Вступление Кыргызстана в ЕАЭС во многом было связано и с решением проблем наших трудовых мигрантов на евразийском пространстве. Как известно, всего кыргызских внешних трудовых мигрантов насчитывается примерно 650-750 тыс. человек. Причем, это далеко не самая точная цифра, т.к. у нас не поставлен на должный уровень учет уезжающих на постоянную и сезонную работу.
Многие перемещались нелегально, минуя официальные каналы, по знакомству или рекомендации знакомых. Большинство наших мигрантов, по данным Государственной регистрационной службы КР, выезжает в Россию - 540 тыс., далее идет Казахстан - 113 тыс. В Ю. Корее находится 15 тыс., Турции - 14 тыс., дальнем зарубежье - до 30 тыс. наших граждан.
Ежегодно из страны уезжает до 50 тыс. граждан КР. В основном это молодые и полные сил люди - 76% составляют граждане до 35 лет, 60% - семейные. Едут главным образом из-за высокой безработицы в республике и низких заработных плат и доходов. Денежные переводы наших мигрантов составляют примерно 30% ВВП страны.
Одни из них хорошо устраиваются, финансово поддерживают своих родственников в Кыргызстане, накапливают первоначальный капитал, чтобы начать собственное дело. Другие попадают в трудные жизненные условия. Теряют деньги, документы, а иногда и жизнь. Попадают в рабство, цена которых на рынках высока - от 10 до 50 тыс. долларов США. В 2015 г. из рабства в КР вернули 175 граждан. В трудные жизненные условия, как правило, попадают нелегалы, которые едут наобум, не встают на консульский учет, не имеют сведений об условиях работы, своих правах, чем нередко злоупотребляют работодатели в погоне за скорой прибылью.
Трудоустроиться трудовым мигрантам, обрести надежные гарантии защиты своих прав, доступ к человеческим благам и достойной жизни помогают международные организации (Международная организация миграции - МОМ), правительства принимающих мигрантов стран, правительства отправляющих мигрантов, работодатели, правозащитные организации и т.д.
В частности, сейчас уже решена проблема неурегулированности статуса мигрантов, которое приводило их к привлечению к административной ответственности и обману со стороны работодателей. Представьте, каким трудным было положение трудовых мигрантов, если половина из них находилась в странах с нарушением закона. Они становились лакомой добычей коррумпированных чиновников, правоохранительных работников, криминалитета, недобросовестных работодателей.
Генеральной Ассамблеей ООН 18 апреля 1990 г. была наконец принята резолюция за № 45/158, и международная трудовая миграция стала регулироваться Конвенцией о защите прав всех трудящихся. Согласно этому акту международные трудовые мигранты получили статус трудящихся-мигрантов или лиц, которые занимаются или будут заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он не является.
Цель политики в области трудовой миграции - не просто пересечь границу и пограничный контроль, как наивно думают иные. Цель - реализовать права человека на свободу перемещения, содействие сокращению безработицы, повышение благосостояния людей, предотвращение утечки интеллектуального потенциала за границу, защита прав и интересов мигрантов в странах пребывания.
Целью также является рационально использовать трудовые ресурсы, ликвидировать дисбаланс населения в разных регионах и странах, избыток или недостаток рабочей силы, неравенство доходов и возможностей в разных странах, неравномерность мирового экономического развития.
Мировыми центрами притяжения иммиграционной рабочей силы в настоящее время являются США, Канада, Австралия, некоторые страны З. Европы - особенно Германия, Франция, Великобритания, Италия, нефтедобывающие страны Б. Востока - Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, ОАЭ, страны АТР - Япония, Ю. Корея, Малайзия, Сингапур, Бруней, Тайвань и др.
В настоящее время в мире насчитывается около 120-200 млн. регулируемых мигрантов. Ежегодно их число пополняет около 20 млн. человек.
Благодаря этой политике трудовые мигранты должны получить доступ к охране здоровья, образованию, защите от насилия, праву собственности на имущество, на пенсионное обеспечение, избирательному праву. Но не видно, чтобы Кыргызстан активно работал по всем этим направлениям миграции, заключал договора с другими государствами, испытывающими острый недостаток трудовых ресурсов, кроме тех, которые мы перечислили в самом начале статьи.
Значит, дело трудовой миграции не поставлено на принципиальные основы, поток, зависит от эмоций и настроения, а тысячи наших граждан на свой страх и риск продолжают уезжать из страны. Я знаю по словам своего высокопоставленного знакомого, что еще в 2006-2007 гг. Госкомитет по трудовой миграции КР вел переговоры с республиками Балтии, чтобы направить туда наших трудовых мигрантов.
Благодаря его энергии, нам удалось открыть дорогу нашим трудовым мигрантам в Ю. Корею, на очереди стояли литовцы и др. Прибалтийцы, вступив в ЕС, массово поехали работать в Европу, где зарплата выше. Стал ощущаться дефицит рабочей силы в этих странах. Власти этих республик хотели, чтобы к ним приезжали мигранты именно из Кыргызстана - демократической страны, где люди хорошо говорят на русском языке и имеют хорошую квалификацию. Но моего, работящего и энергичного, опытного и знающего знакомого вдруг уволили, и с тех пор что-то не видно, чтобы наши трудовые мигранты организованно выезжали в страны Балтии.
На выборах президента КР 2017 г. за границей мы вообще увидели удручающую картину. За границей сейчас проживает около миллиона наших граждан, но проголосовать сумело только 18,5 тыс. человек. Для них открыли только 34 избирательных участка, сославшись на экономические трудности страны. В итоге львиная доля граждан КР не смогла реализовать свое конституционное право на выбор! Это люди, которые знают цену жизни, люди зрелого сознания и высокой ответственности.
Равнодушие политиков и официальных властей к интересам мигрантов объяснимо тем, что они в странах СНГ, которые не имеют достаточно хорошего опыта работы с трудовыми мигрантами, не имеют возможности голосовать и выбирать власть. В Швеции мигранты, например, имеют право голосовать и выбирать своих представителей в органы местного самоуправления, чтобы они активнее интегрировались в местные сообщества, совместно с местным населением решали общие проблемы.
Получается, что мигранты не интересны как политикам страны принимающей, так и политикам страны, отправляющей мигрантов. Поэтому Кыргызстан мало заинтересован в том, чтобы помогать им решать их проблемы. И этим объясняются итоги голосования за границей, где действующая власть получила мало голосов. Значит в ЕАЭС их положение мало изменилось от прежнего?
А ведь при нынешнем их количестве они могли бы решить судьбу любых выборов. А они хотели, желали голосовать, что мы хорошо видели по новостным сообщениям и экранам телевизоров. Поэтому в миграции мы теряем своих граждан, которые переходят в гражданство стран пребывания. А кто тогда будет строить нашу страну? И что теперь такая ситуация будет сохраняться на века или же наша власть начнет просыпаться и предпринимать активные меры, чтобы защитить избирательные права наших граждан, применяя новые технологии?
И что будет с нашими трудовыми мигрантами и их правами, если начнется разлад в ЕАЭС? Как это негативно отразится на их жизни в случае продолжения обострения отношений Кыргызстана с Казахстаном и другими членами союза, который уже окрещен у нас с высокой трибуны «скотным двором»? А если положение наших трудовых мигрантов не изменилось, тогда может начнем перенаправлять миграционные потоки в более благополучные страны, где их проблемы уже решены или решаются.
Фото Time.kg
Комментарии