Исследование

В Кыргызстане доступ к правосудию для жертв гендерного насилия остается серьезной проблемой

Прошедшая в Оше 20-21 октября III ежегодная конференция «Доступность к правосудию женщин и девочек, пострадавших в результате гендерного насилия», организованная общественным объединением «Кыргызская ассоциация женщин-судей», собрала более 100 участников, из которых 67 - судьи из всех регионов Кыргызстана.

Они обсудили итоги судебной реформы, представили результаты исследований по гендерным вопросам, озвучили ряд проблем с рекомендациями по их решению. Говорили об усилении эмпатии к пострадавшим и необходимости соблюдения прав согласно международным стандартам.

Конференция началась с приятных моментов: при входе каждый участник, а большинством были женщины, получил красную розу в знак уважения и солидарности. Это был подарок от Полномочного представительства правительства КР в Ошской области. Мэр города Ош Айтмамат Кадырбаев сказал теплые слова, подчеркнув роль женщин - хранительниц семейного очага, их милосердие, ответственность и важную роль в укреплении государства.

В прошлом году конференция прошла в Иссык-Кульской области и была посвящена теме доступа лиц с ограниченными возможностями к правовой помощи. Сейчас продолжается мониторинг исполнения принятых рекомендаций. Ош был выбран местом третьей встречи, потому что немалая часть от общего количества обратившихся за помощью пострадавших женщин проживает в южном регионе.

Каждая подобная встреча с участием судей, прокуроров, представителей правоохранительных органов, адвокатов и активистов является хорошей возможностью для обмена опытом и мнениями, здесь критика конструктивна, а рекомендации конкретны и реальны.

- Наша задача в повышении чувствительности и осведомленности в вопросах гендерного насилия. Опыт показал, что мужчины в госструктурах тоже понимают глубину и важность проблем. Нам отрадно, что они с нами участвуют в обсуждении, - заметила Нуриана Картанбаева, руководитель правовой программы Фонда «Сорос-Кыргызстан».

Что выявило исследование судебной практики по преступлениям в отношении женщин и девочек?

Согласно Национальному плану действий по достижению гендерного равенства до 2020 года, в стране проводятся мероприятия с целью содействия правильному и единообразному применению судами норм права по преступлениям в отношении женщин и девочек. Одним из них было проведение исследования судебной практики по преступлениям в отношении женщин и девочек, проведенное Ассоциацией женщин-судей при поддержке ПРООН и Госдепартамента США.

Исследование проводилось в 2012-2015 годах по 14 параметрам и 8 статьям Уголовного кодекса. Как отметила экс-судья Гульнара Дуйшенбекова, это было первое подобное исследование в странах Центральной Азии, по его рекомендациям был подготовлен учебный модуль для судей, который успешно используется в Высшей школе правосудия при обучении судей ведению дел, связанных с гендерными преступлениями.

Было изучено 1029 дел, представленных местными судами. Были опрошены 10 судей, 6 адвокатов, потерпевшие женщины и законные представители потерпевших несовершеннолетних, всего 30 глубинных интервью. Сбор информации проводился с февраля по май 2017 года. Исследователи столкнулись с проблемами поиска потерпевших, так как они меняли местожительства, нужно было получить согласие на интервью. Большую помощь оказали сотрудники Ассоциации кризисных центров Кыргызстана, в составе которой 14 организаций, оказывающих помощь жертвам насилия.

По данным Министерства внутренних дел, за 2010-2014 годы было зарегистрировано 35 759 преступлений в отношении женщин, в том числе и по преступлениям против половой неприкосновенности, принуждению к вступлению в брак, причинению вреда здоровью. За 2014 год по фактам изнасилования и покушения на изнасилование зарегистрировано 253 случая, принуждению к вступлению в брак - 22.

Из изученных 1029 дел по 8 статьям УК, 756 дел были по статье «Изнасилование», 71 дело по статье «Насильственные действия сексуального характера», 83 дела по статье «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летия», 49 дел по статье «Развратные действия», 46 дел по статье «Принуждение к вступлению в брак» и др. Дела по изнасилованию составили 73% от всех дел, рассмотренных судами по гендерным преступлениям. Наибольшее количество судебных дел по изнасилованию приходится на Бишкек (29%) и Чуйскую область (26%), наименьший показатель в Баткенской и Таласской областях (по 3% в каждой).

Возрастной анализ показал, что чаще всего сексуальному насилию были подвержены женщины в возрасте 19-25 лет (31%), затем женщины 26-35 лет (28%). Довольно высокая цифра в отношении женщин старше 60 лет - 6%.

