окончание. Начало здесь
В это время в Туркестане возникают первые политические партии и общественные движения, которых я насчитал свыше трех десятков. Молодые кыргызы, главным образом учащиеся гимназий и русско-туземных школ, студенты вузов России, служащие колониальной администрации, представители первой национальной интеллигенции и родоплеменной аристократии, активно участвовали в их создании и работе.
Именно они стали носителями идеалов национальной свободы, освобождения от национального угнетения, объединения тюркских народов, создания своего независимого государства, либеральных и социалистических идей.
Отец-основатель кыргызской советской государственности Абдыкерим Сыдыков в 27 лет встал на путь политической борьбы, вступив ряды светской либеральной партии "Алаш", а в 29 лет возглавил Семиреченский областной Совет. В 32 года он уже замнарком внутренних дел Туркестанской АССР, стал влиятельным в Средней Азии политическим и государственным деятелем, организовавшим два дерзких оппозиционных выступления кыргызских политиков, о котором знали в Кремле.
Его лично знали члены Политбюро ЦК РКП (б). Путь к активной жизненной позиции лежал у Абдыкерима через мусульманский мактаб, Верненскую русскую гимназию и Казанский университет.
Революционер Турдалы Токбаев в 28 лет был замнаркома просвещения Туркреспублики. Окончил Меркенскую русско-туземную школу и Аулие-Атинское городское высшее училище.
Талантливый Жусуп Абдрахманов в 21 год был ответсекретарем ТуркЦИК - туркестанского парламента, а в 26 лет стал председателем правительства Киргизской АССР. Закончил 4-годичную русскую школу в Сазановке и 2-годичные курсы марксизма-ленинизма. В то время такой уровень образования имел не каждый даже очень известный революционер. Например, у Иосифа Сталина за плечами была лишь неоконченная духовная семинария, а у председателя ВЦИК Якова Свердлова четыре класса гимназии.
Если мы посмотрим перечень председателей правительства после Ж. Абдрахманова, то среди них также видим представителей молодого поколения - Баялы Исакеев (36 лет), Мурат Салихов (32 года), Торобой Кулатов (31), Исхак Раззаков (35). Потом возраст ведущих кыргызских политиков стал резко расти.
Колоссальный урон стране, в том числе и по участию молодежи в политике, нанесла политика сталинских массовых репрессий, чтобы прекратить в стране политическую активность. В стране шла острая внутриполитическая борьба, и репрессии катастрофически сузили участие масс в этой борьбе. Говорят о том, что в нашей стране были только сталинские репрессии, а при других правителях их не было. Это ошибка.
Репрессии у нас были всегда и продолжаются поныне. Репрессии - это наказание, карательная мера, применяемая государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя. Любые политические репрессии являются проявлением политического насилия. Репрессии, но в иных масштабах, продолжались и при Хрущеве, и при Брежневе, и при других советских вождях и постсоветских тоже.
Истребляли всех инакомыслящих, правых и неправых, виновных и невиновных, врагов и своих, чтобы общество охватил страх и ужас. Люди потеряли ориентиры, за что их наказывают. Это, в свою очередь, привело к появлению в советском обществе огромного пласта конформистов.
Конформизм - это изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей. В обыденном языке означает приспособленчество, а в политике конформизм является символом соглашательства и примиренчества. Конформисты были готовы служить любому.
На место беспокойных и мятежных революционеров пришли люди с конформистским образом жизни и мышления, для которых главным стало не собственное мнение, а мнение своего начальника. Конформисты - люди без принципов, они есть в любом обществе. Но в нормальных обществах их не допускают во власть. А советская правящая элита сплошь оказалась конформистской. Они и правили СССР вплоть до его распада, да и сейчас тоже правят. Оттого в странах СНГ не видно ощутимых перемен.
Медленно идет процесс смены политических элит. Конформисты и их потомки боязливо относятся к политическим переменам и новшествам. Поэтому молодежь, как носитель новых идей, новизны, отсекается от власти и не включается в политическую систему страны. Из жизни государства исчезли политики, которые бы запомнились как мужчины.
Их место сейчас заняли женщины-правозащитники, отдельные журналисты, нпошники и политики, которые совершают мужские поступки и которых власть обозленно поливает грязью и пытается заткнуть им рты. Вот так и СССР медленно, но необратимо погружался в кризис, геронтократию, догматизм и застой, и был предан конформистами с билетами членов КПСС. Вот из этого "болота" сейчас и предстоит вырасти новым молодежным лидерам.
