В июле и октябре 2009 г. мною были опубликованы статьи, посвященные проблемам развития парламентаризма в Кыргызстане. С тех пор в стране приняли новую Конституцию, закрепившую важнейшие принципы парламентской формы правления, успели даже внести изменения, которые, как считается, еще более укрепили правовые основы парламентаризма.
Сегодня логично поинтересоваться, действительно ли ситуация с парламентаризмом в нашей стране изменилась к лучшему? Очень трудно обсуждать будущее какой-нибудь системы правления, не определившись с тем, что она представляет собой на самом деле. В связи с чем, считаю необходимым обратить внимание читающей публики на некоторые аспекты становления и развития отечественного парламентаризма с позиций уже сегодняшнего дня.
В августе 1989 г. профессор Л.И. Левитин представил автора статьи, недавно закончившего с отличием юридический факультет КГУ имени 50-летия СССР, народному депутату Киргизской ССР и СССР, известному кинорежиссеру Т. Окееву, которому нужен был помощник по правовым вопросам. С тех пор моя профессиональная биография прямо или косвенно была связана с законотворческой деятельностью кыргызского парламента, в том числе, в качестве полномочного представителя двух президентов республики в Жогорку Кенеше. Соответственно имел возможность наблюдать, и не только, за перипетиями развития парламентаризма в стране.
Время от времени полезно оглядываться назад. В эпоху перемен взгляд назад может оказаться даже более плодотворным, чем напряженное разглядывание неясных и постоянно ускользающих очертаний будущего. Оглядываясь в прошлое, беря уроки истории, мы должны впитывать все лучшее, все полезное, что оставил нам опыт предшествующего поколения политиков и управленцев. Нельзя огульно перечеркивать или очернять прошлое. Тернистый путь становления парламентаризма в нашей стране может быть очень даже поучительным не только для действующего депутатского корпуса Жогорку Кенеша, аппарата президента и правительства, но и всего общества, памятуя одного мудреца, который сказал: «Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова».
Cегодня в обществе вновь разворачивается дискуссия о парламентской форме правления, о месте и роли Жогорку Кенеша на современном этапе государственного строительства. В связи с чем считаю необходимым обратить внимание депутатов парламента, общественных и политических деятелей, а также читающей публики на некоторые аспекты становления и развития отечественного парламентаризма.
О парламентаризме
Во второй половине 20 века возникло обобщающее понятие «парламентаризм», под которым понимается система политической организации государства с четким разграничением функций законодательной и исполнительной властей при привилегированном положении парламента в качестве представительного органа народовластия. Это понятие весьма объемно. С одной стороны, оно отражает главенствующее положение парламента в механизме разделения государственной власти, а с другой – принципы функционирования и устройства парламента и взаимоотношений с другими государственными органами.
Между тем в обществе зачастую отождествляют понятия «парламент» и «парламентаризм». В действительности же, наличие парламента в системе органов государственной власти еще не означает существования в государстве парламентаризма.
Так, за более чем полувековое существование в Киргизской ССР представительного органа – Верховного Совета, парламентаризм в стране так и не утвердился, поскольку реальная власть находилась в руках республиканской партийной организации КПСС, законы рождались в недрах партийных органов и подконтрольных им Президиуме Верховного Совета и формально утверждались на пленарных заседаниях Верховного Совета, собиравшемся в лучшем случае, по два раза в год.
Парламентаризм возникает и существует тогда, когда в государстве действует развитая многопартийная политическая система, парламент наделяется полномочиями не только принятия законов, но и полномочиями по контролю за исполнением законов, формированию правительства и других государственных органов, осуществляет контроль за деятельностью правительства.
Как известно, суть демократии заключается в том, что члены общества могут иметь и, как правило, имеют различные взгляды практически на каждую серьезную общественную проблему, причем в решении важных вопросов участвуют представители всех слоев общества, представляющие различные взгляды. Именно парламентаризм создает возможность на принципах гласности и свободы принимать законодательные решения по воле большинства, не умаляя при этом права меньшинства.
Без парламентаризма невозможно обуздать рвущуюся к наживе элиту, честно распределять бюджет, контролировать чиновничий аппарат. Коррупция, бюрократия, непрофессионализм управленцев порождены, как правило, их бесконтрольностью. А никто лучше не проконтролирует чиновника, чем выборный независимый контролер, каковым является депутат представительного органа. Такой механизм парламентаризма исправно действует в Европе и США, в Канаде, Индии, Японии, Южной Корее и других развитых странах Юго-Восточной Азии.