В отношении несовершеннолетних было рассмотрено 48 дел, где пять из них были в отношении малолетних - до 14 лет.

В судебных актах не всегда отмечается уровень образования потерпевшего, поэтому анализ был дан по делам, где эта информация была указана. По части статьи «Изнасилование» наибольшее количество преступлений было в отношении женщин со средним образованием - 63%, с высшим образованием было 11% женщин.

Анализ лиц, совершивших преступления по этой статье, показал, что наиболее часто к уголовной ответственности привлекались лица в возрасте 26-35 лет (37%), на втором месте 18-25 лет, на третьем 36-45 лет. Семейное положение показало, что привлеченных по части 1 статьи 129 было 45,6% холостых мужчин и 43,3% женатых. Примерно в семь раз меньше количество разведенных мужчин, совершивших сексуальное насилие. Наибольшее количество привлеченных по 129 статье имеют среднее образование - 74%. Эксперты сделали вывод, что образовательным учреждениям надо уделить больше внимания культуре взаимоотношений между мужчинами и женщинами, о способах противодействия насилию.

Анализ дел по статье 132 УК КР за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летия, показал, что за 4 года было принято 82 итоговых акта, из них 20 обвинительных приговоров, 2 оправдательных, 60 постановлений о прекращении дел. Дела прекращены на основании встречных заявлений, примирения сторон и отказа от поддержания обвинения.

Что касается мест, где наиболее часто совершалось сексуальное насилие, то это были улицы, базары, школы, детские сады, гостиницы и салоны автомашин. По времени на первом месте это период с 18 до 24 часов, затем с часу ночи д 6 часов утра. В отношении несовершеннолетних это период с 12 часов дня до 18 часов вечера.

По данным Национального статистического комитета, в 2015 году по проблемам домашнего насилия 8 458 граждан обратились в суды аксакалов и кризисные центры (82,5%). Эксперты отмечают, что граждане предпочитают обращаться в кризисные центры, так как там оказывают комплекс услуг правового, психологического, социального характера. В судах аксакалов нередко пострадавшие женщины испытывают еще большую виктимизацию и дискриминацию, когда их обвиняют в провоцировании насилия и советуют терпеть и не распространять конфликт за пределы семьи.

- Потерпевшие сталкиваются с системой, которая не готова признать их специфический статус, оказать реальную защиту, помощь и уважение их права на справедливое суд разбирательство. С самого начала они вынуждены убеждать следствие, что они — потерпевшие. Большинство из них не получили своевременную психологическую помощь, что ложится тяжким грузом на их дальнейшую жизнь, - отметила Гульнара Дуйшебекова.

Из совершенных преступлений небольшая часть заявляется в милицию, а еще меньшая часть получает продолжение в виде возбужденных уголовных дел и доходит до судов. В 2015 году суды рассмотрели всего 137 дел по статье 129 УК - «Изнасилование». Преступления в сфере сексуального насилия носят латентный характер, многие женщины не обращаются в милицию. Причинами являются чувство стыда и страха, недоверие к правоохранительным органам, боязнь огласки и общественного осуждения, коррупция в госорганах. Женщины отмечали неуверенность в том, что милиция и суд защитят их, при этом многие не знали о существующих методах сбора доказательств в защиту своих прав.

Нарушения в делах о преступлениях в отношении женщин и несовершеннолетних во многом схожи. Практически каждый взрослый, узнав о половом насилии в отношении своего ребенка, решал: заявлять или не заявлять в органы внутренних дел. Исследование показало, что большинство родителей не обращались в правоохранительные органы, так как не знали признаков насилия и не знали, что делать в подобных случаях. Часто решение обратиться в милицию приходило спустя несколько дней, когда многие важные доказательства были утеряны (детей искупали, одежду постирали и выкинули).

Нарушения прав начинались с момента подачи заявления, были случаи отказа в приеме заявления, один такой случай привел к тому, что потерпевший повторно подвергся насилию сексуального характера.

Следующий этап: взятие показаний проводится в кабинете, где работают несколько следователей, каждый из которых принимает своих людей. Отсутствие конфиденциальности имеет важное значение в работе с потерпевшей женщиной или несовершеннолетним, влияющее на уровень доверия к правоохранительным органам. Почти все респонденты были вынуждены давать показания в присутствии третьих лиц. В ряде случаев имело место умышленное распространение информации о жертве с целью ее дискредитации и давления. При этом никто не был привлечен к ответственности за нарушение конфиденциальности информации.