Освобождение от советского конформизма началось фактически со времен горбачевской перестройки, когда страна стала просыпаться от длительной политической спячки. Стартом процесса стало декабрьское восстание казахских студентов в 1986 г., выступивших против назначения первым секретарем ЦК КП Казахстана ставленника Кремля Г. Колбина.
На месте подконтрольных КПСС молодежных организаций появилось неформальное движение, которое затем официально оформилось в политические партии, НКО и общественные организации и движения. В 1989 г. в Кыргызстане оформилось Демократическое движение Кыргызстана, в 1991 г. впервые возникла новая политическая партия "Эркин Кыргызстан", от которой затем откололась другая - Социалистическая партия "Ата-Мекен" и т.д.
Возникло общество "Мемориал-Акыйкат", "Клуб городских избирателей", дискуссионный клуб "Демос" при редакции газеты "Комсомолец Киргизии" и другие молодежные организации, клубы и дискуссионные площадки, которые продвигали новые идеи демократизации, суверенизации, борьбы с КПСС, с советской властью и т.д. Процесс политической идентификации, поиск самих себя, своего места продолжается и сейчас.
Серьезным барьером между современными "отцами" и "детьми" являются перенятые традиции т.н. "политического византизма", носителями которых являются отцы-конформисты. Это склонность к автократии, сакрализация власти, слепая покорность ей, подлость, интриги, предательство, ложь и т.д. Это наследие пришло на смену эпохе рыцарства, когда политические интересы и добродетели защищались в открытом поединке, на дуэли.
Но постсоветская молодежь вместо того, чтобы бросить вызов подлой стороне "византизма", копирует это советское наследие "отцов", воспроизводит и умножает их отрицательный опыт. Сколько прекрасных молодых людей, подававших надежды, мы потеряли в "коридорах власти" среди нынешних царедворцев? А воспитанное в условиях бездуховности и затянувшегося кризиса нынешняя молодежь показывает нередко такие примеры нравственного падения и алчности, что просто диву даешься.
Это происходит потому, что молодежным лидерам не хватает новых знаний, современного опыта политической деятельности, управления, чтобы привлечь внимание к своим специфическим и общим интересам. Им не удается сформулировать собственную повестку дня, они не знают, что делать, чтобы встроиться в политическую систему страны, чтобы быть востребованными не только на митингах и революциях, но и в деле мирного развития страны. Перекосы и отсутствие балансов всегда плохо.
Поэтому в управлении должна быть сохранена преемственность поколений, баланс между взрослыми и молодыми политиками. У одних преимущество знание, опыт и осторожность, у других - сильное желание перемен, энергия и молодость. Вместе они сила, но это нужно понимать элитам, которые отдают предпочтение клановым и региональным, узкопартийным и прочим интересам.
Какие еще выводы можно сделать:
1. На кого могла опираться революция - армию, дворянство, крестьянство или интеллигенцию? Только на молодежь - носительницу новых идей. Часть общества, которая в силу своего возраста еще не заняла никакого места в социальной структуре общества, находилась в состоянии выбора, жаждала перемен.
2. Движение молодежи (внутри него много течений) в конце концов было революционно-политическим и вело к изменению и свержению существующего несправедливого строя. Откуда у них дух и смелость? Особенность психологии молодежи - нигилизм, критицизм, устремленность в будущее, восторженность, увлеченность, стремление к новому, радикализм были вызваны условиями жизни (бедностью, униженным положением), пассивностью старшего поколения, которые с удовольствием уступали первое место "детям в политике", на баррикадах, но не при разделе власти в случае победы. Огромную роль в революционности молодежи играл внешний фактор, знакомство с европейскими порядками, которые резко контрастировали с местными деспотическими порядками.
3. Большое влияние на развитие молодежного движения оказало распространение социалистических идей, идей равенства и справедливости, радикальные и патриотические идеи. Идеи революционные в отличие от консерватизма или либерализма, которые предлагали мирный, эволюционный путь развития.
4. Важную роль в развитии молодежного движения республики должна сыграть образованная часть молодежи, которая способна разработать идеи огромной мобилизующей силы. Потребность в услугах молодежи исчезает, как только заканчивается очередная революция, когда выясняется, что у молодежи нет программных целей, когда она показывает другим политическим силам, что не знает, что делать дальше. Взрослые политики тоже не знают, что нужно молодежи, что нужно включить их в политический процесс. Это особенно хорошо просматривалось, когда создавалось Министерство по делам молодежи, которое вскоре было закрыто, т.к. там не знали, чем заниматься. А также в пассивной деятельности молодежной квоты Жогорку Кенеша по защите и обеспечению прав молодежи.
Фото сайта Kabar.kg
Комментарии