В Кыргызстане парламентаризм пока не приживается. Почему? В истории кыргызского парламента нет подвигов. Парламент в Кыргызстане всегда был робким, нерешительным и суетливым, он всегда занимался тем, что не было интересно совершенно никому, кроме исполнительной власти. Практически все созывы Жогорку Кенеша в годы независимости не сумели отстоять себя, не смогли доказать в политической борьбе свое право на ведущую роль в системе власти, не создали благородных мифов для подражания, за исключением, пожалуй, Верховного Совета Киргизской ССР 12 созыва - «легендарного парламента».
В итоге, начиная со второй половины 90-х годов 20 века, парламент фактически превратился в придаток президентского аппарата с «марионетками», имеющими «агрессивно-послушное большинство» и способными за счет этого принимать любые законы, вплоть до изменения Конституции.
Для сведения депутатов Жогорку Кенеша: в 1789 году французский король Людовик XVI приказал депутатам Национального собрания (парламента) разойтись, но они не подчинились и не разошлись. «Мы оставим наши места лишь под напором штыков!» – заявили они. Эти люди проявили мужество, а ведь рисковали головами. Гильотины тогда еще не было, но виселицы были, и тюрьмы-крепости были - Бастилия еще стояла. Что, так уж они были уверены в поддержке народа? Совсем нет, французский народ на тот момент в большинстве своем был настроен промонархически. Просто депутаты показали мужской характер, не испугались. И король вынужден был уступить!
Вот что делает прочным парламентаризм и легальную политическую оппозицию в развитых странах Европы, Северной Америки и Азии – подвиги представительных органов, совершенные во имя идей и принципов, так формируются национальные мифы, которые управляют политическим поведением народа и государственного аппарата.
Легендарный парламент
Развитие парламентаризма в Кыргызстане было трудным, извилистым, и на самом деле мы находимся только на начальном этапе его становления. Большую роль в этом процессе сыграл на заре независимости Верховный Совет Киргизской ССР двенадцатого созыва (с мая
Этот Верховный Совет последнего советского созыва стал первым полноценным парламентом в Кыргызстане, который действовал как независимый законодательный орган власти и был при этом представительским.
Избранный в условиях и по законам позднего советского периода, он вобрал в себя многие противоречия своего времени, но сумел принять немало судьбоносных решений, закрепивших правовой фундамент функционирования Кыргызстана в качестве независимого государства и внедрении в государственном управлении принципов парламентаризма. И остался в нашей истории как «легендарный парламент».
Наверное, в первый и последний раз в законодательном органе собрались действительно лучшие 350 представителей народа Кыргызстана: начиная от простых, зато прославивших себя в соцсоревнованиях и увешанных наградами чабанов, доярок, рабочих и заканчивая элитой тогдашней партийно-хозяйственной, научной и творческой интеллигенции. Следует отметить, что политическую закалку в легендарном парламенте прошли будущий первый президент республики А. Акаев, будущие премьер-министры Т. Чынгышев, А. Джумагулов А. Муралиев, Ф. Кулов, будущие спикеры Жогорку Кенеша М. Шеримкулов, А. Эркебаев, О. Текебаев, государственные и общественные деятели М. Абдылдаев (ныне депутат Жогорку Кенеша 6 созыва), Ч. Баекова, К. Акматов, Б. Аматов, Ж. Сааданбеков и многие другие.
Уже на первой сессии вновь избранного Верховного Совета Киргизской ССР 12 созыва, состоявшейся 10-15 апреля
Те дни показали, что в Верховном Совете республики оказалось довольно много свободно и трезво мыслящих независимых парламентариев, которых мы сегодня назвали бы оппозиционными. Несмотря на малочисленность, они сумели взять инициативу в свои руки и повлияли на драматургию первой и последующих сессий сильнее и убедительнее, чем растерянное, так называемое «агрессивно-послушное большинство» в парламенте.
Так, уже на первой сессии отдельными демократически настроенными депутатами был поднят вопрос об учреждении в республике поста президента Киргизской ССР. Однако консервативная часть депутатского корпуса во главе с партийно-номенклатурной верхушкой Верховного Совета выступила против этой инициативы. Аргумент противников идеи учреждения поста президента республики сводился к тому, что данный вопрос прежде нужно согласовать с Центром (т.е. с Москвой).
Одним из важнейших вопросов повестки дня первой сессии Верховного Совета 12 созыва стал седьмой вопрос повестки: «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Киргизской ССР (о предложениях ЦК Компартии Киргизии по статьям 6 и 7 и по другим статьям Конституции Киргизской ССР)». Напомню: в статье 6 действовавшей тогда Конституции Киргизской ССР
По результатам горячей дискуссии, 12 апреля
Через полгода, внеочередная вторая сессия Верховного Совета 24 октября
27 октября 1990 г. Верховный Совет Киргизской ССР избрал на пост президента Аскара Акаева - президента Академии наук республики, депутата Верховного Совета СССР. Первый секретарь ЦК Компартии Кыргызстана А. Масалиев в отличие от своих коллег – партийных руководителей других среднеазиатских республик, проиграл еще в первом туре выборов.
Декларация о государственном суверенитете Республики Кыргызстан, принятая на третьей сессии Верховного Совета 15 декабря
Особенностью Декларации стало закрепление в ней принципов правового государства: верховенство Конституции Республики Кыргызстан на своей территории; осуществление государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви; осуществление политической жизни на основе принципа идеологического плюрализма.
В 1991-94 годах «легендарный парламент» принял следующие судьбоносные для кыргызской государственности решения: Декларацию о государственной независимости и постановление о запрете деятельности Коммунистической партии и национализации ее собственности (31 августа
На мой взгляд, принятие легендарным парламентом указанных исторически значимых решений объясняются не только выдающимися дарованиями и стойкостью тогдашних народных избранников и первого президента Кыргызской Республики А. Акаева, но и общественно-политической ситуацией в целом, сложившейся на тот период в СССР. Чтобы понять, почему все это оказалось возможным, надо вспомнить времена, когда они захотели и смогли это сделать.
То было время гражданского и национального подъема, советское общество находилось на переломе, тоталитарный политический режим трещал по всем швам. 22 мая 1989 г. начал свою работу первый (и как оказалось впоследствии – последний) Съезд народных депутатов СССР. Уже после первого заседания за его работой начала внимательно следить вся страна.
В рамках модной тогда политики гласности, Центральное телевидение в течение тех двух недель показывало прямые трансляции заседаний Съезда. И это, полагаю, стало началом конца СССР. Во всяком случае, яркие, проникновенные выступления на съезде главного критика советской системы прославленного физика-ядерщика Андрея Сахарова, «партийного» диссидента Бориса Ельцина, известного экономиста Гавриила Попова, юристов Анатолия Собчака, Алексея Казанника, Тельмана Гдляна, Николая Иванова, представителей прибалтийских республики Витаутаса Ландсбергиса, Казимиры Прунскене и многих десятков других депутатов, показали, что единого народа в Советском Союзе как такового нет, как нет и единой идеологии, и единого политического режима.
Во всех уголках Союза люди с удивлением и восхищением смотрели, как с официальной трибуны в присутствии Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева эти народные избранники развенчивали коммунистическую идеологию, подвергли резкой критике деятельность правоохранительных органов и армии, которые жестко подавляли народные волнения в Грузии, Азербайджане и Литве, предлагали и обосновывали необходимость проведения назревших политических и экономических реформ.
То есть можно утверждать, что именно Съезд народных депутатов СССР образца
Между тем, уже осенью
Все это перманентно создавало напряженную ситуацию во всех ветвях власти, снижало практическую значимость их деятельности, тормозило проведение жизненно важных реформ. Причем негативные процессы разворачивались на фоне нарастающего социально-экономического кризиса, разрыва экономических связей между республиками Союза, падением производства, дефицитом товаров первой необходимости, обнищания значительной части населения, психологического шока, вызванного распадом СССР и начавшегося отъезда из страны части русскоязычного населения.
Причины самороспуска легендарного парламента
Противоречия между президентом Акаевым и правительством с одной стороны, и Жогорку Кенешем с другой, достигли высокого накала с принятием 5 мая
Жогорку Кенешу в процессе принятия новой Конституции удалось «отвоевать» обширные полномочия в сфере принятия кадровых решений и по осуществлению контроля за исполнением законов, что означало всеобъемлющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти. Именно Жогорку Кенеш определял основные направления внутренней и внешней политики государства, были созданы предпосылки для внедрения централизованной системы представительных органов местного самоуправления во главе с Жогорку Кенешем.