Было немало случаев нарушения принципа безопасности, когда группы поддержки обвиняемых из числа родственников и адвокатов имели возможность посещать потерпевших дома или в больнице и уговаривали или угрожали, чтобы они отказались от поддержки обвинения, написали встречное заявление. Не все могут выдержать такое давление, по данным Омбудсмена, 86% дел о сексуальном насилии в отношении детей прекращаются за примирением сторон с возмещением материального и морального вреда или из-за отказа законных представителей от обвинения.

Предложения и рекомендации

Если проблему инфраструктуры помещений, где проводятся допросы потерпевших, можно решить поиском отдельного кабинета для соблюдения конфиденциальности, то существует методологические сложности ведения допросов - в ОВД не хватает квалифицированных, опытных сотрудников, прошедших обучение навыкам ведения таких дел.

По причине текучести кадров, частой смены следователей, отсутствия практики фиксации допросов на средства аудио- и видеозаписи, потерпевшие вынуждены вновь давать показания, испытывая сильное психологическое волнение из-за необходимости вспоминать детали пережитого насилия - так называемая повторная виктимизация. Все это отдаляет потерпевших от участия в ведении дела.

Эксперты настоятельно рекомендуют использовать современные методы ведения допросов с использованием аудио- и видеофиксации, систематически обучать сотрудников особенностям ведения подобных дел, привлекать к работе женщин-следователей, особенно в сельской местности, где много религиозного населения.

Эксперты рекомендуют назначать психолого-психиатрические экспертизы каждой потерпевшей женщине и каждому несовершеннолетнему.

Эксперты выявили, что в большинстве случаев сотрудники правоохранительных органов проявляли чуткость и понимание к психологическому состоянию жертвы, но были жалобы на дискриминацию, например, следователь своими вопросами подводил женщину к тому, что она сама виновата в случившемся. «Следователь меня все время упрекал и ругался, что я сама виновата. Он сказал, что если бы я не давала повода, то никто бы не насиловал. Говорил, что во всем виноваты женщины. Он был груб, винил меня в том, что я сама виновата», - из ответа респондента.

Из-за занятости и нехватки времени допросы потерпевшей и обвиняемого могут назначаться в одно и то же время, они могут встретиться в коридоре, где на потерпевшую вновь могут оказать давление в виде угроз и оскорблений со стороны обвиняемого и его близких. Такая же практика существует и в судах, когда потерпевшая вынуждена давать показания при обвиняемом, хотя она имеет право сделать это без него. Не все потерпевшие знают о возможности отказа от очной ставки. Поэтому органам следствия и судам следует учитывать эти моменты при назначении времени допроса, чтобы снизить вероятность давления на потерпевших, например, назначать в разные дни, использовать разные входы в помещения.

Практика показывает, что жертвы насилия не знают своих прав, например, о праве на адвоката, хотя существует мнение, что ее интересы представляет сторона обвинения. Как правило, многие из них малоимущие и не могут нанять адвоката. Согласно закону о гарантированной государством юридической помощи, потерпевшие женщины и несовершеннолетние имеют право на бесплатного адвоката.

Адвокат способствует соблюдению процессуальных прав потерпевших, обеспечивает незамедлительное реагирование на нарушения, дает клиенту чувство защищенности. Сотрудники кризисных центров неоднократно замечали, что если большинство потерпевших не имели адвоката, тогда как обвиняемый имел от одного до трех адвокатов и значительную группу поддержки из числа родственников и близких. И если бы не работа кризисных центров, то многие дела не доходили до суда.

Когда в насилии обвиняется близкий человек, возникают сложности с назначением законного представителя потерпевшему несовершеннолетнему. Например, в некоторых случаях законным представителем назначали мать пострадавшего ребенка, хотя было известно о ее связи с обвиняемым, и она выступала не в интересах ребенка, а интересах обвиняемого. Назначение законного представителя требует тщательного изучения.

Эксперты обнаружили случаи переквалификации статей обвинения, в частности, когда изнасилование было переквалифицировано в добровольное половое сношение с лицом, не достигшим 16-летия. Пострадавший человек зависим, он боится и не знает, как себя защитить и обезопасить, но суд это не учитывал. Правозащитники отмечали, что в случаях отказа от поддержания обвинения суд не давал оценки причин отказа, поэтому судьям было рекомендовано тщательно изучать причины таких отказов и отражать это в судебном документе.

