Создание имиджа дело для нас новое, еще непривычное. Несмотря на то, что у нас почти 30 лет периодически проводятся выборы президента, Жогорку Кенеша, местных кенешей, мэров городов и глав айыл-окмоту, работают с имиджмейкерами единицы партий и кандидатов. Работают с разными политтехнологами, чиновниками, деньгами, электоратом и даже криминалом, но никто не хочет сменить свой совковый образ, от которых многие избиратели, особенно молодые, уже устали!
Причем смена имиджа в постсоветском обществе как бы не приветствуется. Избиратели чувствуют в этом какой-то обман, подвох, химеру. Вспоминается, как СМИ жестоко издевались над очередными обещаниями кандидатов. Хотя потребность в имидже это есть результат нашего развития, это движение вперед. Демократический путь развития Кыргызстана повлек за собой увеличение субъектов, заинтересованных в правильном и действенном формировании собственного имиджа.
При формировании имиджа необходимо создать своеобразную политическую маску. Быть маской – это одно из функциональных предназначений имиджа. Имидж – это стереотипизированный образ объекта, существующий в массовом сознании. На основе этого термина появились понятия: «имиджмейкер» и «имиджмейкинг» (имиджмейкерство). Первый – это специалист по формированию имиджа, организации агитационно-пропагандистских кампаний и рекламы в интересах определенного политического субъекта. Второе – деятельность по формированию имиджа, комплекс приемов и технологий создания образа политического субъекта с целью воздействия на массовое сознание.
Имидж выполняет функции, направленные на достижения политических целей, и отождествляется с личностью, властью, политическими партиями, общественными движениями, фирмами и организациями. Забота об имидже - признак развивающихся организаций, стремящихся обрести свое лицо.
Партии и партийные лидеры во многих странах уделяют особое внимание имиджу, как одной их главных составляющих общественного признания и политической популярности. Так как реальные программы оказывают незначительное влияние на мнения избирателей, повышается роль образа партии и политика, признанного в общественном сознании идеалом. Конкурентоспособность политических партий, политических программ – это конкурентоспособность имиджей.
Имидж является естественным продуктом обработки больших массивов информации. Публичный характер партийной деятельности создает необходимость формирования четких, ясных и доступных образов, которые обеспечивают признание в среде избирателей. Имидж приобретает все большее значение для партий не только как канал передачи информации об их деятельности, но и как способ сохранения и удержания партии во власти. Фактор имиджа также важен при создании новых политических партий и движений.
Цареубийство стало, например, кульминацией деятельности народовольцев и началом их политической смерти. За партией эсеров закрепился образ партии политического террора и страха. Казахско-кыргызская партия «Алаш» ассоциировалась с просветительством. В ее рядах было много интеллигентных и образованных людей, занимавшихся написанием учебников и строительством школ для коренного населения Туркестана. Имидж КПСС строился на образе врага, где СССР находился в кольце империалистических врагов. Он и сейчас активно эксплуатируется в России, когда у нее возникают трения с Западом.
На имидж партии оказывает влияние большое количество факторов: имидж лидера и сила его личности, идеология партии, политическая символика, образ деятельности, имидж членов партии и ее сторонников, ресурсы партии, ее история, особенности политической риторики и политического PR, имидж электората партии и т.д.
Партии выполняют функции аккумуляции социальных интересов. Из этой совокупности выделяются наиболее значимые, которые концентрируются в программах партий и их лозунгах. А символика объединяет разнообразные требования, унифицирует и синтезирует позиции партии в единый образ. От того, какое название имеет политическая партия, как выглядят ее партийные символы, во многом зависит и ее восприятие в глазах избирателей.
Эксперты считают, что в символику политической партии должны входить следующие компоненты: «символ-действие» - в основном это политические ритуалы; «символ-объект» - эмблемы, флаги, символические памятники; «символ-персона» - обычно это исторические личности или лидеры партии; «символ-звук» - это партийные гимны, позывные, скандирование. Партии вынуждены решать очень разнообразные задачи, поэтому роль и задачи партийного имиджа весьма различны.
В программах партий обычно подчеркивается их намерение служить интересам различных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике при формировании имиджа партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, фиксировать их в программных документах, поскольку только востребованный идеологический имидж способен привести к победе на выборах.
В условиях демократии усиливается значение партии в формировании общественного мнения, а значит возрастает нагрузка на партийный имидж. Современные партии продолжают сохранять своеобразие, собственное политическое и идеологическое лицо. Социал-демократы строят партийный имидж на потребностях проведения усиленной социальной политики, принятия новых или совершенствования существующих программ помощи социально незащищенным группам населения. Консервативные партии формируют имидж устойчивых и стабильных. Либеральные партии - имидж активных и энергичных партий действия.
Ни в Китае, ни в России необходимость построения коммунизма не следовала из текущих интересов населения. Но, будучи сформулирована партиями, эта цель воодушевила миллионы.
Выделяется два типа имиджа партий: реальный и идеальный. Имидж является связующим звеном между партией и ее потенциальными сторонниками. Поэтому имидж партии влияет и на имидж электората. Например, история России свидетельствует, что в ряду основных средств завоевания и удержания партиями власти насильственные методы доминировали над технологиями создания популярного образа политической партии.
В современном мире имидж партий складывается под влиянием многих факторов. К ним относятся ожидания и потребности различных социальных групп общества, политические цели и задачи партии, а также идеологические позиции партийных лидеров.
Политическая партия - это открытая информационная система. Один из ключевых факторов ее существования – обмен информацией с окружающим миром. Чем более интенсивно он происходит, тем выше популярность партии, сильнее ее имидж. Чем больше партия закрыта, тем ниже ее общественное признание, рейтинг.
Имидж партий зависит от изменения активности граждан. Партийная и избирательная системы очень усложнились, и участие граждан в политических процессах становится менее осознанным. СМИ формируют у них иллюзию причастности к политике. Никто не интересуется программами политических партий, поэтому для избирателей они мало отличаются друг от друга. При таком отношении большинство, не понимающее реальных и сложных программ, доминирует на выборах над меньшинством, разбирающимся в сути этих программ и голосующих рационально.
Популизм политических программ формируется в ответ на запрос большинства, которое хочет простых и ясных решений самых сложных проблем. Популистские программы не нужно читать, нужно просто доверять кандидату или лидеру партии. В такой ситуации избиратели считают, что лучше доверять личности кандидата или выбирать того, кто реально сможет оказаться победителем.
Популизм как политическое явление возникает в странах, где имеются определенные демократические институты – всеобщее избирательное право, равноправие граждан – и где массы в качестве избирателей выступают участниками политического процесса. Только тогда попытки апелляции к настроению населения, попытки подстроиться под массовое сознание могут стать средством завоевания власти.
В этой связи вопрос освещения политики партий в СМИ приобретает первостепенное значение. Однако надо знать, что СМИ достаточно жестко ограничены рамками собственного имиджа. Если речь идет о прессе, то можно говорить о проправительственных, оппозиционных, «красных», «левых», «умеренных», «желтых» изданий. Поэтому авторитет СМИ может очень сильно повлиять на доверие к той или иной партии, кандидату.
Имидж партий в условиях современной КР сталкивается не только с проблемами искажения информации в СМИ и барьерами восприятия. Партиям, при формировании и внедрении своего имиджа, приходится сталкиваться с оставшимся наследием негативного имиджа, созданного прошлыми поколениями во времена социализма. К числу причин, обуславливающих негативное восприятия партий, относится ассоциирование образов партии с «бюрократией» и «чиновничеством». Для советских граждан чиновничество всегда было чуждой силой, занятой исключительно решением собственных проблем.
Оторванность чиновничества, государственного служащего от гражданина, общества в КР была обусловлена множеством различных факторов. В том числе и оторванностью гражданского общества от возможности принять реальное участие в управлении государством. Другими словами, прошлый имидж партии как института «чиновничества» и «бюрократии» оказывает негативное влияние на восприятия людьми советского поколения современных партийных образов.
Подтверждением тому являются и последние выборы президента КР, которые можно рассматривать как схватку за высший пост между бюрократией и бизнесом Кыргызстана. Бизнес эти выборы проиграл. Диагноз существующего политического режима, как бюрократически-олигархического, оказывается нуждается в еще одной коррекции. Правящим классом у нас после «бархатной революции» начала 90-х годов, которая привела к власти Акаева, была и остается бюрократия, а олигархи играют при ней роль «придворной челяди», которую можно высечь и обезжирить в любую минуту.
Чиновничье государство преподало урок жадному и беспринципному олигархическому бизнесу, показало, что никого не потерпит над собою. Однако голоса, отданные за крупнейшего бизнесмена-кандидата, показывают, что в обществе назрел, появился сильный запрос на новый имидж главы государства. В стране идет смена поколений, у которых другое видение образов и совсем другие предпочтения.
Об этом свидетельствует и участие в президентских выборах представителей «третьего сектора» - НКО, академических кругов, а не только политиков-депутатов, да пары-другой клиентов «палаты № 6». Какой сектор - государственный, бизнес, гражданский или академический, которые должны быть вместе, будет более востребован и победит на следующих выборах?
Комментарии