Неудивительно, что легендарный парламент с энтузиазмом взялся за осуществление своих новых конституционных полномочий и, в первую очередь, кадровых и контрольных полномочий. Противостояние между президентом и правительством с одной стороны, и Жогорку Кенешем с другой, получило новое качество и к началу
Как правило, высокое напряжение политических баталий приходилось на очередные сессии Жогорку Кенеша. Об этом в первую очередь можно судить, изучая повестки дня сессий. На заседаниях сессий, в особенности в конце 1993 – весной
Летом
При этом необходимо отметить, что в период 1992-95 гг. борьба за власть между исполнительной и законодательной ветвями власти шла по всему СНГ, тон в этой политической борьбе ветвей власти задавала Россия. Там борьба за власть между президентом Б. Ельциным и Верховным Советом во главе с Р. Хасбулатовым и переметнувшимся на сторону парламента вице-президентом А. Руцким, развернулась особенно жестко и завершилась стрельбой из танковых орудий в начале октября
Основная причина этих противостояний между законодательной и исполнительной ветвями власти кроется в сфере экономики. В начале 90-х годов в государствах СНГ приступили к реализации экономических реформ по рекомендациям Международного валютного фонда и Всемирного банка. Первым делом начали с разгосударствления и приватизации государственной и колхозно-кооперативной собственности. То есть, обладание властными полномочиями и, в первую очередь, осуществление контроля за приватизационными процессами стало означать возможность обладания немалыми материальными ресурсами.
Надо полагать, что победа президентских сил в России придала уверенности и нашим властям. К лету
В свою очередь, в сентябре 1994 г. Жогорку Кенеш готовился огласить материалы депутатских комиссий по «золотому делу» и по проверке участия отдельных депутатов Жогорку Кенеша, членов правительства и глав местных государственных администраций в приватизации государственной собственности.
Очередная сессия Жогорку Кенеша, запланированная на 13 сентября
Между тем в поддержку Жогорку Кенеша выступили депутаты и участники 17 сессии Ошского областного кенеша, раскритиковавшие инициативу Чуйского областного кенеша об учреждении двухпалатного Жогорку Кенеша.
В принятом Ошским областным кенешем обращении особо было отмечено следующее: «Реализация подобного предложения приведет к полному пересмотру Конституции Кыргызской Республики. Во-первых, это противоречит составляющему самую сердцевину Конституции разделению власти на три ветви… и фактически упраздняет профессиональный парламент как таковой. Во-вторых, двухпалатный парламент, в который предлагается преобразовать Жогорку Кенеш, оправдывает себя только в государствах с федеративным устройством.
В таком случае необходимо внести в Конституцию изменение, провозглашающее Кыргызстан не как унитарное, а как федеративное государство. В нынешних условиях, когда у нас все еще сохраняются родовые, региональные противоречия, это может привести к совершенно непредсказуемым негативным последствиям. … С учетом всего вышеизложенного, в интересах сохранения общественного спокойствия в республике Ошский областной Кенеш считает необходимым категорически отвергнуть любые предложения о внесении каких бы то ни было изменений в Конституцию».
На стороне Жогорку Кенеша выступил также Президиум Совета Федерации профсоюзов Кыргызстана, который задался вопросом: почему парламент республики кому-то стал неугоден, во имя чего поднимается шум, разжигаются страсти? Президиум Совета Федерации профсоюзов посчитал, что вопросы о роспуске парламента и проведении референдума должны решаться в соответствии с Конституцией и законами.
Таким образом, попытки Жогорку Кенеша реализовать на практике контрольные функции, привело к парламентскому кризису в июле-сентябре
Десятилетие спустя судьбу легендарного парламента повторил Жогорку Кенеш 3-го созыва (март 2005 г. – сентябрь 2007 г.), также вступивший в яростную схватку за властные полномочия с президентом К. Бакиевым и правительством. Тот парламент осуществил конституционный переворот, приняв 8 ноября 2006 г. новую Конституцию с парламентской формой правления. Однако проиграл борьбу за власть и в сентябре 2007 г. был распущен президентским указом.
(продолжение следует)
Мурат Укушов, заслуженный юрист Кыргызской Республики.
Комментарии