12 октября на экспертном совещании в российском Центре науки и культуры города Ош участники пришли к единому выводу: с целью профилактики экстремизма и терроризма нужно просвещение по основам религиоведения, особенно среди молодежи как наиболее уязвимой категории граждан.
Тема мероприятия «Насильственный экстремизм - общенациональная угроза» объединил экспертов из духовенства, Государственной комиссии по делам религий, оперативной группы пограничников России в Кыргызстане, теологов.
«Ислам и экстремизм - два совершенно разных понятия», - акцентировал внимание организатор встречи Василий Алексеев, директор Центра науки и культуры. Он добавил, что необходимо четко разделять эти понятия и заниматься просвещением среди населения.
Представитель городского казыята Сирожидин-ажы согласился с ним, что в последнее время наблюдается искажение ислама как религии: «Восприятие ислама как насильственной религии - это неправильно. Надо объяснять, что такое истинный ислам. Весь мир страдает от экстремизма. Мы против экстремизма и терроризма».
Он добавил, что все начинается с семьи, советское время наложило свой отпечаток на отношение к религии, когда из-за незнания отцы не могли своим детям толком разъяснить религиозные понятия и нормы, а в поисках ответов на вопросы молодежь может углубиться в любое религиозное течение: «Человек не может без религии, ее надо знать с детства». Он подчеркнул значение женщины в мусульманской семье как источника знания для членов семьи: «Если женщина перешла в радикализм, то она увлечет за собой остальных членов семьи».
С ним согласился представитель УВД Ошской области Нурбек Шерикбаев, отметив, что если мужчины общаются на религиозные темы при посещении мечети, то женщинам, как правило, негде собираться, что ведет к образованию ячеек в частных домах. Участники подняли вопрос домашнего обучения религии в так называемых худжрах, которые появились после распада Советского Союза, но в последнее время оказались под запретом, так как нет достоверной информации о том, кто и чему обучает за соседним забором и неизвестно к каким последствиям это может привести.
Духовное лицо из казыята выступает за обязательную регистрацию и аттестацию религиозных объединений. Сирожидин-ажы добавил, что в мечетях не работают те, кто вовлекает в радикальные течения. Несмотря на запреты, худжры продолжают существовать, но Госкомиссия по делам религий и правоохранительные органы ведут работу в этом направлении, уверили их сотрудники.
Представитель правоохранительных органов напомнил и другие пути радикализации: «обработка» студентов, обучающихся за рубежом, и трудовых мигрантов, оторванных от родины и уязвимых в правовом плане, объединяющихся в группы, где любой лидер может навязать иное понимание традиционной конфессии.
Обсуждая проблемы радикализации, протоиерей Виктор Реймген, настоятель ошского храма Архангела Михаила, заметил, что СМИ и социальные сети являются мощным инструментом как для вовлечения в экстремизм, так и для его профилактики. Он озвучил необходимость поддержки проектов с вовлечением молодежи, использованием возможностей медиа, проведением социологических исследований с целью анализа и рекомендаций для повышения уровня религиозного и светского образования, разъяснения и пропаганды.
Основной электорат для вовлечения в экстремистские организации - это молодежь, поэтому через спорт и другие мероприятия надо занимать ее интересными и полезными делами. Протоиерей добавил, что нужно вести работу по увеличению количества и качества специалистов-религиоведов. «Одним из инструментов предупреждения экстремизма должно стать совместное противодействие государства и религиозного общества деструктивным религиозным течениям и их деятельности», - сказал священнослужитель.
Акмат Оморов, специалист Южного представительства Госкомиссии по делам религий при президенте КР, отметил, что с каждым годом в стране увеличивается количество религиозных организаций. Сейчас в стране действует более 2450 мечетей, около 380 христианских религиозных организаций. По данным Госкомиссии, в Кыргызстане запрещена деятельность 20-ти религиозных организаций, признанных экстремистскими и террористическими. По его убеждению, привнесенные извне иные толкования способствовали появлению противоречий и усилению радикализма.
Госполитика основывается на профилактике с целью недопущения приобщения населения к подобным течениям. В 2008 году обновлен закон о религиозных организациях. С целью просвещения в пилотных школах был введен предмет религиоведения: «Я ознакомился с учебником, там есть информация об истории религии, основные понятия об основных конфессиях. По-моему, для детей этого достаточно». Для более углубленного изучения есть религиозные учебные заведения, прошедшие регистрацию в Госкомиссии и Министерстве образования. Протоиерей Виктор Реймген добавил, что этот вопрос требует обсуждения, доработки, надо выяснить, как дети усваивают и воспринимают этот предмет.
Теолог, доцент кафедры политологии теологического факультета ОшГУ Тимур Козукулов уверен, что именно просвещение является действенным механизмом противодействия экстремизму: «Единственный объективный подход - надо работать в сфере образования. Когда ведешь профилактическую беседу со взрослым человеком, он через два часа все забудет, а когда с детства разъясняешь основы традиционного ислама, это останется навсегда». В вопросе увеличения количества медресе он придерживается мнения, что нужен диалог, а не просто критика, медресе надо не закрывать, а развивать и поддерживать, чтобы у них была четкая программа, грамотные специалисты.
Генеральный консул России в Оше Роман Свистин поднял проблему деятельности деструктивных течений христианской направленности. Он привел пример запрета деятельности религиозной организации Свидетелей Иегова в России и поступления писем поддержки от приверженцев этого направления среди жителей юга Кыргызстана. Виктор Реймген пояснил, что у нас в стране Свидетелей Иегова нельзя причислить к экстремистской организации, так как их деятельность не запрещена законом. Что касается других течений, то в Кыргызстане есть псевдо-христианские движения, но их активность пошла на спад, в этом заслуга работы традиционных религиозных общин, Госкомиссии и правоохранительных органов, отметил он.
Вопрос финансирования религиозных течений волнует многих граждан, участники совещания еще раз напомнили, что секты - это бизнес на религии, это административно-финансовая пирамида, их образование и деятельность выгодны «верхушке» - небольшой группе людей, которые держат остальных в строгой дисциплине и подчинении. Обработка каждого новичка сводится к тому, чтобы он передал все свое имущество и проценты от дохода в пользу общины. Удержание людей основано на страхе физического воздействия вплоть до устранения. Существуют разные подходы обработки людей, но схема одинаковая.
На встрече сказали, что сейчас наблюдается спад вовлечения в экстремистские течения, а угроза исходит от лиц, вернувшихся из мест военных действий. Представители оперативной группы пограничников России в Кыргызстане коротко рассказали о своей работе в плане предотвращения распространения экстремизма и терроризма. Сотрудничество также выражается и в обмене информацией по запросам коллег.
«Любое проявление экстремизма - это серьезная угроза и мы ей противостоим. У террористов и экстремистов нет национальности и границ государств. Это всеобщая беда и нам приходится бороться с этим сообща. Мы говорим экстремизму: «Нет!» - сказал Василий Алексеев.
Фото автора.
Комментарии