Судьи не торопятся выносить частные определения, а прокуроры - акты прокурорского реагирования по тем или иным нарушениям. Прокуроры демонстрируют невысокий уровень профессионализма, отсутствие заинтересованности в защите прав потерпевших. Роль прокурора и представителей отдела по поддержке семьи характеризуется как пассивная, безучастная.

Вновь поднимали вопрос несвоевременного начала судебных заседаний, переноса процессов. Суды не проявляют приверженности рассмотрения дел в установленные сроки, что приводит к неуважению к суду и пренебрежительному отношению к его заседаниям со стороны участников процесса. Длительные суды негативно отражаются на состоянии потерпевших. Судам рекомендовано строго следовать установленным срокам рассмотрения дел и в каждом случае разъяснять сторонам причины отложения, приостановления или прекращения дел.

Согласно нормам, преступления против половой неприкосновенности рассматриваются на закрытом заседании. Но по данным респондентов, на таких процессах нередко присутствовали третьи лица под видом общественных защитников, что приводило к разглашению сведений о личной жизни потерпевших. Небрежное отношение судей к установлению личности лица, которое имеет право присутствовать на процессе, может отразится на безопасности потерпевшего, его законного представителя и защитника.

Не было примеров, чтобы привлекали к уголовной ответственности лиц, оказывающих психологическое давление на пострадавших. Судьям рекомендовано своевременно реагировать на нарушения правил поведения в заседании и принимать меры процессуальной защиты.

Равнодушие судей, прокуроров и адвокатов к психоэмоциональному состоянию потерпевшего, отсутствие гендерной чувствительности снижает степень доверия людей к судебной системе. Поэтому одной из задач конференции было привлечение внимания к теме проявления чуткости и понимания к состоянию потерпевших со стороны судей, прокуроров, адвокатов. Было рекомендовано приглашать на следствие и процессы специалистов: психологов, педагогов.

Исследование показало, что адвокаты обвиняемых часто выстраивают версию неблаговидного поведения пострадавшей, что спровоцировало насилие. Они занимаются поиском любых фактов для формирования «плохой» репутации. Но суды не реагируют на подобные нарушения профессиональной этики адвокатов, нарушения конфиденциальности информации о потерпевшем, дискриминацию и оскорбления.

Генеральной прокуратуре рекомендовано усилить работу по повышению квалификации прокуроров по применению законодательства по гендерным преступлениям и вести системный контроль по этим делам.

В суд поступает готовое дело и судьи отмечают слабую доказательную базу. «У нас нет экспертизы ДНК и это большая проблема. Наличие этой экспертизы сняло бы многие вопросы», - заметила судья Анара Омуралиева. Она согласна, что надо использовать современные средства фиксации допросов, приглашать психологов для потерпевших, надо повышать уровень отделов поддержки семьи и детей и способствовать социальной справедливости через подачу исков в гражданском порядке о возмещении материального и морального ущерба.

Судья также озвучила давнюю проблему - необходимости поддержки на государственном уровне кризисных центров: «Осужденных мы содержим, а потерпевших нет. Почему бы не создавать кризисные центры на постоянном гособеспечении?». Практика показывает, что кризисные центры получают лишь частичную помощь от государства, а в большей степени зависят от донорской поддержки. Они работают независимо от наличия финансирования, изыскивают средства на поддержку шелтеров и офисов за счет спонсорской помощи, но и она бывает разовая.

С целью профилактики гендерных преступлений нужна всесторонняя работа с населением. «Не в каждом селе есть школа, но в каждом селе есть мечеть, поэтому надо вести просветительскую работу и через служителей мечети», - предложила Гульбара Калиева, судья Верховного суда. Районные суды должны теснее работать с судами аксакалов, использовать этот институт для искоренения семейного насилия, нужно обратить внимание на повышение гендерной ориентированности их деятельности. Судья еще раз подчеркнула значимость ответственности судей при вынесении судебных актов, особенно мотивировочной части: «Мы выносим решение по внутреннему убеждению, но опираемся на законы».

Эти и другие нарушения являются препятствиями в реализации прав потерпевших от гендерных преступлений на справедливое уголовное расследование и справедливое судебное разбирательство. Авторы исследования и организаторы конференции надеются, что предложенные рекомендации будут реализованы соответствующими структурами, что будет способствовать соблюдению гендерного равенства и реализации права на справедливый суд.

Фото автора.

 

 

3979

Написать комментарий: