Статья

Калейдоскоп политических событий октября

Выборы Президента КР не стали завершающими в череде политических событий уходящего месяца в Кыргызстане. По их итогам победил представитель власти, и уже в конце третьей декады ноября планируется церемония вступления нового главы государства в должность. Эксперты говорят, что такая процедура должна быть приурочена к уходу действующего президента Алмазбека Атамбаева, то есть к 1 декабря 2017 года, иначе может наступить кратковременный момент двоевластия, когда действующий президент еще не сложил своих полномочий, а новый президент уже принес присягу.

Не менее важным событием стала отставка спикера парламента и выборы нового. Ранее, еще перед началом избирательной компании, теперь уже экс-торага ЖК Чыныбай Турсунбеков подтверждал информацию, что существует возможность его участия в выборах и не скрывал своего стремления баллотироваться в президенты. В интервью журналистам он говорил: «Это действительно сегодня очень обсуждаемый вопрос. Ранее президент уже озвучивал свою позицию по этому поводу. И мы с ним много раз говорили на эту тему. То, что он говорит вам, гражданам - все это правда. Я работаю в таком же ключе. Меня никто не ограничивал в этом праве, и я не исключаю возможности воспользоваться этим правом».

Но на съезде СДПК кандидатом в президенты был выдвинут Сооронбай Жээнбеков. Более того, отдельные функционеры партии достаточно жестко прокомментировали инициативу экс-спикера, его здоровые амбиции, что означало фактический запрет на реализацию такой инициативы. Видимо этот фактор и жесткий централизм в партии стал основной причиной отставки спикера. С одной стороны, сам президент не возражал против реализации амбиций спикера, но в духе восточных хитросплетений, кулуарно все было решено иначе.

Избрание нового спикера парламента в лице 40-летнего уроженца Таласской области Дастана Жумабекова стало полной неожиданностью. С одной стороны, мы наблюдаем политический курс, взятый на омоложение верхушки власти, с другой - новый спикер не является опытным функционером государственной службы. Политические киты из СДПК и «Бир Бола» также имели амбиции побороться за должность спикера, но взяли самоотвод, что говорит о сильном внефракционном влиянии на парламентские процессы. Существует версия, что пост спикера стал своеобразным громоотводом после недавнего поражения на президентских выборах еще одного уроженца Таласа - Омурбека Бабанова.

И конечно стало открытием уходящего месяца расследование, проведенное редакцией Kloop.kg и шведскими цифровыми криминалистами, которые нашли доказательства того, что один из правительственных серверов Кыргызстана целый месяц содержал негосударственный сайт, который мог использоваться для влияния на избирателей во время президентских выборов. Этот сервер принадлежит Государственной регистрационной службе, и через него можно получить доступ к личным данным всех граждан Кыргызстана: номерам паспортов, ИНН и биометрическим данным.

Власти отрицают, что samara.kg содержалась на правительственном сервере, но все цифровые следы показывают, что они либо говорят неправду, либо сами не знают, что творится на их серверах. Анонимный активист взломал этот сайт за полтора дня до выборов президента Кыргызстана и передал информацию о нем журналистам. Он утверждает, что samara.kg представляла собой систему управления агитационной кампанией провластного кандидата Сооронбая Жээнбекова. Редакция Kloop.kg получила свидетельства нескольких агитаторов из штаба кандидата Сооронбая Жээнбекова, которые подтвердили, что использовали «Самару» для учета избирателей и контроля за голосами.

Достаточно серьезное исследование, которое частично проливает свет на тайны прошедших выборов и ставит под сомнение если и не легитимность прошедших выборов, то их чистоту. Представители госорганов назвали это расследование «дискредитацией выборных технологий», на что редакция Kloop.kg ответила, что дискредитация выборных технологий - это позволять стороннему сайту, не связанному с государственной деятельностью, находиться на важнейшем правительственном сервере, обрабатывающим персональные данные граждан. Удивляет, что в этой компании ключевую роль посредника сыграл бывший чиновник администрации президента Бакиева, преследуемый действующей властью за уголовные деяния.

В прошедший месяце остро стал вопрос и экономических межгосударственных взаимоотношений с соседним Казахстаном, на границе с которым созданы искусственные ограничения для свободного передвижения товаров. Как всегда, крайними остаются простые граждане. Торговая война может продлиться надолго, и новому президенту страны и правительству предстоит решать искусственно созданные проблемы с соседями, убеждать бизнес, что экономические взаимоотношения наладятся.

Правительство предприняло меры по снижению последствий кризиса, состоялся ряд встреч с правительством Казахстана, проведены консультации и переговоры в рамках заседаний ЕАЭС, но их итоги пока незначительны. А самым больным стал упрек премьер-министра Казахстана о неконтролируемом потоке товаров из Китая через Кыргызстан.

Проблема «серого» импорта из Китая стала видимой после вступления Кыргызстана в ЕАЭС. По данным министра финансов РК Бахыта Султанова, из-за этого ЕАЭС теряет 300 миллионов долларов, поскольку «серый» импорт из Китая в дальнейшем превращается в экспорт в страны ЕАЭС, и он наносит как прямой ущерб конкурентоспособности соответствующих отраслей и предприятий, так и влияет на прямые потери по таможенным пошлинам.

Об этом говорят и цифры: если взять таможенную статистику за 2016 год, по данным кыргызской стороны импорт из Китая составил порядка $1,5 миллиарда. А по статистике КНР - $5,6 миллиарда. Расхождение - более $4 миллиардов.

Такие выводы, кстати, содержатся и в отчете Счетной палаты КР по итогам аудита исполнения доходной части республиканского бюджета за прошлый год.

Как видно, и внутренние, и внешние источники указывают на проблемы, что говорит о явной коррупции на таможне Кыргызстана и несовершенном законодательстве. Кто понесет ответственность?

Когда наступит прежний режим взаимоотношений между братскими странами, никто не знает. Видимо, необходимо подключать нейтральных посредников, имеющих опыт проведения переговоров и международный авторитет. Но этот конфликт выявил и недостатки в работе нашего правительства, которые накопились за весь прошлый период. Все старания по реализации проекта «Таза коом» станут тщетными, если власть не сможет предотвращать коррупцию и не допускать экономические потери от нее.

Фото Табылды Кадырбекова, © Sputnik 

2278

Написать комментарий: