Статья

Кыргызстан: от простого общества к гражданскому

Что означает продолжение курса Атамбаева, что он несет с собой? Значит ли это продолжение борьбы с инакомыслием и с независимыми СМИ, что мы особенно видели в последний год? Или же мы станем свидетелями рождения «нового курса», как у американского президента Франклина Рузвельта, который спас свою страну от моральной деградации и политического распада, вдохнул новые силы в умирающую экономику, после чего США стали новой мировой сверхдержавой.

Нам не нужны лавры сверхдержавы, хотелось бы быть просто демократической страной, которую строят не только чиновники, но и представители гражданского общества. Это и будет гарантией будущего процветания Кыргызстана, который не является собственностью президентов и их окружения, а является общим достоянием граждан Кыргызской Республики, которые в совокупности образуют гражданское общество.

А там, где оно есть, рождается и правовое государство, о чем мы все мечтаем, ибо гражданам пореформенного Кыргызстана давно надоела вся эта нескончаемая кутерьма топтания на месте, выдаваемая за политику реформ!

Рождение гражданского общества, гражданства и гражданственности, а также некоммерческих организаций, их нынешнее развитие тесно связаны с современным развитием и углублением демократии. Этот процесс, некогда начавшись в Древней Греции, сейчас уже охватил практически все страны мира. В своей знаменитой «Политике» великий античный философ Аристотель на конкретных фактах показывал, что афинская демократия была чисто народным созданием, а не результатом честолюбия и интриг отдельных личностей.

Зачатки народного правления прежде были известны всем народам мира, которые прошли разные этапы демократии. При демократической системе организации общества и государства народ является единственно легитимным источником власти, а назначение на должности происходит путем проведения честных, свободных и состязательных выборов.

Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. Поэтому с демократией тесно связан ряд ценностей, таких как законность и верховенство права, политическое и социальное равенство, свобода, права человека, право на объединение и т.д. Поскольку достижение этих целей труднодостижимо и подлежит различным толкованиям, существует множество теорий и моделей демократии. Несмотря на это многообразие, одной из основных целей демократии является ограничение произвола и злоупотреблений властью. Таким образом, без демократии не было бы ни граждан, ни гражданского общества, ни некоммерческих организаций.

В свою очередь, происхождение гражданского общества тесно связано со становлением и развитием правового государства. Там, где его не было, гражданское общество не созревало. Исторически «гражданское общество» пришло на смену традиционному и сословно-кастовому обществу. Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга, одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства.

Появление правовой государственности было обусловлено развитием самого общества и стало возможным в результате вызревания гражданского общества. Развитое гражданское общество является гарантией существования правопорядка и правовой государственности. В соединении с конструкцией гражданского общества правовое государство превращается из теоретической модели в практику, обеспечивающую законные интересы конкретного человека.

Понятие «гражданское общество» восходит своими корнями ко временам античности. Нельзя ставить знак равенства между понятиями «общество» и «гражданское общество»: второе значительно уже и моложе первого. В Кыргызстане, например, «общество» возникло в глубокой древности, но «гражданское общество» стало формироваться только два десятилетия тому назад с обретением суверенитета и началом процесса демократизации.

Само понятие гражданского общества вошло в употребление в XVII–XVIII вв., и главный его смысл заключался в том, что сообщество граждан должно иметь свои законы и не зависеть от грубого произвола со стороны государства. Исторически это понятие восходит к семье латинских слов civis, civilic, civitas (гражданин, гражданский, город, государство), с чем связаны такие аспекты гражданского общества, как гражданство, гражданские обязанности и добродетели, цивилизованное поведение.

Следует различать понятия «общество» и «гражданское общество», «государство» и «общество». Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости и зависит от развитости общества. Какое общество, такое и государство! По мере развития общества, перехода его от низшей ступени к высшей, меняется и государство.

Обществом можно назвать общность людей, которая создается на основе взаимных интересов, взаимного сотрудничества. Правда, не всякая совокупность людей, объединенных общими интересами, является обществом. Студентов в аудитории или зрителей в театре также объединяет общий интерес, но это не общество. Само общество не является простой совокупностью индивидов. Это социальная система.

С совершенствованием общества государство становится демократическим, и в нем осуществляются народовластие, экономическая свобода, свобода личности, а с формированием гражданского общества государство становится правовым. Начало формирования гражданского общества в странах Европы и Америки приходится на XVI–XVII вв.

Ученые выделяют три этапа становления гражданского общества:

1. XVI-XVII вв.: процесс вызревания предпосылок (экономических, политических, идеологических) развития буржуазного общества, устранения юридического неравенства, ограничения политической власти правом;

2. Конец XVII – ​конец XIX вв.: формирование гражданского общества в наиболее развитых буржуазных странах на началах всеобщего юридического равенства, свободного предпринимательства и частной инициативы. Формальное равенство открывает возможности для проявления индивидуальности: появляется гражданин как самостоятельный субъект, который осознает себя индивидуальным членом общества. Он конституционно наделен определенным комплексом прав, свобод и в то же время несет ответственность перед обществом. Государство все более отдаляется от выполнения функций собственника. Развиваются правовые механизмы, сдерживающие политическую власть, подчиняющие ее закону. Происходит становление представительной демократии - ​постоянно действующих представительных общенациональных учреждений парламентского типа со строго обозначенными полномочиями утверждать налоги и принимать законы.

3. Рубеж XIX–XX вв.: развитие постиндустриального общества с машинным производством, фабричной организацией труда, общенациональным рынком; отделение власти от собственности; переход управления общественными делами практически в руки ученых-специалистов (менеджеров) при сохранении институтов традиционной демократии и политического плюрализма; расширение и углубление равноправия людей.

Таким образом, становление и развитие гражданского общества является особым периодом в истории человечества, государства и права и имеет непростую судьбу. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но оно не всегда было гражданским. Ее формирование и развитие заняло столетия и даже больше. Этот процесс пока не завершен ни в Кыргызстане, ни в мировом масштабе. Поэтому реальность существования гражданского общества, как и правового государства, определяется соотношением идеала и реально достигнутого состояния общества.

4870

Написать комментарий:
https://get-simple.info/ http://pmionline.disnakertrans.cirebonkab.go.id/ https://bisnisdigital.darmajaya.ac.id/ https://himahi.budiluhur.ac.id/blog/ https://registrasifasyankes.kemkes.go.id/pacarzeus/ https://registrasifasyankes.kemkes.go.id/assets/ https://wisma-sukajadi.kemkes.go.id/berkah/berita/ https://kampungkeling.org/ https://siprima.kpu.go.id/ slot gacor https://amdalnet-stg.menlhk.go.id/ situs togel online https://link.kemkes.go.id/ situs slot gacor slot gacor 2024