Прошедшие в Кыргызстане многочисленные выборные кампании, да и просто так, свидетельствуют о том, что в стране преимущественно нет ни граждан, ни гражданственности, ни гражданского общества, ни правового государства.
Почему так происходит, хотя гражданское общество в широком смысле слова и сам этот термин появились еще в период «детства» демократии много тысяч лет тому назад, когда впервые, чаще в наивной и простой форме, в мире сложились представления о гражданстве и гражданине, возникло понятие гражданского общества как совокупности граждан. А когда появилось и утвердилось гражданское общество, появилось и правовое государство. То есть то, чего мы хотим добиться, но не знаем, как и почему? Чтобы разобраться в этом, обратимся к истокам...
Впервые гражданин появился в эпоху античности. Этот институт стал итогом эволюции человеческого общества к демократии и появления общины свободных граждан, впервые зародившейся в древней Греции. В VIII в. до н.э. греческие Афины стали первой в мире республикой, что означало выборность органов власти и ограниченность их сроков. Это событие стало поворотным, предопределившим развитие человеческой цивилизации в направлении демократии.
Античные философы и политики считали государство изобретением человека и рассматривали его как инструмент удовлетворения интересов человека, а не наоборот. Никто не был вправе подвергнуть свободного человека насилию или наказанию не иначе, как только на основании права, закона. В античной философии и праве берут свое начало такие понятия, как конституция, демократия, равноправие, верховенство закона, права человека и т.д. Достижением греческой политической мысли и полисного мировоззрения была выработка самого понятия «гражданин».
Греческий гражданин – это личность, наделенная некоторыми неотъемлемыми правами, составляющими основу его жизнедеятельности. Сообщество свободных граждан-собственников называлось "полис". Он был греческой разновидностью города-государства, поскольку они также были известны на Ближнем Востоке, в Индии и в Африке (Ур, Аккад, Вавилон, Карфаген и др.). Но они не дали миру свободных граждан и демократии.
Членом полиса мог стать каждый при условии, что он должен быть греком по национальности, свободным и владеющим частной собственностью. Законы полиса запретили продавать или обращать греков в рабство. А само государство выкупало греков из рабства, если они оказывались за границей. Все члены полисной общины обладали политическими правами и могли заниматься государственной деятельностью. В греческом полисе была существенно ущемлена роль аристократии и жречества, а мелкий и средний незнатный собственник (крестьянин, ремесленник, купец) вышли на первый план общественной жизни. Государство в Греции существовало не над общиной, а вырастало из общины.
Внутри полиса постепенно сформировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов, определяющие права и обязанности членов полиса, которые составляли основу полисной солидарности. Граждане дорожили своим статусом и интересы полиса ставили выше личных. Взамен полис содержал своих граждан за счет своей казны и денег богатых граждан. Все граждане были членами полисного ополчения. Таким образом, полноправный член полиса соединял в себе гражданина, собственника и защитника-воина.
Гражданское полноправие включало совокупность как определенных прав, так и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службы в ополчении, право на участие в делах государства, т.е. участия в Народном собрании, Совете, выборных органах, право на почитание и защиту своих богов, на участие в общественных празднествах, на защиту и покровительство афинских законов.
Своего рода продолжением этих прав было формирование обязанностей гражданина: он был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать богов. Например, идеалом афинского полноправного гражданина был свободный человек, имеющий земельный участок и обладающий известным достатком, физически развитый человек, получивший определенное воспитание.
Афины стали политическим союзом свободных граждан. И в этом состоит основное отличие недемократических стран, где население в целом было несвободно от государства: в отсутствии политического союза и свободных граждан, без которых невозможна развитая демократия и развитое гражданское общество. Однако в античной древности отличие между гражданским обществом и государством не проводилось.
Аристотель, например, полагал, что государство это и есть совокупность граждан, гражданское общество, т.е. он употреблял термины «гражданское общество» и «государство» как синонимы. И такой подход сохранялся вплоть до XVII в., когда в своих основных чертах стало складываться гражданское общество.
У античных мыслителей понятия «гражданское общество», «политическое сообщество» и «государство» выступали в качестве синонимов, взаимозаменяемых терминов. Понятие «политическое» охватывало все важнейшие сферы жизни людей: семью, религию, образование, культуру, искусство. Поэтому неудивительно, что древнегреческому полису было свойственно единство гражданского коллектива и государства.
Общество составляло неразрывное целое с государством, с миром политического. При сословном строе, например, государство практически совпадало с имущими классами и было обособленно от основной массы населения. В традиционных обществах древнего мира и средних веков социальное неравенство было выражено и закреплено в праве: господствующая социальная группа была организована в государство, поддерживавшее сословные границы и охранявшее привилегии высших сословий, от имени которых и осуществлялась власть.
В феодальной сословной системе присутствовали некоторые аспекты гражданского общества. Несмотря на то, что политическим выражением средневекового способа производства являлись привилегии, неравное для каждого из феодальных сословий право, сословный социальный порядок позволял обществу сохранять определенную независимость от государства.
Идея гражданского общества существует ровно столько, сколько существует европейская философия, заложенная во времена античности. Гражданское общество складывается как продукт городской, полисной цивилизации. Оно состоит из свободных граждан, обладающих собственностью. В этом ее принципиальное отличие от варварского, родоплеменного или восточного типа общества, где не было свободных граждан и частной собственности.
Гражданское общество – это политически организованное общество, которое основано на разделении труда и является самодостаточным. Гражданское общество организовано государством, исторически появляется вместе с государством и образует противоречивое целое. Это совместное существование характеризуется постоянным напряжением и драматизмом.
Гражданское общество в рамках государства приобретает достаточную устойчивость, но государство, имеющее право «политически ограничивать» поле деятельности людей, может превратиться в самодовлеющую силу и попытаться подчинить себе гражданское общество. Еще Платон писал об этом в своем «Государстве». Такова высокая цена, за которую гражданское общество должно платить за свою упорядоченность и стабильность существования.
Реальное функционирование гражданского общества де-юре началось с принятия биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции. Это создало условия для проявления и раскрытия талантов, способностей и инициативы личностей, и формирования гражданского общества и его институтов. Гражданское общество ныне является спутником правового государства, которое появляется лишь там, где возникает не просто общество людей, а гражданское общество.
Фото Time.kg
Комментарии