение в 6,5 раз. В Латвии в 4,3 раз, а в Эстонии в 4 раза. В Казахстане в 3,5 раза, а в России в 2,3 раза.
Наилучшие темпы у Грузии и в Прибалтийских странах. Такие цифры немного удивляют потому, что наиболее богатыми, по природным ресурсам, странами являются Казахстан и Россия. Казалось бы, что самые высокие темпы должны быть у них. Однако все происходит иначе.
Очевидно, что эффективность государственного управления и низкий уровень коррупции являются ключевым условием развития страны.
Об этом говорят опять же сухие цифры. Посмотрим на динамику Индекса уровня восприятия коррупции за 2005 и 2016 года.
В 2005 году индекс выглядел следующим образом: Эстония – 27 место, Литва – 44, Латвия – 53, Казахстан – 110, Россия – 128, Грузия – 133, Кыргызстан - 134.
В 2016 году: Эстония - 22 место, Литва – 38, Латвия – 44, Грузия – 44, Казахстан -131, Россия – 131, Кыргызстан – 136.
Наиболее заметные изменения произошли в Грузии. Она смогла существенно улучшить ситуацию в сфере борьбы с коррупцией. В этой же стране, за 11 лет, в процентном отношении, произошло и самое существенное увеличение ВВП на душу населения. Прибалтийские республики несколько улучшили свои результаты, хотя уже в 2005 году там и так уровень коррупции был относительно невысоким.
Что касается Кыргызстана, России и Казахстана, то они остались примерно на том же, крайне низком уровне, что и были 11 лет назад. И если в России и Казахстане благодаря продаже нефти и газа все же произошло существенное улучшение уровня жизни, то в Кыргызстане налицо глубокий застой. Увеличение ВВП идет настолько медленными темпами, что серьезным ростом это даже и назвать нельзя.
Нас опережают все постсоветские страны, за исключением Таджикистана. Да и тот, наверное, скоро обгонит. По крайней мере в абсолютных цифрах он нас уже обошел. Лучше нас живет большое количество африканских и азиатских стран, которые долгие годы считаются бедными и отсталыми.
Если ничего радикально не менять, то следующее десятилетие, и следующее и следующее мы продолжим оставаться в числе самых бедных, неразвитых стран.
Само государство изначально было придумано человечеством для выполнения целого ряда функций, основные из которых:
1) принятие правил поведения (законов),
2) контроль за выполнением этих правил,
3) наказание за нарушение правил.
Если государство не выполняет эти важные функции, то оно распадается. На бумаге оно продолжает оставаться, но фактически обязанности государства по управлению страной отходят к другим группам, существующим в обществе. Наступает эра где правит не закон, а сила, в том числе используемая самими государственными чиновниками.
Сила означает: деньги, на которые можно всех купить; административный ресурс, с помощью которого можно управлять судами, прокуратурой и милицией в обход законов; бандиты, с помощью которых можно решать свои задачи, ну и так далее.
Например, люди теряют доверие к Жогорку Кенешу, где, среди прочих, сидят люди, готовые заплатить, неоднократно озвучиваемые в СМИ 50 и более тысяч долларов за место в партийном списке, и прийти таким образом в парламент.
Не удивительно, что социологические опросы регулярно показывают, что у граждан нет доверия к таким важнейшим государственным органам как суды, милиция, прокуратура. Доверие к высшим органам управления – исполнительной и законодательной власти, тоже невысокое.
Если граждане не доверяют государственным органам, а отношение к ним связано либо с презрением, либо со страхом, то развитие страны невозможно. Кыргызстан в этом случае, и в последующие десятилетия будет занимать самые низкие строчки в рейтингах по уровню доходов граждан. А сами граждане, потеряв надежду на будущее, будут стараться искать лучшую долю где-нибудь за рубежом.
На смену ненависти, страху и/или презрению в отношениях между государством и обществом должны прийти уважение и дух здорового сотрудничества. По-другому развивать страну не получится.
Чтобы это произошло Кыргызстану нужна шоковая терапия. Шоковая, потому что это должен быть настоящий, глубокий шок, кардинальные изменения, для определенной части общества, которая привыкла жить не по закону, а по своим коррупционным понятиям.
Этот шок должен касаться не простых граждан, а политической элиты, чиновников и государственных институтов!
Приведу пример двух политиков, которые по праву считаются реформаторами. М.Саакашвили из Грузии и Ли Куан Ю из Сингапура. Наверное, найдется немало людей считающих, что Саакашвили личность очень противоречивая. Соглашусь с этим, поскольку он действительно сделал много такого, что можно подвергнуть критике.
Например – проводил излишне волюнтаристскую политику, порой игнорирующую гражданские права людей. Однако все, включая политических оппонентов Саакашвили, признают, что его антикоррупционные реформы были успешными и значительно повысили уровень доверия населения к государственным институтам.
Кстати говоря, в силу того что опыт Сингапура нам знаком меньше чем грузинский, мало кто знает что в самом Сингапуре тоже есть немалая часть общества, которая без особого восторга воспринимает годы правления Ли Куан Ю. Он считается очень жестким политиком, который на первое место ставил не демократические свободы, а такие вещи как твердая законность для развития бизнеса, создание рабочих мест и бескомпромиссность в отношении чиновничьей коррупции.
Саакашвили и Ли Куан Ю личности неоднозначные, но их объединяет то, что они смогли переступить через свои личные материальные выгоды и пойти на масштабные, беспрецедентные антикоррупционные реформы.
Кыргызстану нужно сделать то же самое.
Основой для реальных позитивных изменений в Кыргызстане должна стать ключевая реформа – антикоррупционная.
В основу реформы должен быть положен строгий контроль за доходами и расходами чиновников, наказание проворовавшихся и поощрение добросовестных чиновников, отбор и продвижение по принципу реальных заслуг, а не на основе родственных связей или взяток. Без проведения такой реформы все другие изменения будут выглядеть половинчатыми, а в основной своей массе просто окажутся имитацией деятельности.
Главный и самый ценный ресурс развитых стран это правовое государство, где работает закон. Кыргызстану нужна настоящая шоковая терапия по борьбе с коррупцией. Но в отличие от 90-х годов прошлого века, когда практически вся страна прошла через шок экономической либерализации и гиперинфляции, новый шок должен быть другим. Это должен быть шок исключительно для политической элиты и чиновников, которых необходимо поставить в условия, когда над ними стоит закон, а не они над законом.
Фото Табылды Кадырбекова, ©Sputnik
Комментарии